Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй
фактор, влияющий на эластичность спроса, это доля рас-
ходов
на рассматриваемое благо в бюджете покупателя. Чем больше эта доля, тем выше будет и эластичность спроса. Расходы на хлеб в бюджете работающего потребителя занимают обычно небольшое место, поэтому даже сильное подорожание любимого сорта не при- ведет к изменению структуры потребления. И наоборот, повышение пошлины на импортные автомобили только на 5% может привести к значительным переменам в величинах спроса как на импортные, так и на отечественные автомобили.
Третий
фактор эластичности спроса — это степень агрегирован- ности рассматриваемой группы товаров. Чем она крупнее, тем ниже эластичность спроса по цене. Например, спрос на «Чудо-йогурт» от- носительно эластичен — его можно заменить йогуртом другой фирмы, а спрос на молочные продукты в целом окажется уже значительно менее эластичным — не все согласятся отказаться от их потребления, заменив чем-нибудь другим.
И, наконец, важным фактором эластичности спроса по цене явля- ется рассматриваемый временной интервал. Так, например, спрос на электроэнергию считается крайне неэластичным, поскольку у данно- го блага отсутствуют адекватные заменители и доля расходов на него в бюджете покупателя, как правило, не очень велика. Однако если рассмотреть возможности, которые возникают у потребителя в долго- срочном периоде, окажется, что несмотря на особенности потребле- ния электроэнергии, у потребителя есть способы отреагировать на ее подорожание. Можно заменить лампочки по мере их перегорания на энергосберегающие; новые предметы бытовой техники выбрать с уче- том их энергоемкости; со временем можно изменить привычки — вы- ключать свет в помещениях, где никого нет, а посудомоечную машину включать ночью, когда тариф ниже. Таким образом, чем более продол- жительный период времени рассматривается, тем более эластичным является спрос.
Факторы эластичности спроса находят отражение в наклоне функ- ции спроса при определении коэффициента эластичности: чем ниже эластичность, тем при прочих равных условиях (определенной цене и определенном количестве) круче график спроса.
Существуют два крайних случая — абсолютной эластичности и аб- солютной неэластичности спроса (рис. 3.7), которые в самой яркой форме демонстрируют нам связь показателя эластичности и наклона функции спроса.
Если потребители готовы приобретать благо в любом количестве по фиксированной цене, то такой спрос называется абсолютно эластич- ным. В этом случае график спроса является горизонтальной линией, а коэффициент эластичности спроса по цене стремится к бесконеч- ности. Примером здесь может быть спрос на один из конкретных ви-
108
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
дов продукта из большой группы заменителей: клубничный «Чудо- йогурт» будет приобретаться покупателями только по той же цене, что и остальные виды йогурта этой марки. При малейшем изменении цены потребители прекратят его покупать, полностью переключив- шись в своем рационе на другие виды йогурта (рис. 3.7а).
P = const
D
P
Q
Q = const
Q
P
D
E
dP
Î
E
dP
= 0
а)
б)
Рис. 3.7. Крайние случаи ценовой эластичности: а) абсолютно эластичный
спрос, б) абсолютно неэластичный спрос
Противоположная ситуация возникает, когда определенный объем блага, приобретаемого покупателями, будет постоянным, независимо от цены, которая установится на него. В этом случае график функции спроса оказывается вертикальной линией, а коэффициент эластич- ности будет равен нулю (рис. 3.7б). Например, величина спроса на соль слабо зависит от цены на нее. Поэтому даже при радикальном увеличении цены объем потребления соли практически не изменится.
Сравнивая эластичность спроса на разные виды благ, необходимо помнить, что у любого линейного спроса (с отрицательным накло- ном), независимо от того, как велик ее наклон, существуют эластич- ный и неэластичный участки. Конкретное значение коэффициента эластичности зависит от координат точки, в которой он определяется.
Поэтому, когда речь идет о том, что спрос на соль неэластичный, а на докторскую колбасу завода «Кампомос» — эластичный, имеется в виду участок, расположенный вблизи точки равновесия, того соотношения цены и количества, которое сложилось в текущий момент на рынке.
Ценовая эластичность и выручка продавцов
Понятие эластичности имеет большое значение при прогнози- ровании продавцом динамики его выручки, представляющей собой произведение цены на объем продаж (общая выручка — total revenue,
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 109
P = const
D
P
Q
Q = const
Q
P
D
E
dP
Î
E
dP
= 0
а)
б)
Рис. 3.7. Крайние случаи ценовой эластичности: а) абсолютно эластичный
спрос, б) абсолютно неэластичный спрос
Противоположная ситуация возникает, когда определенный объем блага, приобретаемого покупателями, будет постоянным, независимо от цены, которая установится на него. В этом случае график функции спроса оказывается вертикальной линией, а коэффициент эластич- ности будет равен нулю (рис. 3.7б). Например, величина спроса на соль слабо зависит от цены на нее. Поэтому даже при радикальном увеличении цены объем потребления соли практически не изменится.
Сравнивая эластичность спроса на разные виды благ, необходимо помнить, что у любого линейного спроса (с отрицательным накло- ном), независимо от того, как велик ее наклон, существуют эластич- ный и неэластичный участки. Конкретное значение коэффициента эластичности зависит от координат точки, в которой он определяется.
Поэтому, когда речь идет о том, что спрос на соль неэластичный, а на докторскую колбасу завода «Кампомос» — эластичный, имеется в виду участок, расположенный вблизи точки равновесия, того соотношения цены и количества, которое сложилось в текущий момент на рынке.
Ценовая эластичность и выручка продавцов
Понятие эластичности имеет большое значение при прогнози- ровании продавцом динамики его выручки, представляющей собой произведение цены на объем продаж (общая выручка — total revenue,
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 109
TR = PQ
). Продавец может узнать, что произойдет с его доходом, если он столкнется со снижением или ростом цены на свою продукцию.
P
Q
D
d
c
a
b
g
f
Q
3
P
3
Q
2
P
2
Q
1 0
P
1
Рис. 3.8. Изменение выручки при понижении цены
При снижении цены выручка сокращается за счет снижения цены, но одновременно увеличивается за счет увеличения количества ку- пленного товара. Такое одновременное воздействие на выручку может по-разному влиять на ее величину. То, как меняется величина выручки при понижении цены показано на рис. 3.8. Поскольку выручка опре- деляется как произведение цены на количество купленного товара, то, если изначально уровень цены был Р
1
, то будет куплено количе- ство товара Q
1
, и графически выручка будет представлять площадь прямоугольника Р
1
аQ
1 0. Если цена снизится до Р
2
, куплено будет Q
2
, и выручка будет представлена площадью прямоугольника Р
2
сQ
2 0. Что- бы оценить изменение выручки, можно заметить, что площадь Р
2
bQ
1 0 принадлежит площади и прежней и новой выручки. Чтобы опреде- лить то, как изменилась выручка, следует сравнивать то, что потеряли при снижении цены, а это площадь прямоугольника Р
1
аbР
2
, и то, что добавилось к новой выручке — площадь прямоугольника bсQ
2
Q
1
. На рисунке явно видно, что при снижении цены с уровня Р
1
до уровня
Р
2
, потеря части площади первоначальной выручки меньше площади добавленного прямоугольника к новой выручке, что означает, что вы- ручка в таком случае увеличилась. Если продолжить снижение цены до уровня Р
3
, выручка будет представлена площадью прямоугольника
Р
3
dQ
3 0. При этом потеря части площади предыдущей выручки Р
2
cfР
3
, больше площади добавки к новой выручке fdQ
3
Q
2
, это означает, что выручка снизилась. Из проведенного наблюдения следует важный вы- вод — при понижении цены на определенном участке линейной функ-
110
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
ции спроса выручка будет возрастать, на других же участках линейной функции спроса снижение цены приведет к уменьшению выручки.
Изменение выручки интересно сопоставить со значениями эла- стичности на функции спроса. Если спрос эластичен, то есть по- требители чутко реагируют на динамику цены, даже незначительное ее снижение может привести к сильному увеличению готовности покупателей приобретать данный товар. Тогда прирост объема про- даж компенсирует продавцу потери от снижения цены, и его общая выручка увеличится (рис. 3.9). В этом случае абсолютная величина коэффициента эластичности спроса по цене будет больше единицы, т. е. величина спроса вырастет в процентном соотношении на боль- шую величину, чем упадет цена. И наоборот: если установлено, что спрос неэластичен, коэффициент меньше единицы, то при снижении цены объем продаж вырастет в меньшей степени. В этом случае по- тери продавца от уменьшения цены будут больше, чем выигрыш от прироста величины спроса, и выручка упадет. Значит, выручка будет
увеличиваться, если на эластичном участке спроса цена снизится, а на
неэластичном — повысится.
Q
*
TR
Q
TR
max
|
Е
| <1
|E| = 1
Q
|
Е
| >1
P
Рис. 3.9. Зависимость между эластичностью спроса и выручкой продавцов
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 111
Изменение выручки интересно сопоставить со значениями эла- стичности на функции спроса. Если спрос эластичен, то есть по- требители чутко реагируют на динамику цены, даже незначительное ее снижение может привести к сильному увеличению готовности покупателей приобретать данный товар. Тогда прирост объема про- даж компенсирует продавцу потери от снижения цены, и его общая выручка увеличится (рис. 3.9). В этом случае абсолютная величина коэффициента эластичности спроса по цене будет больше единицы, т. е. величина спроса вырастет в процентном соотношении на боль- шую величину, чем упадет цена. И наоборот: если установлено, что спрос неэластичен, коэффициент меньше единицы, то при снижении цены объем продаж вырастет в меньшей степени. В этом случае по- тери продавца от уменьшения цены будут больше, чем выигрыш от прироста величины спроса, и выручка упадет. Значит, выручка будет
увеличиваться, если на эластичном участке спроса цена снизится, а на
неэластичном — повысится.
Q
*
TR
Q
TR
max
|
Е
| <1
|E| = 1
Q
|
Е
| >1
P
Рис. 3.9. Зависимость между эластичностью спроса и выручкой продавцов
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 111
На эластичном участке спроса, где E
D
P
>
1 , снижение цены и рост объема продаж приведут к росту выручки продавцов. На участке неэла- стичного спроса, где E
D
P
<
1, снижение цены уменьшит выручку про- давцов. Максимальный объем выручки достигается в точке с единич- ной эластичностью. То есть в условиях эластичного спроса продавцу выгодно снижать цену, а при неэластичном — повышать: эти действия увеличат его общую выручку.
Можно вывести функцию выручки для случая линейной функции спроса, для этого можно использовать уравнение обратной функции спроса Pd = a — bQ (которую можно назвать «линией цены»), и ум- ножить на Q. TR = PQ; TR = (a – bQ)Q = aQ — bQ
2
. Таким образом, видим, что выручка для линейной функции спроса представляет собой параболу ветвями вниз, что и показано на рис. 3.9.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность как показатель реакции субъектов рынка на раз- личные явления в их жизни можно рассчитать для любой ситуации.
Можно исследовать отношение потребителей к различным товарам в зависимости от их дохода. Если с ростом дохода объем потребления некоторого блага растет, значит это товар высокого качества. Если потребление блага увеличивается при снижении дохода потребителя, то перед нами товар худшего качества (инфериорное благо).
Для анализа этих явлений используется функция, устанавливаю- щая зависимость между величиной спроса на товар и доходом потре- бителя. Такая функция описывается уравнением вида Q
d
= f(I), где
Q
d
— величина спроса на товар, а I (от англ. income) — доход.
Также может быть определен и коэффициент эластичности спроса
по доходу.
Он показывает, на сколько процентов изменится величина
спроса на товар при изменении дохода потребителей на 1%.
При рас- чете этого коэффициента (как в точке, так и на отрезке) использует- ся формула, аналогичная показателю эластичности спроса по цене.
Единственным отличием будет применение в ней показателей дохода вместо значений цены:
E
Q
I
Q
Q
D
I
1 1 .
Чтобы охарактеризовать товар с точки зрения качества, удобно ис- пользовать показатель эластичности спроса по доходу: он больше нуля для нормальных товаров (товар высокого качества) и меньше нуля для товаров низкого качества. На рис. 3.10 в координатах дохода и количе- ства товара представлен спрос на товар высокого качества (а) и товары низкого качества (б). Спрос на товары высокого качества отражает положительную зависимость величины спроса от дохода, а спрос на низкокачественные — отрицательную.
112
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Q
I
D
I
Рис. 3.10. Эластичность спроса по доходу
Бывает и так, что изменение в доходе потребителей не приводит к каким-либо изменениям в объеме потребления блага, тогда коэф- фициент эластичности спроса по доходу равен нулю. Это крайний случай, примером которого может служить потребление инсулина больным- диабетиком.
Качество товара в такой трактовке — категория глубоко субъектив- ная: каждый человек сам для себя определяет, какие блага для него яв- ляются высококачественными, а какие — нет. Индивидуальные пред- почтения потребителей можно агрегировать и построить функции, отражающие зависимость рыночного спроса от суммарных доходов покупателей. Такие функции будут показывать, как трактует общество в целом те или иные блага. Например, падение доходов населения в условиях кризисов приводит к резкому падению спроса на услуги салонов красоты. Это явление отражает отношение общества в целом к данному виду услуг как благу высокого качества
1
Но блага высокого качества неоднородны. Если с ростом дохода потребителя его расходы на определенные виды товаров растут, но в меньшей степени по сравнению с увеличением его дохода, то такие товары относятся к благам первой необходимости. Рост расходов более быстрый, чем увеличение материального благосостояния потребителя, происходит на предметы роскоши.
1
В начале 2000-х гг. известный экономист Е. Ясин приводил такие данные: про- дукция почти всей отечественной обрабатывающей промышленности, строитель- ства, сельского хозяйства, торговли, платных услуг «в основном конкурентоспособна лишь при низком уровне доходов потребителей. При повышении доходов спрос пе- реключается на импорт…» Иными словами, товары, производимые отечественными производителями, трактуются как товары худшего качества — их вынуждены приоб- ретать те потребители, доходы которых не позволяют им переключиться на импорт.
С ростом благосостояния покупатели пересаживаются на иномарки, отдыхать ездят на зарубежные курорты, а обувь и одежду покупают в специализированных магази- нах, в которых представлены в основном импортные товары (Ясин Е. Деформирован- ная экономика // Ведомости. 2003. 23 июля).
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 113
Расчет значений коэффициентов эластичности позволяет опре- делить, к какой категории потребители относят те или иные группы товаров:
E
D
I
<
0 для товаров низкого качества;
E
D
I
∈
[0; 1] для товаров первой необходимости;
E
D
I
>
1 для предметов роскоши.
Перекрестная эластичность спроса
Потребители могут менять количество покупаемого блага в ответ не только на изменение его цены и колебания дохода, но и при изме- нении цены на сопряженные товары — субституты или комплементы.
Степень реакции в этом случае оценивается с помощью коэффициента
перекрестной эластичности спроса.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса на один товар по
цене другого товара
E
Dx
Py
показывает, на сколько процентов изменится
величина спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
Особенность формулы расчета коэффициента перекрестной эла- стичности заключается в том, что в ней изменение цены рассматри- вается в отношении одного товара, а изменение величины спроса — в отношении другого:
E
Q
P
Q
P
P
Q
Q
Q
P
P
P
Q
Dx
Py
x
y
x
y
Y
X
X
X
Y
Y
Y
X
%
%
1 1
2 1
2 1
1 1
Например, если цена на тюльпаны упала на 10%, а объем продаж гвоздик уменьшился на 20%, значит, покупатели начали приобретать вместо зимних гвоздик весенние тюльпаны, заменив в потреблении один товар другим. Для товаров- заменителей коэффициент перекрест- ной эластичности больше нуля.
Если цена на один товар уменьшилась, а объем покупок дру- гого товара вырос, значит, это — дополняющие товары. Коэф- фициент перекрестной эластичности для товаров- комплементов меньше нуля. Например, средняя цена компьютера упала, а спрос на принтеры вырос, т. е. изменения произошли в противоположных направлениях, что и отразилось в знаке коэффициента перекрест- ной эластичности.
И, наконец, если изменение цены одного товара не приводит к пересмотру потребительских планов в отношении другого товара, то такие товары являются независимыми. В этом случае коэффициент перекрестной эластичности равен нулю. Например, изменение цены на компьютеры никак не отразилось на спросе на тюльпаны и гвоз- дики. Это товары, не связанные в потреблении.
114
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Итак, коэффициент перекрестной эластичности спроса на один товар по цене другого товара:
E
P
>
0 для товаров- заменителей;
E
P
<
0 для товаров- комплементов;
E
P
=
0 для независимых товаров.
3.2. Эластичность предложения
Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения характеризует способность произво- дителей реагировать на изменение цены, увеличивая или уменьшая объем выпуска. Показатель эластичности предложения аналогично ценовой эластичности спроса характеризует зависимость относи- тельного изменения объема предложения товара от относительного изменения его цены. Коэффициент эластичности предложения по- казывает, на сколько процентов изменится объем производства при изменении цены на 1%: E
Q
P
S
P
S
%
%
. В развернутом виде эта формула принимает вид:
E
Q
P
P
Q
Q
Q
P P
P
Q
S
P
S
S
S
S
S
1 1
2 1
2 1
1
Объем продукции, который готовы поставить на рынок продавцы, находится в прямой зависимости от цены: увеличение цены является стимулом к росту производства, снижение цены заставляет произ- водителей уменьшать выпуск. Значит, и коэффициент эластичности предложения будет положительным — изменения цены и величины предложения будут происходить в одном направлении.
Так же как и при расчетах ценовой эластичности спроса, можно определить точечную эластичность предложения — при заданных определенной цене и соответствующего ей объеме предложения по формуле:
E
Q
P
P
Q
Q
P
Q
S
P
S
SP
S
,
для линейной функции предложения E
d P
Q
S
P
S
.
Для случая, когда известны значения цен и соответствующих им величин предложения на интервале, для определения эластичности предложения следует воспользоваться формулой средней точки. Эту формулу для случая нелинейного предложения называют дуговой эла- стичностью предложения по цене:
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 115
E
Q
Q
P P
P P
Q Q
Q
P
P P
Q
Q
S
P
S
S
S
S
S
2 1
2 1
1 2
1 2
1 2
1 2
2 2
/
/
.
Значения эластичности предложения изменяются от нуля до бес- конечности. Если E
S
P
> 1, предложение называется эластичным, если
E
S
P
< 1, то предложение неэластично, E
S
P
= 1 отражает единичную эластичность предложения.
Значение коэффициента ценовой эластичности предложения можно определить по графику функции предложения. При этом сле- дует помнить, что, как и в случае с эластичностью спроса, эластич- ность определяется не только по углу наклона графика предложения.
На представленных ниже рис. 3.11 и 3.12 показаны графики пред- ложения с одинаковыми углами наклона, но разными значениями эластичности.
Если предложение является прямой линией, то можно заметить, что в приведенной выше формуле коэффициента точечной эластич- ности
E
Q
P
P
Q
S
P
S
первый множитель — это угол наклона линии предложения опреде- ляется как:
Q
P
1
tg
Второй множитель — отношение цены и объема предложения, можно определить как угол наклона луча из начала координат к за- данной точке на линии предложения:
P
Q
S
1
tg
Таким образом, мы получаем вариант коэффициента ценовой эластичности предложения путем сравнения наклона луча из начала координат к точке на линии предложения (tgβ) с наклоном линии предложения (tgα). Как видно на рис. 3.11 — tgβ > tgα, следовательно значение коэффициента больше единицы. Можно заметить, что если линия предложения пересекает ось цен, то в любой точке предложе- ние будет эластичным. На рис. 3.12 линия предложения пересекает ось количества и, поскольку tgβ < tgα, то предложение будет неэла- стично при любом уровне цены и соответствующих объемах това- ра. На рис. 3.13 линия предложения выходит из начала координат, и поскольку наклона луч из начала координат совпадает с наклоном линии предложения, предложение будет обладать единичной эла-
116
Раздел I. Основы микроэкономического анализа