Файл: Статья удк 332. 142. 6 Дата поступления xx xx. 2022 рецензирования xx xx. 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поля все по 2, верхнее 2,5 DOI: 10.18287/2542-0461-2022-13-Х-XX-XX
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 332.142.6
Дата поступления: XX.XX.2022
рецензирования: XX.XX.2022
принятия: XX.XX.2022
Внедрение концепций устойчивого развития на международных рынках образования и науки на примере Самарского университета
И.И. Иванов
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация
E-mail: Platonova.is@ssau.ru. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-1858-2227
И.И. Иванова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация
E-mail: mariya.klevina@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0374-2793
Аннотация (от 150 до 250 слов, актуальность, цель, задачи, методы, результаты): Мировое сообщество все больше и больше вникает в такие современные понятия, как «циркулярная экономика», «зеленая экономика», «социально ответственный бизнес», что в общем и целом предопределяет такое понятие, как «устойчивое развитие». Сфера высшего образования не была обделена вниманием с этой точки зрения. Ведущие мировые вузы перестраиваются в соответствии с концепциями устойчивого развития. Ведущие представители образовательной сферы, исходя из своего опыта развития устойчивости в области высшего образования, уже имеют конкретные примеры, идеи, размышления и стратегии, что позволяет иметь исходную базу для реформ на пути к устойчивым университетам. В отечественной практике можно заметить несколько положительных тенденций на пути к устойчивым университетам, но все же не кардинальных и коренных изменений. Это является одной из наиболее остро стоящих проблем перед современными высшими учебными заведениями. Цель статьи – разработка мероприятий по внедрению концепций устойчивого развития для Самарского университета. Проведен анализ состояния и динамики развития международного рынка образования и науки и анализ международной и внутренней деятельности Самарского университета в контексте устойчивого развития. В качестве методологии представлены мероприятия, которые позволяют использовать одноименный опыт, осуществлять обмен информацией между участниками, задачи которых схожи – предложены мероприятия по внедрению концепций устойчивого развития в Самарском университете. В качестве эмпирического материала изучен опыт ведущих игроков образовательного рынка, нормативно-правовая база рассматриваемого вопроса устойчивого развития. Научная новизна определяется разработанными и предложенными концепциями внедрения принципов устойчивого развития в деятельность Самарского университета. Предлагаемая стратегия может быть применима для внедрения концепций устойчивого
развития в научно-образовательных центрах, функционирующих на международных рынках образования и науки.
Ключевые слова (7-8 слов): устойчивое развитие; рынок образования; устойчивое образование; устойчивый университет; региональная экономика; экология; трансформация.
Цитирование. Иванов И.И., Иванова И.В. Внедрение концепций устойчивого развития на международных рынках образования и науки на примере Самарского университета // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13, № Х. С. ХХ–ХХ. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-Х-ХХ-ХХ.
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
© Иванов И.И., Иванова И.И., 2022
Иван Иванович Иванов (степень, звание, должность, вуз – место работы, адрес с индексом вуза – места работы) – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Инна Ивановна Иванова – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: ХХ.ХХ.2022
Revised: ХХ.ХХ.2022
Accepted: ХХ.ХХ.2022
Implementation of sustainable development concepts in the international markets of education and science on the example of the Samara University
I.I. Ivanov
Samara National Research University, Samara, Russian Federation
E-mail: Platonova.is@ssau.ru. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-1858-2227
I.I. Ivanova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation
E-mail: mariya.klevina@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0374-2793
Abstract: The world community puts much more impact and emphasis on such modern concepts as «circular economy», «green» economy, socially responsible business, which, in general, is about sustainable development. The sphere of higher education has not been deprived of attention from this point of view. The world's leading universities are being rebuilt in accordance with the concept of sustainable development. Many educational leaders, based on their experience of developing sustainability in the field of higher education, already have practically received cases, examples, ideas, developments and strategies that provide an initial basis for transforming the path to a sustainable university. As it can be mentioned in the practice of our country, there are several positive trends on the way to sustainable universities, but they are still don’t seem to be cardinal or as fundamental changes. This is one of the most pressing problems, which modern higher education institutions are faced up with. The objective is the analysis of the international education and science market in terms of sustainability and the development of sustainable Samara University. The paper analyzes the state and dynamics of the international education and science market in terms of sustainable development, analyzes the international and domestic activities of the Samara University in terms of sustainable development. As a methodology, there are presented activities that allow using the experience of the same structures, exchanging information between participants whose tasks are similar – activities are proposed to introduce the concepts of sustainable development at Samara University. As an empirical material, the experience of the leading players in the educational market, the legal framework of the issue of sustainable development under consideration were studied. Scientific novelty is determined by the developed and proposed concepts for introducing the principles of sustainable development into the activities of Samara University. The proposed strategy can be applied to the implementation of sustainable development concepts for units of the international education and science market.
Key words: sustainable development; market of education; sustainable education; sustainable university; regional economy; ecology; transformation.
Citation. Ivanov I.I., Ivanova I.I. Implementation of sustainable development concepts in the international markets of education and science on the example of the Samara University. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2022, vol. 13, no. Х, pp. ХХ–ХХ. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-Х-ХХ-ХХ. (In Russ.)
Information on the conflict of interest: authors declare no conflict of interest.
© Ivanov I.I., Ivanova I.I., 2022
Ivan I. Ivanov – Candidate of Economics, associate professor of the Department of Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Inna I. Ivanova – Doctor of Economics, professor, professor of the Department of Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Введение (актуальность, цели, задачи, методы, обзор литературы, цитирование в квадратных скобках по порядку упоминания, 11 кегль, одинарный интервал, отступ 0,5)
Стремительно развивающееся во всех сферах общество, нацеленное на разработку и внедрение новейших технологий, инженерию будущего, форсайт, в особенности в условиях цифровизации, создание и использование современных методик менеджмента, с каждым днем уделяет все большее внимание и принимает за фундаментальную основу в различных аспектах концепции устойчивого развития [1, с. 12; 7, с. 11–19]. Парадигмы современности призваны принять и внедрить устойчивое развитие как базис для гармоничного прогресса мировой экономики и жизни социума, в целом [2].
Рынок образования и науки является одним из основополагающих институтов развития, представляя собой стартовую площадку для деятельности, как в масштабах личности, так и в производственных масштабах. Динамичные изменения: расширения, слияния, усиления в качественном и количественном смыслах высших учебных заведений, представляющих такое значимое направление, как высшее образование, с каждым днем увеличивают смысл приверженности концепций устойчивого развития для успешного функционирования высшего образования как такового [3]. Но так как большинство единиц института высшего образования находятся только в начальной стадии реформ в направлении устойчивого развития, то становится заметным, что высшие учебные заведения оказываются на некоем перепутье на фоне растущих проблем и неопределенностей в отношении устойчивости. Необходимо осуществить позитивные изменения в высшем образовании, исследуя само богатое понятие «устойчивого университета», определить пути, через которые высшим учебным заведениям можно реализовать свой потенциал.
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет) является ведущим вузом Российской Федерации, громко заявляя о себе на мировой арене, как в сфере высшего образования, так и на рынке трудоустройства. Таким образом, внедрение концепций устойчивого развития в Самарском университете является актуальным и значимым для его дальнейшего прогресса.
Цель исследования – анализ международного рынка образования и науки с точки зрения устойчивости и разработка концепций устойчивого развития для Самарского университета.
В качестве научной новизны проделанного исследования следует отметить принципиально новые предложенные концепции конкретно для Самарского университета, необходимые для приближения вуза к устойчивой модели.
Методологии исследования в области устойчивого развития признаются эффективными в случае использования мероприятий, нацеленных на взаимообмен опытом, информацией между заинтересованными сторонами, что было использовано в проведенном исследовании.
В работе изучены состояние и динамика развития международного рынка образования и науки в контексте устойчивого развития, проведен анализ международной и внутренней деятельности Самарского университета в контексте устойчивого развития. Предложены мероприятия по внедрению концепций устойчивого развития в Самарском университете и рассмотрены перспективы развития Самарского университета в контексте устойчивого развития.
Предлагаемая стратегия приближения Самарского университета к устойчивой модели имеет практическую значимость для развития вуза в качестве ведущей единицы международного рынка образования и науки.
Ход исследования (может быть несколько подзаголовков)
Устойчивое развитие измеряется по двум ведущим показателям: оставляемый экологический след [4] в качестве меры для оценки состояния окружающей среды и индекса развития человеческого потенциала в качестве оценки меры развития человека, что включает в себя ожидаемую продолжительность жизни, образование и доходы. Нынешняя ситуация в значительной степени неустойчива и глобальное общество должно развиваться в рамках экологических границ планеты и высокого человеческого развития.
Мировое сообщество признает, что высшее образование способствует и иногда даже ускоряет кризис устойчивости [5, р. 12–17]. Это не столько работа невежественных людей, но, в значительной степени, результат работы людей с образованием (рисунок 1).
Экологически ориентированные устойчивые университеты нацелены на создание стратегий и инструментов для трансформаций окружающей среды и обеспечению устойчивости посредством улучшения окружающей среды. Основной акцент деятельности подобных университетов – экологические проблемы [6].
, (1)
. (2)
2022
Новые
вызовы
Рисунок 1 – Предлагаемые перемены в подходах к обучению для устойчивого развития
в Самарском университете
Figure 1 – Proposed changes in approaches to learning for sustainable development at Samara University
Важно отметить, что как в международном политическом дискурсе, так и в литературе по вопросам образования, вопросы устойчивого развития обычно рассматриваются как проблемы, которые могут быть решены путем применения надлежащих стратегий обучения. Но в ходе исследования было выявлено, что перевод существующего образования в устойчивое образование требует большего [7; 8]. В контексте устойчивости, готовые решения и неоспоримые истины являются редкими явлениями. В рамках устойчивого образования прослеживается похожая модель обучения, практического характера (рисунок 2).
Рисунок 2 – Предлагаемые перемены в подходах к обучению для устойчивого развития
в Самарском университете
Figure 2 – Proposed changes in approaches to learning for sustainable development at Samara University
После ознакомления профессорско-преподавательского состава Самарского университета с устойчивым развитием необходимо внедрение в сознание обучаемых накопленных знаний с учетом вышеописанных подходов к обучению (таблица 1).
Таблица_1–_Подходы_к_интеграции_технологий_Table_1_–_Approaches_to_technology_integration'>Таблица 1– Подходы к интеграции технологий
Table 1 – Approaches to technology integration
Реализация точечных инициатив | Централизованное управление портфелем проектов | Интеграция «ДНК улучшений» в основную деятельность [7] |
Проведение точечных / единичных проектов улучшений ресурсами линейной организации (обычно для компаний, эксплуатирующих производственные активы) | Централизация «программного офиса» в целях повышения эффективности управления программой улучшения и модернизации, таким образом поддерживается управление проектным портфелем | Совмещение производственной / линейной и постоянной деятельности по улучшениям в рамках основного функционала линейных подразделений с ограниченной централизованной поддержкой |