ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.Установка – это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то. Установка может повлиять на то, что одно и то же явление люди трактуют прямо противоположным образом.
7. Тема: Психологические защиты. Барьеры в общении
1. Проявления психологических защит многообразны, обычно мы даже не замечаем, что «защищаемся». Пользуясь знаниями о механизмах психологических защит, человеку легче будет понимать поведение окружающих и самих себя.
Механизмы, стабилизирующие образ «Я», называются психологическими защитными механизмами.
2. Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:
-
Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана. -
Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
3. Выделяется несколько основных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, регрессия, сублимация, рационализация.
4. Эффективность общения во многом зависит от нашей готовности воспринимать мир и людей такими, какие они есть.
8. Тема: Конструктивное общение. Контроль эмоций
В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда – и власти над другим человеком. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где не постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.
1. Способы снижения эмоциональной напряженности. Общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность, и сильные эмоции могут мешать правильно воспринимать собеседника, затруднять понимание истинных мотивов его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.
2. Управление своими эмоциями и чувствами. В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению:
· Уважайте чувства других людей.
· Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию, не обижаясь и не поддаваясь собственным.
· Отойдите от негативной борьбы за власть.
· Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также и критик.
Конструктивное общение улучшает отношения между людьми, так как предполагает, что вы:
1. Расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять своей воле.
2. Уважайте их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения.
3. Уважайте их ценности и их опыт.
9. Тема: Активное и пассивное слушание
1. Общаясь, люди передают друг другу информацию, удовлетворяют свою потребность в том, чтобы быть понятыми и принятыми другими.
Для человека очень важно, чтобы его слушали и понимали, и если научитесь быть хорошим слушателем, успех в общении вам обеспечен. Часто слушание воспринимается как пассивное поведение в разговоре, т.е. неречевое поведение, «неговорение».
Во время слушания решаются две задачи:
1). Воспринимается содержание сообщения.
2). Улавливается эмоциональное состояние собеседника.
2. Можно выделить следующие приемы слушания:
-глухое молчание;
-поддакивание;
-повторение последнего слова говорящего;
-повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;
-побуждение;
-уточняющие вопросы;
-наводящие вопросы;
-оценки, советы;
-слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова;
-эмоции;
-логические следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события; расспрашивание, задавание вопроса за вопросом, не объясняя цели;
-пренебрежение к партнеру – не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова.
В слушании проявляются 3 такта: поддержка, уяснение, комментирование.
Выделяют такие техники обратной связи в общении, как пассивное, активное слушание, эмпатическое.
10. Тема: Приемы расположения к себе. Самопрезентация
1. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.
Самопрезентация – умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, т.е. «подать себя» в выгодном свете
2. Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты.
3. Комплимент – один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты – это специальное искусство, которому стоит поучиться.
4. Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.
5. Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения
11. Тема: Конфликт. Стили разрешения конфликтов
1. Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликтов. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
2. Типы конфликтов. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:
Межличностный конфликт – (самый распространенный тип конфликта) Может проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
3. Причины возникновения конфликтов:
1.«Позиционный дефицит».
2.«Дефицит источников».
3. Формирование агрессивных реакций человека.
4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.
5. Низкий уровень коммуникации.
6. Низкая культура поведения.
4. Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.
5. Инцидент - повод, когда одна из сторон начинает, ущемляя интересы другой стороны.
8. Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:
Не отвечайте на агрессию агрессией;
Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
Дайте возможность оппоненту высказаться;
Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
9. Кодекс поведения в конфликте.
1). Дайте партнеру “выпустить пар”.
2). Потребуйте от него спокойно обосновать претензии.
3). Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
4). Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
5). Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
6). Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
7). В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”.
8). Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.
9). Держитесь как на острие ножа в позиции “на равных”.
10). Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
11). Ничего не надо доказывать.
12). Замолчите первым.
13). Не характеризуйте состояние оппонента.
14). Уходя, не хлопайте дверью.
15). Говори, когда партнер остыл.
16). Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать
12. Тема: Психологические аспекты семейных отношений. Функции семьи. Типы неправильного воспитания.
1. Различия между браком и периодом ухаживания. Основной причиной вступления в брак является любовь. Однако каждодневная будничная жизнь в семье проверяет любовь на прочность. трепетные, нежные чувства в период ухаживания расцветает в браке лишь в том случае, если супружеская пара понимает необходимость повседневной заботы о любви.
2. Факторы, влияющие на стабильность брака. результаты как отечественных, так и зарубежных исследований показывают, что на стабильность брака влияют следующие факторы:
· взаимное положительное впечатление друг о друге.
· знакомство в ситуации работы/учебы.
· период ухаживания – 1 – 1,5 года.
· инициатива о заключении брака со стороны мужчины.
· принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания
· положительная оценка успешности семейной жизни родителей.
· сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.
· сексуальная совместимость.
В группу риска входят браки, характеризующиеся:
· ранним возрастом вступления в брак и у мужчины, и у женщины.
· превышением возраста жены над возрастом мужа.
· неустойчивостью отношений в период знакомства.
· наличием добрачной беременности.
· поздним возрастом вступлением в брак.
Необязательно, что все перечисленные факторы могут сыграть роковую роль, однако в таком браке необходимо более бережно относиться друг к другу.
4. Функции семьи. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Гармоничная семья выполняет много различных функций.
Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением потребностей ее членов: