Файл: Введение актуальность проекта. В типовой учебной программе по предмету Литературное чтение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта. В Типовой учебной программе по предмету «Литературное чтение» для 2 класса уровня начального образования, в рамках обновления содержания среднего образования [1] описаны современные требования к образовательному и к процессу воспитания в начальной школе. Эти требования необходимы для использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на уроках литературного чтения. Опираясь на это, перед педагогами стоит важнейшая задача информационная компетентность: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую масс-медийными источниками и рекламой. Следовательно, включение новых технологий в образовательный процесс стало общественно обусловленной необходимостью.
В условиях современного информационного общества использование ИКТ становится ключевой педагогической задачей организации образования. Возраст младших школьников более благоприятен для их формирования, поскольку этот чувствительный период в жизни ребенка связан с развитием психических функций, формированием сенсорных и эмоциональных качеств его личности, формированием умений для взаимодействия с внешним миром и стремлением к межличностному общению.
В реализации использования ИКТ главное место отводится к уроку «Литературное чтение». Для большинства учащихся этот предмет является одним из самых сложных. Связи с этим возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению, развивая у них познавательный интерес. Применяя мультимедийные технологий в процессе обучения можно решить данной проблемы.
Анализ научных трудов ученых психологов и педагогов позволил нам сделать вывод, что внедрение ИКТ в работе учителя способствует улучшению качества обучения, увеличивает доступность образования, обеспечении развитию личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Для данного исследования наибольшую значимость представляют труды ученых, которые заложили основы применения ИКТ в учебном процессе: И.И. Дрига, Л.П.Прессман, К.М. Тихомирова, Т.С. Назарова, С.Г. Шаповаленко, Ю.О.Овакимян, Л.С. Зазнобина, Г.И. Рах, Т.В. Габай и многие другие.
Цель проекта:
изучить теоретические основы и разработать комплект планов конспектов используя информационно-коммуникационные технологий на уроках литературного чтения во 2 классе.
Задачи проекта:
-
Определить теоретико-методологические подходы, специфические
аспекты и условия использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
-
Разработать комплект авторских планов-конспектов использования
информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
-
Изучать опыт учителей Казахстана по использованию
информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
Описание команды проекта с указанием зон ответственности каждого члена команды за конкретными разделами проекта.
Амирова Г.Ш. – работа с источниками и написание §1, §2, разработка авторских планов-конспектов для использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
Болатхан Ж.Ж. – работа с источниками и написание введения, заключения, §3, разработка авторских планов-конспектов для использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
Этапы реализации проекта.
1 ЭТАП – Выбор темы исследования, составление календарного плана и распределение зон ответственности. Работа с источниками, аналитический обзор проблемы исследования. Анализ ТИПов, нормативно-правовых документов, актов, практического опыта использования учебных материалов на уровне начального образования в аспекте использования учебных материалов на уровне начального образования в аспектах использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
2 ЭТАП – практическая работа по составлению и апробации комплекта авторских планов-конспектов для использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
Ожидаемые результаты проекта.
Полученные результаты по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения будут использоваться учителями начальных классов.
Содержание дипломного проекта состоит из:
-
раскрытия сущности понятия «информационно-коммуникационные
технологии»;
-
анализа опыта казахстанских учителей по для использованию
информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения;
-
разработки комплекта планов-конспектов для использования
информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения и их апробации.
Перспективы развития нашего проекта:
-
написание тезисов доклада «Специфика использования ИКТ на уроках
литературного чтения» по проблеме исследования;
-
разработка и публикация планов-конспектов использования
информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения и их апробации.
Апробация дипломного проекта проведена в качестве участника 46 Республиканской научно-практической конференции Малой академии наук Республики Казахстан (14-15 мая 2022 г) [2].
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§1 Специфика использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе
В условиях современного информационного общества использование ИКТ становится центральной педагогической задачей организации образования.
Важное место в реализации использования ИКТ отводится предмету "Литературное чтение". Для многих учащихся этот предмет является одним из самых сложных. Поэтому возникла необходимость формирования у детей заинтересованного отношения к чтению, развития у них познавательного интереса. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения является одним из способов решения этой проблемы.
Современный мир уже невозможно представить без информационных технологий. Компьютеры, как когда-то электроприборы, внезапно ворвались в нашу жизнь и прочно укоренились в ней. В настоящее время ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя, который должен стать координатором информационного потока. Для этого ему необходимо освоить новые современные методы и образовательные технологии, а также общаться с учениками на одном языке.
Информационно-коммуникационные технологии - это педагогические технологии, основанные на использовании новых и новейших информационных средств. К ИКТ относят программное обеспечение, компьютеры и средства электронной связи.
Информационные технологии делятся на три группы: эффективные, экономичные и креативные (творческие).
Энергосберегающие информационные технологии экономят время, трудовые и материальные ресурсы (ксерокс, сканер, принтер).
Рационализирующими информационными технологиями являются системы автоматического поиска и упорядочения (системы поиска книг в библиотеках).
Креативные информационные технологии вовлекают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).
В настоящее время разрабатываются следующие области новых средств обучения информационным технологиям [2]:
-
универсальные информационные технологии; -
компьютерные инструменты; -
программы компьютерного обучения и управления; -
мультимедийные программные продукты.
Таким образом, существует несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: мотивационный, информационный, учебно-методический, организационный, контрольный и оценочный.
Современные информационно-коммуникационные технологии могут применяться на любом этапе обучения: фиксации, объяснении нового материала, контроле за усвоением знаний, повторении, отработки навыков.
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках литературного чтения повышает творческий, интеллектуальный потенциал учащихся и способствует формированию заинтересованного отношения к художественным текстам [3].
ИКТ можно использовать на уроках литературного чтения следующим образом:
-
выбор учебного материала; -
работа с интернет-ресурсами; -
использование готовой презентации; -
создание презентаций в MS PowerPoint преподавателем и
использование анимации, голосового или музыкального сопровождения в презентациях;
-
использование фрагментов видео; -
создание карты с индивидуальными, информативными задачами и
текстами.
ИКТ на уроках литературного чтения: