Файл: Введение актуальность проекта. В типовой учебной программе по предмету Литературное чтение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности использования ИКТ на уроках литературного чтения во 2 классе мы наблюдали в практике общеобразовательной школы в селе Мойынкум. Тайшабарова А.М – замечательный педагог, учитель начальных классов, она давно работает, большой стаж работы, имеет категорию исследователя.
Тайшабарова А.М на уроках использует особенную форму ИКТ как аудиозаписи на уроках литературного чтения. Также при проведении урока Тайшабаров А.М использует: картинки, видео, фотографии, презентации, что дает возможность сделать материал наглядным; слайды, которые могут сопровождать объяснение темы учителя.
На уроках Тайшабарова А.М использует различные виды ИКТ. Ею была проведена диагностика, это показало, что только 60% учеников 2-го класса были готовы слушать и следовать указаниям учителя. Исследование интеллектуального развития детей в конце первого года обучения показало, что только два ученика преуспели выше среднего. Перед учителем была поставлена задача сделать их активными в классе, чтобы вдохновить детей на эту тему. Частичное решение этих проблем должно быть облегчено использованием ИКТ в классе. Она добавила в содержание урока литературного чтения виды работ с использованием ИКТ:
1. Забавное задание для закрепления и обобщения (разгадывание кроссвордов, различные викторины; которые могут структурировать изучаемый материал и лучше понять его).
2. Видеоклипы (помогают повысить мотивацию, оживить урок, позволяют заинтересовать учащихся).
3. Текстовые чаши для мониторинга и проверки знаний учащихся
(готовые электронные тесты для учащихся, позволяют оперативно проверить знания, которые экономят время урока).
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках литературного чтения с использованием информационно-коммуникационных технологий показало, что учащиеся были более активны в классе. Если 35% всего класса работали на обычном уроке, то 82% работали с компьютером в классе. Ученики старались участвовать в обсуждении вопросов, заданных на уроке, делились информацией друг с другом и готовили общие ответы, не боялись высказывать свою точку зрения. Чем активнее начинался умственный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее становился его результат в литературном чтении. После проведенной работы Тайшабаровой А.М. был установлено, что информационно-коммуникационные технологии повышают активность детей в классе, развивают инициативу, повышают успеваемость и значительно повышают интерес детей к теме, по результатам опроса у 14 из 17 учеников свое отношение к предмету литературного чтения - "нравится". Результаты работы подтвердили необходимость использования ИКТ на уроках литературного чтения.
На своих уроках Тайшабарова занималась дидактикой и повествованием, ролевыми играми, заданиями в стихах, головоломками, кроссвордами, и старалась представить новый материал в необычной форме. Она часто использовала презентации, различные тексты, учебные задания, мультфильмы и видео. Она превратила презентацию в увлекательный способ вовлечения учеников в образовательную деятельность. Презентация дает возможность проявить творческий подход, избежать формального подхода к занятиям, индивидуальности. Она часто проводила физические минуты музыкой, а также использовала электронные физические минуты для глаз на разных уроках.
Использование аудио и видео-вставок очень полезно в классе. Ученики могут видеть животных или растения, распространенные в других природных зонах , и слышать звуки животных или музыкальных инструментов. Использование анимированных изображений сказочных персонажей и персонажей мультфильмов в презентациях создает атмосферу психологического комфорта в классе.
Мы считаем возможным использовать презентации на всех этапах обучения, потому что мультимедийные презентации - это эффективный и удобный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе звук, динамику и изображение, то есть факторы, которые дольше всего удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два основных органа восприятия (зрение и слух) обеспечивает гораздо больший эффект. Человек помнит 20% того, что он слышал, и 30% того, что он видел, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Школа, учитель это всегда для нас стояло и стоит на особом месте. Мы работаем в школе. Наш профессиональный опыт позволяют констатировать в любом обществе, в любую эпоху учитель как важный конструктор человечества должен обязательно любить то, чем он занимается, и быть от этого счастлив. Это совокупная категория качеств, необходимых любому человеку, кто выбрал эту профессию. У каждого непременно есть своя стезя, свой путь, своя судьба.
Работа учителя нам всегда нравилась, хотя никогда раньше мы не задумывалась о том, насколько она трудна. Настоящий учитель должен быть «болен» своей профессией: когда сам педагог «горит», тогда зажигаются и его ученики.
Основная цель использования ИКТ - улучшить интеллектуальное развитие учащихся, повысить эффективность обучения за счет активизации когнитивной деятельности, повысить эффективность учебного процесса и качество образования [10].
Сегодня существует достаточно много средств ИКТ доступных любому учителю. Обучение информационно-коммуникационным технологиям, на наш взгляд, является одним из важнейших результатов инновационной работы в начальной школе. Компьютерные технологии могут быть применены практически к любому школьному предмету. Важно найти границу, которая делает обучение действительно познавательным и способным к развитию.
С помощью презентации она использовала различные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Работе с текстом на уроках литературного чтения обычно предшествует работа над развитием речи, упражнение по чтению многосложных слов. Существуют различные рекомендации по выполнению такой работы. Иногда учителя сами готовят карточки на бумаге или распечатывают их на доске во время смены. Но есть еще один способ для этой работы - использовать презентацию, в которой каждая последующая задача отображается после предыдущей задачи. Это расширяет возможности учителя в выборе средств подготовки к уроку и помогает активизировать когнитивную деятельность [11].
Самое простое использование компьютера на уроке литературного чтения - это изображение листочков языка. Урок литературного чтения может начаться с разогрева скороговорки. Этот тип задачи компилируется в Word.
Информационные и коммуникационные технологии помогают нам в создании и подготовке дидактических и наглядных демонстрационных материалов для литературного чтения. На уроках литературы желательно использовать интернет-ресурсы. Компьютер является мощным стимулом для творчества детей, в том числе самых раскрепощенных и инфантильных [12].
Дети с интересом работают над доской. Их привлекает динамика, яркость, разнообразие тем. Второклассники также быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.
На уроках литературного чтения использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, предложением, текстом и звуковой схемой слова, помогает учитывать способность учащихся к чтению в классе (пока слабые ученики читают текст в учебнике, пишут в течение одной минуты, более сильные ученики делают продолжение или чтение более сложной версии на экране). Очень удобно выполнять словарную работу, контрольные работы, тексты с ИКТ на уроках литературного чтения. Здесь у учеников есть возможность исправлять ошибки и оценивать свою работу [13].
На уроках литературного чтения во 2 классе в качестве тренажёра для отработки ЗУН она пользовалась электронными приложениями учителей становятся необходимым условием эффективной к уроку математики, математическите тренажёры взятые из сети Интернет. Для более подготовленных учащихся она готовила тестовые задания. На родительском собрании Тайшабарова рекомендовала родителям следить за временем и играми, в которые играют дети, и предлагать ученикам развивающие игры, например: "Начальная школа 2-го класса", "Три из Простоквашино.С дядей Федором", "Школьное приключение. Замок знаний Али-Бабы. 1-й класс", "Школьные приключения. Остров сокровищ и знаний. 2-Й класс".
Информационные технологии могут быть применены практически к любому школьному предмету. Важно найти границу, которая делает обучение действительно познавательным и способным к развитию. Использование информационных технологий позволяет нам реализовать свои планы, сделать урок своевременным. Результаты занятий и ИКТ превзошли мои ожидания. Ученики бегут на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются порадовать нас своими знаниями.
Мы считаем, что использование ИКТ стимулирует образовательную и познавательную активность каждого учащегося, вовлекая его в творческую деятельность.
§3 Методика организации урока литературного чтения с использованием ИКТ в начальной школе (разработка планов и конспектов)
Интегрируя ИКТ в процесс обучения, мы организуем различные формы учебной деятельности в процессе обучения, делая активную и целенаправленную самостоятельную работу учащихся. Мы рассматривали информационные технологии как средство доступа к образовательной информации, которое предоставляет возможности для поиска, работы с источником сбора, включая Интернет, а также для отправки и хранения информации.
Использование ИКТ в процессе обучения позволило нам улучшить качество учебных материалов и повысить уровень образования. Информационные технологии позволили нам значительно расширить возможности представления различных видов информации. Благодаря дидактическому подходу компьютер усилил внимание учащихся, развил когнитивные процессы, повысил их мотивацию к мышлению, развил воображение, внимание и фантазию. Основная задача заключалась в том, чтобы занимательность не снижало реально образовательные цели [14].
Мы разработали планы – конспекты для 2 класса ( ссылка на гугл-диск https://drive.google.com/drive/folders/1wzdxlCXg-JTZkVA3Jq7-Stu_4ZNBf_An
в которых использовали информационно-коммуникационные технологии. Темы наших планов-конспектов «Кот петух и лиса», «Кукушка», «У солнышка в гостях», «Три сестры», «Айога», «Глупый волк», «Гуси-лебеди», «Лиса и муравей», «Морозко», «Честный мальчик», «Елена Премудрая», «Родная земля», «Родник», «Какая бывает роса», «Степной пейзаж», «Возвращение», «Моя родина», «Ребята и утята», «Родина» и другие. Ссылка соответствует программе [15].
1 конспект, сказка «Гуси-лебеди» ИКТ презентация (см рис 1)
https://docs.google.com/presentation/d/12jqF0bXO4hvPJ0e9T42Vz9NDCVshsFB8/edit?rtpof=tru
Рисунок 1 – сказка «Гуси-лебеди»
2 конспект сказка «Кукушка» ИКТ – мультимедиа (см рис 2)
https://youtu.be/4qW64tn1Z70
Рисунок 2 – сказка «Кукушка»
3 конспект сказка « Кот, петух и лиса», ИКТ – презентация
https://docs.google.com/presentation/d/1cpjyt_wrZz9MlrGjxbqAxj1_vwjRomoW/edit
4 конспект сказка «Айога», ИКТ – презентация
https://docs.google.com/presentation/d/1rvxMK4YTkZbNUbVFJOUVKC0U0UQe7ti9/edit#slide=id.p4
5 конспект сказка « Елена Премудрая», ИКТ – мультимедиа
https://youtu.be/CgtsjhlfR5M\