Файл: 1. Описание судна и его энергетической установки. 6 3 Общесудовые системы. 10.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3/ч, напором 0,2 МПа, частотой вращения 1420 мин-1 в сепаратор льяльных вод, откуда очищенная вода через контролирующий датчик удаляется за борт. Топливно–масляные отходы сливаются в цистерну №12 для дальнейшей сдаче на берегу.
Для осушения конкретной цистерны необходимо: включить осушительный насос на осушение этой цистерны, открыть проходной клапан осушения данной цистерны и запустить осушительный насос. После осушения цистерны система приводится в исходное положение.
Два балластно–осушительных насоса служат, как для балластной, так и для осушительной систем.
При стоянке у пирса, где обеспечен забор отходов, осушение трюмов произведем насосом по специальному трубопроводу на баржу или в береговые емкости.
Рисунок 4 – Принципиальная схема осушительной системы
Противопожарная водяная система предназначена для тушения пожара на судне и подаче морской воды при мойке палуб (рис. 5).
Система включает два вертикальных центробежных пожарных насоса марки 63Wsa производительностью 63 м³/ч, напором 0,8 МПа и частотой вращения 2910 мин-1 каждый, основной и резервный. Основной пожарный насос находится в кормовом МО, а аварийный под парусной мастерской. Основной насос всасывает забортную воду из кингстонной магистрали кормового МО и подает в общую напорную магистраль, проходящую под настилом верхней палубы.
От общей напорной магистрали идет трубопровод к трем пожарным кранам, установленным на верхней палубе и пятнадцати пожарным кранам – на главной палубе.
Для контроля давления в напорной магистрали установлены манометры в рулевой рубке, в ЦПУ, пожарном посту и непосредственно у насоса.
Рисунок 5 – Принципиальная схема водяной противопожарной системы
Система водоснабжения предназначена для обеспечения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых потребностей экипажа. На УПС система водоснабжения не делится на систему бытовой и забортной воды.
Принципиальная схема системы водоснабжения приведена на рис.6.
Система водоснабжения включает:
- 4 цистерны пресной воды (№5 ПБ–120т, №5 ЛБ-104,5т, №6 ПБ-53,2т, №6 ЛБ - 53,2т). Общий запас воды – 330т;
- два центробежных насоса производительностью 100…200 л/мин, предназначенные для подачи воды из цистерн в пневмогидроцистерну емкостью 1500 л;
- стерилизатор воды СВ-4В;
- три утилизационных водоподогревателя, использующих тепло выпускных газов дизелей и один электроподогреватель емкостью 1500л;
два насоса перекачки горячей воды производительностью 10…25л/мин;
опреснительная установка обратного осмоса.
Для подачи холодной воды к потребителям (к умывальникам и в туалеты) вода из одной из 4х цистерн, насосом нагнетается в пневмогидроцистерну (гидрофор).
Пуск и остановка насоса происходит автоматически от датчиков гидрофора.
Из гидрофора вода под давлением 0,3…0,5 МПа, пройдя стерилизатор подается к потребителям холодной воды.
Горячая вода после стерилизатора проходит последовательно через три утилизационных подогревателя (при работе дизелей) или через электроподогреватель и поступает в аккумуляционную цистерну, а затем к потребителям. При отсутствии расхода горячей воды, она циркулирует по замкнутому кругу. Аккумуляционная цистерна служит накопителем горячей воды как расширительный бак.
Рисунок 6 – Принципиальная схема системы водоснабжения
Для обеспечения судового экипажа пресной водой на судне установлена опреснительная установка обратного осмоса.
Все судовые стоки делят на сточные и хозяйственно – бытовые, которые включают в себя:
стоки и прочие отходы из всех туалетов, писсуаров и унитазов;
стоки из помещений, в которых содержаться животные;
стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов, и т.п.);
производственные стоки.
К хозяйственно-бытовым водам относят стоки из умывальников, душевых, прачечных, ванн, стоки от моек оборудования камбуза и других помещений пищеблока.
Сточная система и хозяйственно-бытовых вод представлена на рис.7.
Сточная система включает очистительное сооружение ЛК-200П, трубопроводы, и унитазы гальюнов.
Установка ЛК-200П предназначена для защиты от загрязнения сточными водами прибрежных вод, закрытых морских акваторий и других водных пространств, оговоренных в конвенции по предотвращению загрязнения моря.
Система хозяйственно – бытовых вод состоит из 4 цистерн, 4 центробежных насосов и трубопроводов с арматурой.
Хозяйственно – бытовые воды из умывальников, душевых, прачечной и камбуза стекают в соответствующие цистерны, оснащенные датчиками уровней, посылающие сигнал в ЦПУ на пуск (остановку насосов).
В цистерну «А» емкостью 0,6 м3, расположенную в носовой части судна, производится слив хозяйственно – бытовых вод:
В цистерну «Б» вместимостью 1,2 т, расположенной в носовой части МО, производится слив из умывальников кают матросов.
Цистерна №11 вместимостью 1,4 т, расположенную в районе КМО, производится слив из:
В цистерну №18 вместимостью 2,4 т, расположенную в районе тунеля гребного вала, сливаются воды из:
В качестве резервной емкости предусмотрено использование сточно - балластной цистерны №3, вместимостью 44,4 т. После использования сточно – балластной цистерны №3, ее необходимо промыть раствором хлорамина, который подается в нее по съемным шлангам от бака с раствором.
Рисунок 7 – Система хозяйственно-бытовых вод
Система судовой вентиляции служит для подачи в помещения судна наружного воздуха с целью обеспечения заданного воздухообмена и подразделяется на естественную и искусственную.
На УПС «ПАЛЛАДА» система вентиляции состоит из трех автономных блоков - носового, среднего и кормового, которые разделены водонепроницаемыми переборками.
Носовой блок (с 85 по 130 шп.). Склад красок и помещения подшкипера оборудованы естественной вентиляцией. Парусная мастерская вентилируется принудительно вдувным вентилятором.
Коридор и помещения в районе столярной мастерской вентилируются вытяжным вентилятором, установленным на носовой надстройке. Этим же вентилятором происходит вентиляция коридора главной палубы. Провизионные кладовые вентилируются вдувным и вытяжным вентиляторами, причем на вдувном (приточном) трубопроводе установлен влагоотделитель.
Помещения камбуза так же вентилируются вдувным и вытяжным вентиляторами. Вдувная магистраль оснащена подогревателем и влагоотделителем.
Помещения, расположенные на главной палубе (учебный класс, курсантская столовая с раздаточной). Вентилируются вытяжным вентилятором от судовой системы вентиляции и вдувным от системы кондиционирования.
Средний блок (с 35 по 85 шп.). Носовое машинное отделение МО вентилируется вытяжным вентилятором.
Каюты команды и коридор на твиндечной и главной палубах вентилируются вытяжным вентилятором, установленным в носовой части средней надстройки. Кормовое МО вентилируется вдувным и вытяжным вентиляторами. Подача свежего воздуха производится осевым вентилятором, установленным на средней надстройке, а вытяжка центробежным вентилятором, установленным в корме средней рубки; им же отбирается воздух из курсантских гальюнов и душевой. Перед вентилятором стоит влагооделитель. В помещения инсинераторной и прачечной подача воздуха осуществляется от осевого вентилятора.
Кормовой блок (с 0 по 35 шп.) вентилируется принудительно тремя вытяжными вентиляторами. Приток свежего воздуха в каюты и кают-компанию производится от судовой системы кондиционирования.
Вентилятор, установленный на палубе кормовой рубки, забирает воздух из гальюнов и душевой на твиндечной палубе, из помещения гладильной (прачечной) и из гальюнов на главной палубе.
Вентилятор, расположенный на палубе кормовой надстройки производит вытяжку из помещений капитанского блока и радиорубки. Нижний осевой вентилятор вытягивает воздух из румпельной, кают-компании с буфетной и из коридоров главной палубы.
Система кондиционирования воздуха. (рис. 8) предназначена для поддержания в обитаемых помещениях комфортных условий, которые характеризуются температурой и влажностью воздуха.
Система состоит из 4-х автономных кондиционеров и дополняет общесудовую систему вентиляции, которые работают на нагнетание охлаждённого (подогретого) воздуха в жилые помещения (кубрики и каюты) и отдельные служебные помещения (столовые, аудиторию, рубки, ЦПУ и др.).
В состав системы входят: фреоновый компрессор, маслоотделитель, конденсатор, ресивер, теплообменник, системы трубопроводов, запорная и регулирующая арматура, щиты автоматики и
управления, центральные кондиционеры и воздушная система подачи кондиционированного воздуха в помещения. Хладоном является Фреон-22.
Система по фреону замкнутая и должна быть полностью герметичной, так как фреон – летучий газ.
Фреон компрессором «6w» (или «10W») подаётся в конденсатор через маслоотделитель, где охлаждаясь, превращается в жидкость и собирается в ресивер, откуда через теплообменник подается в испарительную батарею центрального кондиционера. Здесь он испаряется, отбирая тепло от проходящего через кондиционер воздуха. «Отработанный», превратившийся в газ фреон, пройдя теплообменник опять поступает в компрессор . Цикл повторяется. В кондиционер подается атмосферный воздух, фильтруется от пыли и, в зависимости от времени года подогревается и увлажняется или охлаждается и осушается. На выходе из охлаждающей батареи воздух проходит жалюзийный сепаратор, в котором влага , выделенная из воздуха в момент его охлаждения, стекает в поддон, а из поддона- в цистерну №16 , предназначенную для хранения котельной воды. Эта вода используется для подачи на умывальник, вынесенный на верхнюю палубу. Таким образом, охлажденный и осушенный воздух (подогретый и увлажненный) воздух вентилятором нагнетается по каютам и служебным помещениям.Каждый кондиционер обеспечивает свою группу помещений соответственно: №3- носовой отсек, № 2 – средний отсек; № 1- кормовой отсек; № 4- ЦПУ.
Забор воздуха в кондиционер производится из атмосферы и поэтому при открывании дверей или иллюминаторов холодный воздух уходит наружу и в этом помещении происходит повышение температуры. Надо помнить, что для нормальной работы системы кондиционирования воздуха необходимо обеспечение герметичности внутренних помещений судна.
Рисунок 8 – Система кондиционирования воздуха.
Система углекислотного пожаротушения предназначена для тушения пожаров в МО, кладовых красок, Л ВЖ и помещениях аварийного дизель-генератора и инсинератора. Принцип действия системы углекислотного пожаротушения заключается в следующем: Углекислота в жидком состоянии поступает по распределительным трубопроводам к соплам, расположенным в защищенных помещениях. При выходе из сопел углекислота переходит в парообразное состояние поглощая при этом теплоту окружающей среды. За счёт высокой плотности парообразная углекислота проникает под настил плит МО и затопляет снизу вверх объём герметизированного помещения. Время выпуска углекислоты 2 минуты. Состав станции: 23 баллона: 10 из них подключены на ветку «I», 11 баллонов подключены на ветку «II», 2 из которых открываются ручным приводом. Два баллона подключены на ветку номер «III» -пусковые баллоны. Два баллона из ветки «II» могут использоваться для тушения кладовых красок, АДГ, ЛВЖ.
После использования системы для тушения пожара все трубопроводы необходимо продуть сжатым воздухом, а с прибытием в порт заполнить баллоны углекислотой и привести систему в готовность к действию.
Для осушения конкретной цистерны необходимо: включить осушительный насос на осушение этой цистерны, открыть проходной клапан осушения данной цистерны и запустить осушительный насос. После осушения цистерны система приводится в исходное положение.
Два балластно–осушительных насоса служат, как для балластной, так и для осушительной систем.
При стоянке у пирса, где обеспечен забор отходов, осушение трюмов произведем насосом по специальному трубопроводу на баржу или в береговые емкости.
Рисунок 4 – Принципиальная схема осушительной системы
Противопожарная водяная система предназначена для тушения пожара на судне и подаче морской воды при мойке палуб (рис. 5).
Система включает два вертикальных центробежных пожарных насоса марки 63Wsa производительностью 63 м³/ч, напором 0,8 МПа и частотой вращения 2910 мин-1 каждый, основной и резервный. Основной пожарный насос находится в кормовом МО, а аварийный под парусной мастерской. Основной насос всасывает забортную воду из кингстонной магистрали кормового МО и подает в общую напорную магистраль, проходящую под настилом верхней палубы.
От общей напорной магистрали идет трубопровод к трем пожарным кранам, установленным на верхней палубе и пятнадцати пожарным кранам – на главной палубе.
Для контроля давления в напорной магистрали установлены манометры в рулевой рубке, в ЦПУ, пожарном посту и непосредственно у насоса.
Рисунок 5 – Принципиальная схема водяной противопожарной системы
Система водоснабжения предназначена для обеспечения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых потребностей экипажа. На УПС система водоснабжения не делится на систему бытовой и забортной воды.
Принципиальная схема системы водоснабжения приведена на рис.6.
Система водоснабжения включает:
- 4 цистерны пресной воды (№5 ПБ–120т, №5 ЛБ-104,5т, №6 ПБ-53,2т, №6 ЛБ - 53,2т). Общий запас воды – 330т;
- два центробежных насоса производительностью 100…200 л/мин, предназначенные для подачи воды из цистерн в пневмогидроцистерну емкостью 1500 л;
- стерилизатор воды СВ-4В;
- три утилизационных водоподогревателя, использующих тепло выпускных газов дизелей и один электроподогреватель емкостью 1500л;
два насоса перекачки горячей воды производительностью 10…25л/мин;
опреснительная установка обратного осмоса.
Для подачи холодной воды к потребителям (к умывальникам и в туалеты) вода из одной из 4х цистерн, насосом нагнетается в пневмогидроцистерну (гидрофор).
Пуск и остановка насоса происходит автоматически от датчиков гидрофора.
Из гидрофора вода под давлением 0,3…0,5 МПа, пройдя стерилизатор подается к потребителям холодной воды.
Горячая вода после стерилизатора проходит последовательно через три утилизационных подогревателя (при работе дизелей) или через электроподогреватель и поступает в аккумуляционную цистерну, а затем к потребителям. При отсутствии расхода горячей воды, она циркулирует по замкнутому кругу. Аккумуляционная цистерна служит накопителем горячей воды как расширительный бак.
Рисунок 6 – Принципиальная схема системы водоснабжения
Для обеспечения судового экипажа пресной водой на судне установлена опреснительная установка обратного осмоса.
Все судовые стоки делят на сточные и хозяйственно – бытовые, которые включают в себя:
стоки и прочие отходы из всех туалетов, писсуаров и унитазов;
стоки из помещений, в которых содержаться животные;
стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов, и т.п.);
производственные стоки.
К хозяйственно-бытовым водам относят стоки из умывальников, душевых, прачечных, ванн, стоки от моек оборудования камбуза и других помещений пищеблока.
Сточная система и хозяйственно-бытовых вод представлена на рис.7.
Сточная система включает очистительное сооружение ЛК-200П, трубопроводы, и унитазы гальюнов.
Установка ЛК-200П предназначена для защиты от загрязнения сточными водами прибрежных вод, закрытых морских акваторий и других водных пространств, оговоренных в конвенции по предотвращению загрязнения моря.
Система хозяйственно – бытовых вод состоит из 4 цистерн, 4 центробежных насосов и трубопроводов с арматурой.
Хозяйственно – бытовые воды из умывальников, душевых, прачечной и камбуза стекают в соответствующие цистерны, оснащенные датчиками уровней, посылающие сигнал в ЦПУ на пуск (остановку насосов).
В цистерну «А» емкостью 0,6 м3, расположенную в носовой части судна, производится слив хозяйственно – бытовых вод:
-
из кают женского персонала; -
из женской душевой; -
с камбуза; -
с посудомойки; -
с курсантской буфетной.
В цистерну «Б» вместимостью 1,2 т, расположенной в носовой части МО, производится слив из умывальников кают матросов.
Цистерна №11 вместимостью 1,4 т, расположенную в районе КМО, производится слив из:
-
курсантских умывальников и душевой; -
прачечной; -
душевой МО.
В цистерну №18 вместимостью 2,4 т, расположенную в районе тунеля гребного вала, сливаются воды из:
-
умывальников кают комсостава; -
кормовой буфетной и каюты капитана; -
сауны и кормовой душевой.
В качестве резервной емкости предусмотрено использование сточно - балластной цистерны №3, вместимостью 44,4 т. После использования сточно – балластной цистерны №3, ее необходимо промыть раствором хлорамина, который подается в нее по съемным шлангам от бака с раствором.
Рисунок 7 – Система хозяйственно-бытовых вод
Система судовой вентиляции служит для подачи в помещения судна наружного воздуха с целью обеспечения заданного воздухообмена и подразделяется на естественную и искусственную.
На УПС «ПАЛЛАДА» система вентиляции состоит из трех автономных блоков - носового, среднего и кормового, которые разделены водонепроницаемыми переборками.
Носовой блок (с 85 по 130 шп.). Склад красок и помещения подшкипера оборудованы естественной вентиляцией. Парусная мастерская вентилируется принудительно вдувным вентилятором.
Коридор и помещения в районе столярной мастерской вентилируются вытяжным вентилятором, установленным на носовой надстройке. Этим же вентилятором происходит вентиляция коридора главной палубы. Провизионные кладовые вентилируются вдувным и вытяжным вентиляторами, причем на вдувном (приточном) трубопроводе установлен влагоотделитель.
Помещения камбуза так же вентилируются вдувным и вытяжным вентиляторами. Вдувная магистраль оснащена подогревателем и влагоотделителем.
Помещения, расположенные на главной палубе (учебный класс, курсантская столовая с раздаточной). Вентилируются вытяжным вентилятором от судовой системы вентиляции и вдувным от системы кондиционирования.
Средний блок (с 35 по 85 шп.). Носовое машинное отделение МО вентилируется вытяжным вентилятором.
Каюты команды и коридор на твиндечной и главной палубах вентилируются вытяжным вентилятором, установленным в носовой части средней надстройки. Кормовое МО вентилируется вдувным и вытяжным вентиляторами. Подача свежего воздуха производится осевым вентилятором, установленным на средней надстройке, а вытяжка центробежным вентилятором, установленным в корме средней рубки; им же отбирается воздух из курсантских гальюнов и душевой. Перед вентилятором стоит влагооделитель. В помещения инсинераторной и прачечной подача воздуха осуществляется от осевого вентилятора.
Кормовой блок (с 0 по 35 шп.) вентилируется принудительно тремя вытяжными вентиляторами. Приток свежего воздуха в каюты и кают-компанию производится от судовой системы кондиционирования.
Вентилятор, установленный на палубе кормовой рубки, забирает воздух из гальюнов и душевой на твиндечной палубе, из помещения гладильной (прачечной) и из гальюнов на главной палубе.
Вентилятор, расположенный на палубе кормовой надстройки производит вытяжку из помещений капитанского блока и радиорубки. Нижний осевой вентилятор вытягивает воздух из румпельной, кают-компании с буфетной и из коридоров главной палубы.
Система кондиционирования воздуха. (рис. 8) предназначена для поддержания в обитаемых помещениях комфортных условий, которые характеризуются температурой и влажностью воздуха.
Система состоит из 4-х автономных кондиционеров и дополняет общесудовую систему вентиляции, которые работают на нагнетание охлаждённого (подогретого) воздуха в жилые помещения (кубрики и каюты) и отдельные служебные помещения (столовые, аудиторию, рубки, ЦПУ и др.).
В состав системы входят: фреоновый компрессор, маслоотделитель, конденсатор, ресивер, теплообменник, системы трубопроводов, запорная и регулирующая арматура, щиты автоматики и
управления, центральные кондиционеры и воздушная система подачи кондиционированного воздуха в помещения. Хладоном является Фреон-22.
Система по фреону замкнутая и должна быть полностью герметичной, так как фреон – летучий газ.
Фреон компрессором «6w» (или «10W») подаётся в конденсатор через маслоотделитель, где охлаждаясь, превращается в жидкость и собирается в ресивер, откуда через теплообменник подается в испарительную батарею центрального кондиционера. Здесь он испаряется, отбирая тепло от проходящего через кондиционер воздуха. «Отработанный», превратившийся в газ фреон, пройдя теплообменник опять поступает в компрессор . Цикл повторяется. В кондиционер подается атмосферный воздух, фильтруется от пыли и, в зависимости от времени года подогревается и увлажняется или охлаждается и осушается. На выходе из охлаждающей батареи воздух проходит жалюзийный сепаратор, в котором влага , выделенная из воздуха в момент его охлаждения, стекает в поддон, а из поддона- в цистерну №16 , предназначенную для хранения котельной воды. Эта вода используется для подачи на умывальник, вынесенный на верхнюю палубу. Таким образом, охлажденный и осушенный воздух (подогретый и увлажненный) воздух вентилятором нагнетается по каютам и служебным помещениям.Каждый кондиционер обеспечивает свою группу помещений соответственно: №3- носовой отсек, № 2 – средний отсек; № 1- кормовой отсек; № 4- ЦПУ.
Забор воздуха в кондиционер производится из атмосферы и поэтому при открывании дверей или иллюминаторов холодный воздух уходит наружу и в этом помещении происходит повышение температуры. Надо помнить, что для нормальной работы системы кондиционирования воздуха необходимо обеспечение герметичности внутренних помещений судна.
Рисунок 8 – Система кондиционирования воздуха.
Система углекислотного пожаротушения предназначена для тушения пожаров в МО, кладовых красок, Л ВЖ и помещениях аварийного дизель-генератора и инсинератора. Принцип действия системы углекислотного пожаротушения заключается в следующем: Углекислота в жидком состоянии поступает по распределительным трубопроводам к соплам, расположенным в защищенных помещениях. При выходе из сопел углекислота переходит в парообразное состояние поглощая при этом теплоту окружающей среды. За счёт высокой плотности парообразная углекислота проникает под настил плит МО и затопляет снизу вверх объём герметизированного помещения. Время выпуска углекислоты 2 минуты. Состав станции: 23 баллона: 10 из них подключены на ветку «I», 11 баллонов подключены на ветку «II», 2 из которых открываются ручным приводом. Два баллона подключены на ветку номер «III» -пусковые баллоны. Два баллона из ветки «II» могут использоваться для тушения кладовых красок, АДГ, ЛВЖ.
После использования системы для тушения пожара все трубопроводы необходимо продуть сжатым воздухом, а с прибытием в порт заполнить баллоны углекислотой и привести систему в готовность к действию.