Файл: Введение актуальность проекта. В типовой учебной программе по предмету Литературное чтение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта. В Типовой учебной программе по предмету «Литературное чтение» для 2 класса уровня начального образования, в рамках обновления содержания среднего образования [1] описаны современные требования к образовательному и к процессу воспитания в начальной школе. Эти требования необходимы для использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на уроках литературного чтения. Опираясь на это, перед педагогами стоит важнейшая задача информационная компетентность: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую масс-медийными источниками и рекламой. Следовательно, включение новых технологий в образовательный процесс стало общественно обусловленной необходимостью.

В условиях современного информационного общества использование ИКТ становится ключевой педагогической задачей организации образования. Возраст младших школьников более благоприятен для их формирования, поскольку этот чувствительный период в жизни ребенка связан с развитием психических функций, формированием сенсорных и эмоциональных качеств его личности, формированием умений для взаимодействия с внешним миром и стремлением к межличностному общению.

В реализации использования ИКТ главное место отводится к уроку «Литературное чтение». Для большинства учащихся этот предмет является одним из самых сложных. Связи с этим возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению, развивая у них познавательный интерес. Применяя мультимедийные технологий в процессе обучения можно решить данной проблемы.

Анализ научных трудов ученых психологов и педагогов позволил нам сделать вывод, что внедрение ИКТ в работе учителя способствует улучшению качества обучения, увеличивает доступность образования, обеспечении развитию личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.


Для данного исследования наибольшую значимость представляют труды ученых, которые заложили основы применения ИКТ в учебном процессе: И.И. Дрига, Л.П.Прессман, К.М. Тихомирова, Т.С. Назарова, С.Г. Шаповаленко, Ю.О.Овакимян, Л.С. Зазнобина, Г.И. Рах, Т.В. Габай и многие другие.

Цель проекта:

изучить теоретические основы и разработать комплект планов конспектов используя информационно-коммуникационные технологий на уроках литературного чтения во 2 классе.

Задачи проекта:

  1. Определить теоретико-методологические подходы, специфические

аспекты и условия использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.

  1. Разработать комплект авторских планов-конспектов использования

информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.

  1. Изучать опыт учителей Казахстана по использованию

информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.
Описание команды проекта с указанием зон ответственности каждого члена команды за конкретными разделами проекта.

Амирова Г.Ш. – работа с источниками и написание §1, §2, разработка авторских планов-конспектов для использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.

Болатхан Ж.Ж. – работа с источниками и написание введения, заключения, §3, разработка авторских планов-конспектов для использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.

Этапы реализации проекта.


1 ЭТАП – Выбор темы исследования, составление календарного плана и распределение зон ответственности. Работа с источниками, аналитический обзор проблемы исследования. Анализ ТИПов, нормативно-правовых документов, актов, практического опыта использования учебных материалов на уровне начального образования в аспекте использования учебных материалов на уровне начального образования в аспектах использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.

2 ЭТАП – практическая работа по составлению и апробации комплекта авторских планов-конспектов для использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.

Ожидаемые результаты проекта.

Полученные результаты по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения будут использоваться учителями начальных классов.

Содержание дипломного проекта состоит из:

  • раскрытия сущности понятия «информационно-коммуникационные

технологии»;

  • анализа опыта казахстанских учителей по для использованию

информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения;

  • разработки комплекта планов-конспектов для использования

информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения и их апробации.

Перспективы развития нашего проекта:

  • написание тезисов доклада «Специфика использования ИКТ на уроках

литературного чтения» по проблеме исследования;

  • разработка и публикация планов-конспектов использования

информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения и их апробации.


Апробация дипломного проекта проведена в качестве участника 46 Республиканской научно-практической конференции Малой академии наук Республики Казахстан (14-15 мая 2022 г) [2].

 



ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§1 Специфика использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе
В условиях современного информационного общества использование ИКТ становится центральной педагогической задачей организации образования.

Важное место в реализации использования ИКТ отводится предмету "Литературное чтение". Для многих учащихся этот предмет является одним из самых сложных. Поэтому возникла необходимость формирования у детей заинтересованного отношения к чтению, развития у них познавательного интереса. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения является одним из способов решения этой проблемы.

Современный мир уже невозможно представить без информационных технологий. Компьютеры, как когда-то электроприборы, внезапно ворвались в нашу жизнь и прочно укоренились в ней. В настоящее время ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя, который должен стать координатором информационного потока. Для этого ему необходимо освоить новые современные методы и образовательные технологии, а также общаться с учениками на одном языке.

Информационно-коммуникационные технологии - это педагогические технологии, основанные на использовании новых и новейших информационных средств. К ИКТ относят программное обеспечение, компьютеры и средства электронной связи.

Информационные технологии делятся на три группы: эффективные, экономичные и креативные (творческие).

Энергосберегающие информационные технологии экономят время, трудовые и материальные ресурсы (ксерокс, сканер, принтер).


Рационализирующими информационными технологиями являются системы автоматического поиска и упорядочения (системы поиска книг в библиотеках).

Креативные информационные технологии вовлекают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).

В настоящее время разрабатываются следующие области новых средств обучения информационным технологиям [2]:

  1. универсальные информационные технологии;

  2. компьютерные инструменты;

  3. программы компьютерного обучения и управления;

  4. мультимедийные программные продукты.

Таким образом, существует несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: мотивационный, информационный, учебно-методический, организационный, контрольный и оценочный.

Современные информационно-коммуникационные технологии могут применяться на любом этапе обучения: фиксации, объяснении нового материала, контроле за усвоением знаний, повторении, отработки навыков.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках литературного чтения повышает творческий, интеллектуальный потенциал учащихся и способствует формированию заинтересованного отношения к художественным текстам [3].

ИКТ можно использовать на уроках литературного чтения следующим образом:

  • выбор учебного материала;

  • работа с интернет-ресурсами;

  • использование готовой презентации;

  • создание презентаций в MS PowerPoint преподавателем и

использование анимации, голосового или музыкального сопровождения в презентациях;

  • использование фрагментов видео;

  • создание карты с индивидуальными, информативными задачами и

текстами.

ИКТ на уроках литературного чтения: