Файл: Введение актуальность проекта. В типовой учебной программе по предмету Литературное чтение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
повышает престиж чтения среди учащихся начальной школы; -
увеличивает рост читательской активности учащихся; -
подготовка электронных методических пособий для литературного
чтения;
-
использование онлайн-ресурсы при подготовке к внеклассным урокам.
Процесс подготовки к уроку осуществляется с помощью информационных технологий. Сегодня информационные технологии необходимы во время обучения в школах, вызывают интерес к предметам, способствуют повышению качества образования, поскольку они оживляют занятия, способствуют личностному развитию, повышают доступность образования и ориентируются в информационном пространстве.
Использование ИКТ на уроках литературного чтения обеспечивает более эффективную самостоятельность, улучшает практические навыки, индивидуализирует процесс обучения, активизирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к урокам литературы и развивает творческие способности.
Уроки литературного чтения будут интереснее, если включить в их содержание - записи примерного чтения небольших литературных произведений, аудиоустройства, выполненные мастерами слов, при необходимости могут сопровождаться видеорядом, видеоклипом. Это формирует навыки выразительного чтения, определяет характер персонажей, умение чувствовать настроение, повышает мотивацию к обучению.
Чтение стихов под хорошо подобранную фонограмму вызывает бурю эмоций в душах молодых слушателей, желание самому попытаться вызвать те же чувства у других. Такой подход повышает творческий, интеллектуальный потенциал учащихся, расширяет и укрепляет знания, полученные в классе [4].
Задача учителя - сделать каждый урок современным и привлекательным. На уроках литературного чтения с помощью информационно-коммуникационных технологий проводятся следующие работы:
-
презентации (введение в творчество писателей и поэтов); -
забавные задания для обобщающих уроков и закреплений; -
текстовые чаши для проверки знаний и контроля учащихся; -
Воспроизведение мастер-художественной речи; -
Видеоклипы.
ИКТ помогает улучшить содержательную часть урока. Как правило, презентация может быть логической структурой, своего рода планом занятий, то есть ее можно использовать на любом этапе занятий: анализ контента, ознакомление с новой работой, проверка домашних заданий, контроль знаний.
На этапах подготовки к восприятию произведения и первого знакомства с произведением можно использовать красочные портреты писателей, поэтов и изобразительные материалы для дальней поездки в места, связанные с творчеством и жизнью мастеров слова. Узнать больше об истории семьи, интересных фактах из жизни писателя или поэта, традициях.
Существует несколько способов использования информационных технологий в классе, наиболее распространенными из которых являются: проектор, интерактивная доска, экран. Интерактивная доска - это современный, удобный инструмент для эффективных уроков, семинаров и тренингов и презентаций. Чаще всего Microsoft Power Point используется для презентации в качестве оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от презентации учитель или ученик включает графику и текст, видео, анимацию и музыку в свою презентацию (мультимедийный проект), чтобы сделать урок более ярким и интенсивным.
Некоторые требования должны быть выполнены, чтобы иметь возможность работать с инструментами ИКТ в классе. В одном уроке использование ИКТ нецелесообразно на всех этапах и даже с точки зрения гигиены.
При постоянной работе за компьютером необходимо соблюдать некоторые правила:
-
для учеников 1-го класса – 10 минут, для 2-4-х классов - 15 минут; -
рабочее место ученика должно быть рационально организовано; -
компьютер должен стоять так, чтобы свет на экране падал влево; -
для облегчения зрения рекомендуется визуальная гимнастика,
выполняемая в середине урока с помощью компьютера и в конце урока с помощью компьютера в течение 1 минуты.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которая продуктивно и творчески используется в преподавании литературного чтения, что повышает интерес к изучению предмета.
Презентации - это наиболее распространенный способ представления демонстрационных материалов.
Презентация помогает учителю проиллюстрировать свою историю с помощью красочных изображений, фотографий, диаграмм, видеоклипов и звуковых фрагментов. Также можно добавить текстовую запись для диктовки учителя.
При подготовке к обучению ИКТ необходимо учитывать образовательные функции и навыки ИКТ: мотивационную, информативную, функцию управления учебной деятельностью, формирующую навыки и контролирующее – корректирующую.
Урок ИКТ несколько отличается от традиционного урока. Трудно создать единую структуру такого занятия, ведь каждый урок отличается, что обусловлено рядом причин: содержанием конкретного урока, спецификой специальности, связанной с оборудованием, информационными технологиями, типом и качеством электронных ресурсов, дидактическими функциями программного обеспечения, ИКТ-компетенцией преподавателя.
Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Их можно использовать на любом этапе обучения: при повторении материала, объяснении нового материала, фиксации, управлении обучением, обработке навыков.
ИКТ играет важную роль в запоминании как логическом завершении процесса обучения. Они помогают усвоить усвоенный материал, закрепить полученные знания, создать яркие ориентиры, запомнить логическую нить материала. Учителю следует особенно учитывать эмоциональное воздействие информации. Когда важно сосредоточить внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, сила эмоционального воздействия вызывает интерес и позитивный, хороший эмоциональный настрой, результат обучения.
Роль компьютера в оптимизации процесса обучения заключается в следующем: повышается интерес к обучению, действует высокий уровень мотивации, достигается индивидуализация обучения, повышается интенсивность обучения.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:
-
улучшению образовательного эффекта; -
улучшить качество записи материала; -
создание индивидуальных путей обучения для учащихся; -
дифференцировать подход к учащимся с разной готовностью к обучению; -
организовать детей с различными навыками одновременно.
Использование компьютерных технологий становится привычным постоянным явлением в образовании. Интерактивные технологии, такие как интерактивные доски, устойчиво поощряют учащихся к приобретению знаний, творческому выполнению учебных задач и развивают творческое мышление учащихся. Интерактивная доска позволяет создавать модели, демонстрировать презентации, улучшать темп и ход занятий и активно вовлекать учащихся в процесс обучения.
§2 Особенности использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе в практике общеобразовательных школ
Человек обогащается знанием только в том случае, если знание что-то значат для него. Одна из задач школы - преподавать предметы в такой интересной и яркой форме, что ребенку хочется изучать и запоминать их самому, и в этом, на наш взгляд, одной из "главных скрипок" играет использование информационно-коммуникационных технологий. Глубокий интерес к обучению в начальной школе встречается редко, но хорошо изученных детей привлекают различные предметы, в том числе самые сложные. Когда ученик радуется во время обучения тому, что он чему-то научился, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности [8].
Организуя занятий по информационно-коммуникационным технологиям необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы представления информации на большом экране. Степень и время, необходимое для мультимедийной поддержки занятий, могут варьироваться от нескольких минут до полного цикла. Важно помнить о здоровье каждого участника образовательного процесса.
Мультимедийные презентации помогут сделать занятия более интересными, не только услышать, но и увидеть, вовлечь воображение и эмоции в процесс восприятия и помочь детям глубже погрузиться в учебный материал. Повышается когнитивная мотивация, легче усваивается сложный материал. Отрывки из уроков, в которых используется презентация, отражают один из основных принципов современного дизайна урока - принцип фасции (привлекательности) [9].
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, учащиеся и учителя должны быть знакомы с ними.
Учитель, заботясь о своих учениках и их будущем, должен помочь им освоить важные новые навыки. Использование компьютерных технологий в работе с младшими учениками развивает их познавательный интерес и создает предпосылки для повышения эффективности изучения урока. Современный учитель, владеющий ИКТ и способный организовать работу учащихся с точки зрения современного общества.
Учитель - это творческая профессия. Как сделать урок интересным, увлекательным и сделать так, чтобы дети хорошо и прочно усвоили материал? При подготовке и проведении урока учитель всегда сталкивается с этими проблемами. Выполнение каждого упражнения или задания с помощью компьютера может увеличить интенсивность занятий.