Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50. Драматургия Н.В. Гоголя
Гоголь-драматург. После успеха «Вечеров...» Гоголь берётся за создание драматического произведения — комедии. Писатель задумал перенести на сцену комизм повседневной жизни. От драматических произведений Гоголь требует жизненной правды, современного содержания, типических характеров.
Гоголь создаёт «невинный» сюжет для семейно-бытовой комедии «Женитьба» (завершена в 1841 году), где отображает купеческо-чиновничью среду. Например, он комично описывает представление героини об идеальном женихе (губы Никанора Ивановича, нос Ивана Кузьмича, дородность Ивана Павловича, развязность Балтазара Балтазаровича). Писатель сопровождает гротескные ситуации (бегство счастливого избранника Подколёсина через окно перед самым венчанием) социальными и психологическими обобщениями.
В комедии «Ревизор» (1842) драматург развивает традиции общественной комедии, сформированные Д. И. Фонвизиным и А. С. Грибоедовым, находит новые изобразительные средства.
Замысел комедии «Ревизор» относят к 1834 году, первую редакцию — к 1836 году. Однако работа над пьесой не завершилась и с последней гоголевской редакцией 1842 года. Считая, что новизна содержания ускользает от современников, автор написал несколько разъяснений к комедии: «Развязка “Ревизора”», «Дополнение к “Развязке «Ревизора»”», «Театральный разъезд после представления новой комедии». Главная идея комедии — «выставить... на всенародные очи» «пошлость» рабского сознания и полную нравственную несостоятельность его носителей. Эпиграф, предваряющий комедию, предупреждает: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А авторский комментарий к комедии уточняет: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался и делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться...»
Гоголь надеялся, что зрители и читатели «оглянутся» на себя, осознают глубину собственного нравственного падения и благодаря очистительной силе смеха (Н. В. Гоголь подчёркивал, что в комедии есть «одно честное, благородное лицо» — это смех) сумеют возродить в себе человеческое начало.
После постановки «Ревизора» (1836) появилась масса разгромных статей, в которых комедия трактовалась как произведение бессодержательное и нехудожественное, основанное на «невероятности». Драматурга называли олицетворением «юной России во всей её наглости и цинизме». Гоголь с горечью отмечал, что против него «восстали все сословия».