Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Ревизор» – бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя. Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.

Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.

1. Чиновники – главные нарушители законов и моральных норм.

Проблема: Когда нарушения исходят от тех людей, которые должны следить за исполнением законов, общество начинает деградировать, разрушение нравственных ценностей происходит на всех уровнях.

2. Главенство материальных интересов над всеми остальными на фоне глупости и невежества.

Проблема: Государственная служба и общественный долг стоят на последнем месте, поэтому всюду процветает казнокрадство, взяточничество и желание обогащения.

3. Страх перед высшими чинами как двигатель любой деятельности в городе.

Проблема: Люди как будто утратили свою личность и стали набором социальных ролей. Имеют значение только статус, чин, почести, богатство, умение приспосабливаться и заискивать.

43. «Капитанская дочка» А. Пушкина: милосердие и сострадание

«Капитанская дочка» А. Пушкина тут тема милосердия, великодушия, отзывчивости — одна из важнейших. Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок (Пугачев) спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь
впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов). Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы. Таким образом, мотив сострадания пронизывает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо человеку в жизни.

44. Акакий Акакиевич Башмачкин и типология мотива юродивого.

Повесть была написана в 1841 году. Главной темой произведения является образ ‹‹маленького человека››, протестующего против общественных порядков, ограничивающих личность. Образ и характеристика Акакия Акакиевича из повести Гоголя ‹‹Шинель›› является центральным. Главному герою пришлось столкнуться с властью и полным безразличием чиновников к судьбам простых смертных. Лишь после смерти ему удастся в образе привидения восстановить справедливость, наказав обидчика.

По натуре Акакий был мягким и покладистым человеком. Его любой мог обидеть, но он не обращал на это внимание. Весь он был жалкий и забитый. Он никогда не мог четко сформулировать свою мысль. Путался в словах и сбивался. Часто ему приходилось становиться объектом для шуток среди коллег. Это был одинокий, униженный судьбой и окружающими чиновник, при этом обладающий сердцем и чувствами. В его окружении полно жестоких и бессердечных людей, которые часто оскорбляют его, отчего кажутся ничтожными и духовно нищими. По описанию Гоголя, Башмачкин – человек бедный, неприметный и заурядный. Никто не помнит даже, как он на работу поступил. Внешне это низенький мужчина.

Таким образом, Гоголь создал в своем произведении образ ЮРОДИВОГО – человека, того, кто намеренно отказывается от всех мирских благ. В его случае божеством выступала новая шинель. Акакий Акакиевич Башмачкин представляется не просто маленьким человеком, не просто смешным и даже жалким чиновником

, не типажом российского бюрократизма и канцелярщины. Нет. Башмачкин - почти святой. Он служит, не работает, а именно служит, как служат Богу и как служат в Церкви, он смиренен, так как не отвечает на издевки со стороны коллег. Он довольствуется малым, он живет почти в нищете, он выдерживает насмешки и издевательства людские. Он борется со страстями и помыслами, умирая физически в борьбе с искушениями. Помимо этого, юродивые, не зная страха, обличали сильных мира сего, были ходячим олицетворением общественного протеста, "ходячей мирской совестью". Они позволяли себе возводить хулу на предержащих власть. Элементы обличения, брани в адрес значительных лиц со стороны кроткого и смиренного есть и в гоголевской "Шинели", а в финале повести грозный герой является как бы обличающим символом совести генерала.

45. «Капитанская дочка» А. Пушкина: проблема авторского отношения к дворянам и крестьянам

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основан на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1772 – 1775).

Авторское отношение к дворянам и крестьянам прослеживается через одну из главных проблем романа – взаимоотношения дворянства и крестьянства.

Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья».

Другую позицию дворянства выражает Алексей Швабрин. Из трусливых, корыстных и карьерных соображений он нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. В своем романе Пушкин вовсе не противопоставляет народ и дворянство. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость. То есть понятия чести и долга не чужды и этому, народному, герою. Да и сам Гринев не страдает снобизмом и заносчивостью: он отдает свой тулуп «неизвестному мужику», выведшему их во время метели, его дядька Савельич становится герою вторым отцом, близким и дорогим человеком.


Кроме того, вся семья Мироновых – это тоже представители народа. «Старинные люди», как называет их автор, вышли из народа и остались близки ему. Неслучайно, Гринев влюбляется и женится именно на Маше Мироновой, чьи корни глубоко народны.

Так, Пушкин в своем произведении сближает дворянство и народ, показывая, что два этих класса имеют общие корни, единые моральные и нравственные представления. По мнению Пушкина, конфликт заключен вовсе не в противопоставлении народа и дворянства, а во взаимоотношениях народа и власти.

Опираясь на композицию романа, предшествующий общий эпиграф, взятый из народного творчества, можно предположить, что они подтверждают мысль писателя о родственности народа и дворянства. Это пословица: «Береги честь смолоду», которая определяет жизненный путь героев «Капитанской дочки», а также авторское отношение к описываемому в романе. 7 главе «Пугачевщина» предшествует эпиграф из народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

Таким образом, путем описания взаимоотношений дворянства и крестьянства, автор описывает собственную позицию относительно двух данных классов.


46. Пародирование демонизма в образе Грушницкого

Героем, которого можно назвать “двойником” Печорина, является Грушницкий, который оказывается своеобразным “кривым зеркалом” для главного героя. Обоим персонажам присущи черты демонизма: у Печорина – истинный, у Грушницкого – наносной. Вот что пишет Ю. М. Лотман по этому поводу: “То, что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно”.

Грушницкий изображает демона, но того, о котором он узнал из романтических повестей: “У Грушницкого есть все отрицательные качества Печорина (крайний эгоцентризм, нездоровое честолюбие), но нет ни одного положительного (искренность, глубина натуры)”.
Поведение обоих героев по отношению к княжне Мери не вызывает одобрения. Печорин начинает мстить Грушницкому за их похожесть. Будучи крайним индивидуалистом, Печорин не может смириться с появлением человека, во многом повторяющего его черты.

Отношения героев “упираются” в дуэль. В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, и простить этого он не может.

Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Безусловно, он вел себя недостойно в последнее время. Но для Печорина нет никаких способов решить конфликт по-другому.

Ему просто-напросто неинтересно что-то выяснять и доказывать. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Ему важно было не только наказать Грушницкого и показать последнему его место, но и дать герою почувствовать свою никчемность.

Убив Грушницкого, Печорин убивает что-то в себе, он проходит испытание смертью.

47. Библейская символика и особенности стиля А. Пушкина.

В начальный период своего творчества, в 1821 году, А. Пушкин пишет поэму «Гавриилиада», в которой использует такие библейские сюжеты, как явление Деве Марии Архангела Гавриила с Благой вестью; непорочное зачатие; искушение Евы змием; грехопадение и изгнание из рая. Тогда данное произведение было критично воспринято церковью, из-за чего не было опубликовано. Позднее автор выразил сожаление по поводу создания поэмы.

В 1826 г. А.С. Пушкин пишет программное стихотворение «Пророк». В его основу положен библейский сюжет, связанный с видением пророка Исаии, которому явился Господь Саваоф в окружении серафимов (по-еврейски серафим означает ‘сжигающий’) – Ангелов, выражающих Божью святость.

В 1830 г. в Болдине Пушкин создаёт несколько небольших драматических произведений, названных им