ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· Воспитательная функция
· Хозяйственно-бытовая функция
· Функция первичного социального контроля
· Функция духовного общения
· Эмоциональная функция
· Сексуальная функция.
5. Типы неправильного воспитания:
1. Потворствующая гиперпротекция –
2. Доминирующая гиперпротекция –
3. Повышенная моральная ответственность –
4. Эмоциональное отвержение –
5. Жестокое отношение –
6. Гипопротекция –
13. Тема: Коллектив и личность. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.
Если человек не рождается социальным существом, то он неизбежно становится таковым. Человек появляется на свет совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, будучи частью социальной ячейки, группы.
В нормальных условиях с рождения и до смерти человек является частью многочисленных групп, и с их помощью происходит его социализаци.
1. Виды групп. Среди групп, в которые объединяются люди, выделяют следующие разновидности:
а) условные и реальные;
б) постоянные и временные;
в) большие и малые.
2. Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединяющих целями совместной общественно полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
3. Распределение ролей в коллективе. Можно выделить социометрические роли: лидеры, отверженные и пренебрегаемые.
4. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все его участники.
Групповые нормы – это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами.
14. Тема: Лидерство
1. Морально психологический климат коллектива – это устойчивое эмоционально-нравственное состояние коллектива, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Создать такой климат в группе руководитель, лидер.
В любой группе обычно выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Знания и способности лидера оцениваются всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.
Лидер в основном осуществляет регуляцию неформальных отношений в коллективе. Лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера зависит от настроения группы.
Руководитель обладает определенной системой функций. Сфера деятельности, влияние лидера – часть группы, а руководителя – коллектив организации.
3. Выделяют три типа лидеров:
1). Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения.
2). Лидер – менее авторитетен, побуждает к действию личным примером, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
3). Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивные соревнования, турпоход и т.д.
Качества, которыми должен обладать руководитель: организатор трудового процесса, специалист, компетентный в решении задач, человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений. Лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей.
4. Выделяют следующие стили управления:
1). Авторитарный –
2). Демократический
3). Либерально –
Критерием эффективности руководства является степень авторитета и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи.