Файл: Прибыль и ее роль в деятельности предприятия. Условия максимизации прибыли в различных рыночных структурах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
всех расходов, налогов, обязательных платежей, амортизации, заработной платы, процентов по займам и кредитам на развитие бизнеса за определенный период.3
Источники прибыли показывают, как фирма может достигнуть положительного финансового результата. Существуют три основных источника получения прибыли:
1.3 Максимизация прибыли: ее понятие и правила
Можно сказать, что максимизация прибыли является разницей между предельным доходом от продажи определенной дополнительной единицы продукции и предельными издержками. Предельные издержки являются дополнительными издержками, которые приводят к росту выпуска на одну единицу продукции. Ключевой целью работы практически любого предприятия является именно максимизация прибыли. И хотя компания стремится к этому, бывают случаи, когда она именно в краткосрочном периоде работает, не получая прибыли или неся убытки. Все это зависит от соотношения именно дохода и издержек.
Отсюда задачей предприятия является поиск и выбор более оптимального объема производства. Предприятие делает это с помощью сравнения общего дохода, который может быть получен при различных объемах производства, с соответствующими данным объемам издержками.
1.4 Максимизация прибыли в различных рыночных структурах
Совершенная конкуренция- это рыночная структура, основными чертами которой являются: множество мелких фирм-продавцов, однообразность товара, вход и выход на рынок без ограничений, прозрачность рынка
В данной рыночной структуре фирма-совершенный конкурент не станет поднимать цену на товар с целью увеличения своего дохода (выручки), так как покупатели откажутся приобретать продукцию, приобретая ее у конкурента по более выгодным условиям. Но и ставить цену ниже рыночной тоже никто не собирается, иначе фирма не сможет реализовать любое количество продукции по текущей рыночной цене.
Значит фирма-совершенный конкурент не имеет возможности принимать ценовые решения, так как рыночная цена определяется отраслевыми спросом и предложением, но он может принимать реальные управленческие решения, устанавливая тот или иной объем производства.
При существующей рыночной цене фирма будет стремиться произвести такой объем продукции, который обеспечит ей максимальную прибыль. Существую 2 подхода к максимизации прибыли. Первый подход заключается в том, что фирма сопоставляет общий доход TR с общими издержками TC и выбирает вариант, где разница между ними будет максимальной, что будет значить достижение максимальной величины прибыли. Второй подход основан на сравнении предельного дохода MR и предельных издержек MC.
Предельный доход (MR)- дополнительный доход, получаемый от производства дополнительной единицы продукции.
Предельные издержки (MC)- дополнительные, добавочные издержки на производство дополнительной единицы продукта
В условиях совершенной конкуренции фирма для максимизации прибыли выбирает такой объем производства Q*, при котором предельный доход равен предельным издержкам: MR=MC=P.
В условиях краткосрочного равновесия общий доход TR фирмы графически соответствует площади прямоугольника 0paQ*, а общие издержки TC – площади 0cbQ* (приложение 1). Величина прибыли фирмы равняется площади фигуры pabc. Любой другой объем выпуска уменьшит прибыль фирмы – совершенного конкурента.
Рынок монополии.
Монополия - это рыночная структура, основной чертой которой является единый продавец какого-либо товара. Из-за того, что фирма-монополист представляет собой рынок в целом, она имеет кривую спроса с отрицательным наклоном. Поэтому монополист не может в одно время определить и цену, и объем продаж. Монопольная фирма выбирает либо цену - и тогда объем определяется спросом, либо объем продаж – тогда цена зависит от выбора потребителя.
Ссылаясь на главный принцип – максимизация прибыли предприятия, монополист останавливает свой выбор на комбинации «цена-количество», где условием является то, что вся продукция однородна и продается по одной цене. Для сравнения, в совершенной конкуренции выбирается количество товара при заданной цене. Если не разбираться в данной теме, то можно подумать, что раз монополист сам определяет цену продукции, то будет делать ее достаточно высокой. Но при определении цены и объема выпускаемой продукции надо учитывать, что повышение цен может привести к спаду продаж. Если уменьшить цену, то продажи будут увеличиваться, как и доход от приобретаемой продукции, но потеряется доход вследствие понижения цены. Важно, чтобы утраты от снижения цен не превысили прироста выручки от воплощения дополнительно выпущенной продукции. Поэтому комбинация «цена-количество» будет в приоритете.
Монополист будет производить такой уровень выпускаемой продукции, при котором будут равны предельный доход и предельные издержки MR=MC, максимально увеличивая прибыль и достигая равновесия в краткосрочном периоде. Данные манипуляции схожи с совершенной конкуренцией.
Так как на уровнях выпуска продукции Q0 меньше, где MR> MC, фирма может увеличить свою прибыль за счет увеличения выпуска продукции, ведь продажа дополнительной единицы товара дает больной прирост предельного дохода MR, нежели предельных издержек MC. На уровнях выпуска продукции Q0, где MR
Рынок монополистической конкуренции.
Условия существования монополистической конкуренции:
Будучи нацеленной на максимизацию прибыли, она будет выпускать продукцию в объеме, при котором предельный проход равен предельным издержкам MR = MC. Пользуясь своим монопольным положением благодаря уникальности товара, она установит наибольшую цену P*, которую потребитель готов заплатить, т. е. в точке на кривой спроса D. Эта цена выше средних издержек AC, включающих обычную (нормальную) прибыль. Превышение составляет экономическую (добавочную) прибыль ab с единицы товара. Суммарная экономическая прибыль от реализации Q* единиц товара равна заштрихованному участку. В краткосрочном периоде фирмы могут получать экономическую, а также нормальную прибыли, либо нести убытки в зависимости от величины спроса на их продукцию и средних издержек. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлекает новых продавцов, контролирующих товар продающих слегка дифференцированные продукты под своими торговыми марками. Эти новые продукты отнимут бизнес у существующих фирм, вынуждая их кривые спроса сдвигаться влево. При переходе в отрасль все большего числа продавцов экономическая прибыль исчезнет у всех участников. Цены снизятся до уровня средних долгосрочных издержек P=LAC. Вход прекратится, когда экономическая прибыль достигнет нуля.
В приложении 3 показано, что фирмы, если они заботятся о максимизации прибыли, будут продавать в объеме Q1 т. е. стремиться к равенству предельного дохода долгосрочным предельным издержкам MR=LMC. Они установят цену P1, соответствующую точке a на кривой спроса D. Эта цена не позволяет получать экономическую прибыль, поскольку P1=LAC. Это значит, что рынок насыщен товаром, и отрасль находится в равновесии. Вход в отрасль добавочного числа конкурентов прекращается. При снижении спроса цены упадут ниже LAC, и часть фирм, неся убытки, покинет отрасль. Потери приведут к гибели фирм и последующему росту спроса на продукты оставшихся фирм. Выход прекратится, когда прибыль возвратится на нормальный уровень. Так работает механизм рыночного саморегулирования, обеспечивая пропорциональность спроса и предложения и развития отрасли.
Рынок олигополии.
Олигополия - это рыночная структура, в которой доминируют несколько продавцов, обладающих крупными долями рынка, а появление новых продавцов затруднено. Существуют гомогенные олигополии, в которых фирмы производят стандартизированные, идентичные продукты (например, алюминий), и дифференцированные олигополии, в которых фирмы производят подобные, но несколько отличающиеся продукты (например, автомобили, сигареты).
Поведение участников зависит от силы сторон и выбираемых ими стратегий, следовательно, от множества сочетаний. Поэтому нет единой модели олигополии. Определим несколько более-менее типичных ситуаций поведения участников:
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на рынке олигополии. Условие: стандартный продукт, например, бензин. Фирма полагает, что конкуренты не отреагируют на ее снижение цены, и все покупатели перейдут к ней. Однако конкуренты в ответ снизят цены еще в большей - степени. Война цен на понижение будет продолжаться, пока они не уменьшатся до уровня средних издержек АС, а экономическая прибыль не уменьшится до нуля. Дальнейшее снижение цен не выгодно участникам, поскольку приведет убыткам.
Ситуацию отказа от ценовых войн и стабильности цен описывает приложение 4. Модель олигополии: ломаная кривая спроса (приложение 4). Эта политика стабильных пен модель предполагает, что фирмы верят, что соперники будут состязаться в любом снижении цен, но не повышении. При таких обстоятельствах кривая спроса D претерпевает излом при текущей цене Р. При повышении пены фирмой покупатели перейдут к конкурентам, т. е. ее часть выше излома будет более эластична. Фирма потеряет часть дохода от сокращения сбыта. При снижении цен фирмой соперники тоже снизят цены, и распределение покупателей между конкурентами останется почти прежним, т. е. часть кривой спроса ниже излома будет неэластичной. Фирма потеряет часть дохода от снижения цен. Поэтому выгоднее придерживаться политики твердых цен. Подразумевается, что цены будут иметь тенденцию к неэластичности в течение всего делового цикла.
Модель лидерства в ценах еще называют частичной монополией (приложение 5). Обычно самая крупная фирма устанавливает цены, максимизирующие ее прибыль. Она оценивает емкость рынка отрасли q(отр), сколько по каждой предполагаемой цене продадут остальные фирмы. Затем вычитает из емкости отраслевого рынка q(отр) их долю и получает - свою. На следующем шаге, зная ряд предполагаемых цен и соответствующий ряд долей своего сбыта, она вычисляет свой предельный доход MR(l), и производит количество товара q(l), максимизирующее ее прибыль, т. е. в точке, где МR(l), = МС(l), при цене Рl. Остальные, следуя за лидером, придерживаются цены Рl;. Они планируют собственный выпуск продукции q(ост), который максимизирует их прибыли при этих ценах. В равновесии q(l)+q(oст)=q(отр).
Лидерство в ценах можно также объяснить опасением меньших фирм насчет ответной реакции лидера в случае ценовой войны с ним. Меньшие фирмы следуют пассивно за лидером иногда и потому, что предполагают наличие большей информации у лидера о динамике рыночного спроса. Если, например, крупный банк повышает ставки по кредитам, мелкие считают, что спрос на кредиты растет, и тоже повышают ставки.
Глава 2. Анализ прибыли и условия ее максимизации ПАО «Магнит»
2.1 Анализ динамики прибыли и управленческие мероприятия за исследуемый период
Изучив теорию сущности прибыли предприятия и условия ее максимизации рассмотрим на примере Публичного акционерного общества «Магнит»
Все мы знакомы с этим брендом, так как магазины данной сети открываются по всей России, развиваясь и конкурируя с другими крупными торговыми магазинами.
«Магнит» является одной из ведущих розничных сетей в России по торговле продуктами питания, лидером по количеству магазинов и географии их расположения. Компания представлена в около 4 000 населенных пунктах. «Магнит» работает в мульти форматной модели, которая состоит из магазинов у дома, супермаркетов, аптек и магазинов дрогери. На 30 июня 2022 года компания насчитывала 26 731 торговую точку в 67 регионах России.
На основе официальных данных мною была изучена динамика чистой прибыли компании в период с 2019 года по 1 полугодие 2022 год
Источники прибыли показывают, как фирма может достигнуть положительного финансового результата. Существуют три основных источника получения прибыли:
-
Уникальность товара и монопольное положение компании. Чтобы удерживать высокую планку и свою позицию на рынке, фирме необходимо развиваться, поддерживать собственную марку для способности конкурировать с другими предприятиями. -
Предпринимательская деятельность. Фирме важно выбрать правильную производственную направленность, обрести шанс увеличения объема выпускаемой продукции, возможность минимизации издержек и создание конкурентоспособных условий. -
Современный подход в деятельности предприятия. Обеспечение постоянного технологического развития, повышение качества товара и объема продаж.
1.3 Максимизация прибыли: ее понятие и правила
Можно сказать, что максимизация прибыли является разницей между предельным доходом от продажи определенной дополнительной единицы продукции и предельными издержками. Предельные издержки являются дополнительными издержками, которые приводят к росту выпуска на одну единицу продукции. Ключевой целью работы практически любого предприятия является именно максимизация прибыли. И хотя компания стремится к этому, бывают случаи, когда она именно в краткосрочном периоде работает, не получая прибыли или неся убытки. Все это зависит от соотношения именно дохода и издержек.
Отсюда задачей предприятия является поиск и выбор более оптимального объема производства. Предприятие делает это с помощью сравнения общего дохода, который может быть получен при различных объемах производства, с соответствующими данным объемам издержками.
1.4 Максимизация прибыли в различных рыночных структурах
Совершенная конкуренция- это рыночная структура, основными чертами которой являются: множество мелких фирм-продавцов, однообразность товара, вход и выход на рынок без ограничений, прозрачность рынка
В данной рыночной структуре фирма-совершенный конкурент не станет поднимать цену на товар с целью увеличения своего дохода (выручки), так как покупатели откажутся приобретать продукцию, приобретая ее у конкурента по более выгодным условиям. Но и ставить цену ниже рыночной тоже никто не собирается, иначе фирма не сможет реализовать любое количество продукции по текущей рыночной цене.
Значит фирма-совершенный конкурент не имеет возможности принимать ценовые решения, так как рыночная цена определяется отраслевыми спросом и предложением, но он может принимать реальные управленческие решения, устанавливая тот или иной объем производства.
При существующей рыночной цене фирма будет стремиться произвести такой объем продукции, который обеспечит ей максимальную прибыль. Существую 2 подхода к максимизации прибыли. Первый подход заключается в том, что фирма сопоставляет общий доход TR с общими издержками TC и выбирает вариант, где разница между ними будет максимальной, что будет значить достижение максимальной величины прибыли. Второй подход основан на сравнении предельного дохода MR и предельных издержек MC.
Предельный доход (MR)- дополнительный доход, получаемый от производства дополнительной единицы продукции.
Предельные издержки (MC)- дополнительные, добавочные издержки на производство дополнительной единицы продукта
В условиях совершенной конкуренции фирма для максимизации прибыли выбирает такой объем производства Q*, при котором предельный доход равен предельным издержкам: MR=MC=P.
В условиях краткосрочного равновесия общий доход TR фирмы графически соответствует площади прямоугольника 0paQ*, а общие издержки TC – площади 0cbQ* (приложение 1). Величина прибыли фирмы равняется площади фигуры pabc. Любой другой объем выпуска уменьшит прибыль фирмы – совершенного конкурента.
Рынок монополии.
Монополия - это рыночная структура, основной чертой которой является единый продавец какого-либо товара. Из-за того, что фирма-монополист представляет собой рынок в целом, она имеет кривую спроса с отрицательным наклоном. Поэтому монополист не может в одно время определить и цену, и объем продаж. Монопольная фирма выбирает либо цену - и тогда объем определяется спросом, либо объем продаж – тогда цена зависит от выбора потребителя.
Ссылаясь на главный принцип – максимизация прибыли предприятия, монополист останавливает свой выбор на комбинации «цена-количество», где условием является то, что вся продукция однородна и продается по одной цене. Для сравнения, в совершенной конкуренции выбирается количество товара при заданной цене. Если не разбираться в данной теме, то можно подумать, что раз монополист сам определяет цену продукции, то будет делать ее достаточно высокой. Но при определении цены и объема выпускаемой продукции надо учитывать, что повышение цен может привести к спаду продаж. Если уменьшить цену, то продажи будут увеличиваться, как и доход от приобретаемой продукции, но потеряется доход вследствие понижения цены. Важно, чтобы утраты от снижения цен не превысили прироста выручки от воплощения дополнительно выпущенной продукции. Поэтому комбинация «цена-количество» будет в приоритете.
Монополист будет производить такой уровень выпускаемой продукции, при котором будут равны предельный доход и предельные издержки MR=MC, максимально увеличивая прибыль и достигая равновесия в краткосрочном периоде. Данные манипуляции схожи с совершенной конкуренцией.
Так как на уровнях выпуска продукции Q0 меньше, где MR> MC, фирма может увеличить свою прибыль за счет увеличения выпуска продукции, ведь продажа дополнительной единицы товара дает больной прирост предельного дохода MR, нежели предельных издержек MC. На уровнях выпуска продукции Q0, где MR
Рынок монополистической конкуренции.
Для возникновения монополистической конкуренции необходимы три условия: | ||
1. Большое число фирм, каждая из которых занимает незначительную долю отраслевого рынка (в результате продавцы могут не опасаться реакции соперников при выборе цен и объемов сбыта. Это обезличенная конкуренция). | 2. Свободный доступ в отрасль новых фирм (следовательно, отсутствуют барьеры для входа в отрасль, такие, например, как необходимость крупных инвестиций или ограничения со стороны государства и т. п.). | 3. Возможность дифференциации продукта. |
Условия существования монополистической конкуренции:
Будучи нацеленной на максимизацию прибыли, она будет выпускать продукцию в объеме, при котором предельный проход равен предельным издержкам MR = MC. Пользуясь своим монопольным положением благодаря уникальности товара, она установит наибольшую цену P*, которую потребитель готов заплатить, т. е. в точке на кривой спроса D. Эта цена выше средних издержек AC, включающих обычную (нормальную) прибыль. Превышение составляет экономическую (добавочную) прибыль ab с единицы товара. Суммарная экономическая прибыль от реализации Q* единиц товара равна заштрихованному участку. В краткосрочном периоде фирмы могут получать экономическую, а также нормальную прибыли, либо нести убытки в зависимости от величины спроса на их продукцию и средних издержек. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлекает новых продавцов, контролирующих товар продающих слегка дифференцированные продукты под своими торговыми марками. Эти новые продукты отнимут бизнес у существующих фирм, вынуждая их кривые спроса сдвигаться влево. При переходе в отрасль все большего числа продавцов экономическая прибыль исчезнет у всех участников. Цены снизятся до уровня средних долгосрочных издержек P=LAC. Вход прекратится, когда экономическая прибыль достигнет нуля.
В приложении 3 показано, что фирмы, если они заботятся о максимизации прибыли, будут продавать в объеме Q1 т. е. стремиться к равенству предельного дохода долгосрочным предельным издержкам MR=LMC. Они установят цену P1, соответствующую точке a на кривой спроса D. Эта цена не позволяет получать экономическую прибыль, поскольку P1=LAC. Это значит, что рынок насыщен товаром, и отрасль находится в равновесии. Вход в отрасль добавочного числа конкурентов прекращается. При снижении спроса цены упадут ниже LAC, и часть фирм, неся убытки, покинет отрасль. Потери приведут к гибели фирм и последующему росту спроса на продукты оставшихся фирм. Выход прекратится, когда прибыль возвратится на нормальный уровень. Так работает механизм рыночного саморегулирования, обеспечивая пропорциональность спроса и предложения и развития отрасли.
Рынок олигополии.
Олигополия - это рыночная структура, в которой доминируют несколько продавцов, обладающих крупными долями рынка, а появление новых продавцов затруднено. Существуют гомогенные олигополии, в которых фирмы производят стандартизированные, идентичные продукты (например, алюминий), и дифференцированные олигополии, в которых фирмы производят подобные, но несколько отличающиеся продукты (например, автомобили, сигареты).
Поведение участников зависит от силы сторон и выбираемых ими стратегий, следовательно, от множества сочетаний. Поэтому нет единой модели олигополии. Определим несколько более-менее типичных ситуаций поведения участников:
-
"Ценовая война" -
Отказ от ценовых войн и стабильность цен -
"Лидерство в ценах" -
Совместная защита от проникновения в отрасль новичков.
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на рынке олигополии. Условие: стандартный продукт, например, бензин. Фирма полагает, что конкуренты не отреагируют на ее снижение цены, и все покупатели перейдут к ней. Однако конкуренты в ответ снизят цены еще в большей - степени. Война цен на понижение будет продолжаться, пока они не уменьшатся до уровня средних издержек АС, а экономическая прибыль не уменьшится до нуля. Дальнейшее снижение цен не выгодно участникам, поскольку приведет убыткам.
Ситуацию отказа от ценовых войн и стабильности цен описывает приложение 4. Модель олигополии: ломаная кривая спроса (приложение 4). Эта политика стабильных пен модель предполагает, что фирмы верят, что соперники будут состязаться в любом снижении цен, но не повышении. При таких обстоятельствах кривая спроса D претерпевает излом при текущей цене Р. При повышении пены фирмой покупатели перейдут к конкурентам, т. е. ее часть выше излома будет более эластична. Фирма потеряет часть дохода от сокращения сбыта. При снижении цен фирмой соперники тоже снизят цены, и распределение покупателей между конкурентами останется почти прежним, т. е. часть кривой спроса ниже излома будет неэластичной. Фирма потеряет часть дохода от снижения цен. Поэтому выгоднее придерживаться политики твердых цен. Подразумевается, что цены будут иметь тенденцию к неэластичности в течение всего делового цикла.
Модель лидерства в ценах еще называют частичной монополией (приложение 5). Обычно самая крупная фирма устанавливает цены, максимизирующие ее прибыль. Она оценивает емкость рынка отрасли q(отр), сколько по каждой предполагаемой цене продадут остальные фирмы. Затем вычитает из емкости отраслевого рынка q(отр) их долю и получает - свою. На следующем шаге, зная ряд предполагаемых цен и соответствующий ряд долей своего сбыта, она вычисляет свой предельный доход MR(l), и производит количество товара q(l), максимизирующее ее прибыль, т. е. в точке, где МR(l), = МС(l), при цене Рl. Остальные, следуя за лидером, придерживаются цены Рl;. Они планируют собственный выпуск продукции q(ост), который максимизирует их прибыли при этих ценах. В равновесии q(l)+q(oст)=q(отр).
Лидерство в ценах можно также объяснить опасением меньших фирм насчет ответной реакции лидера в случае ценовой войны с ним. Меньшие фирмы следуют пассивно за лидером иногда и потому, что предполагают наличие большей информации у лидера о динамике рыночного спроса. Если, например, крупный банк повышает ставки по кредитам, мелкие считают, что спрос на кредиты растет, и тоже повышают ставки.
Глава 2. Анализ прибыли и условия ее максимизации ПАО «Магнит»
2.1 Анализ динамики прибыли и управленческие мероприятия за исследуемый период
Изучив теорию сущности прибыли предприятия и условия ее максимизации рассмотрим на примере Публичного акционерного общества «Магнит»
Все мы знакомы с этим брендом, так как магазины данной сети открываются по всей России, развиваясь и конкурируя с другими крупными торговыми магазинами.
«Магнит» является одной из ведущих розничных сетей в России по торговле продуктами питания, лидером по количеству магазинов и географии их расположения. Компания представлена в около 4 000 населенных пунктах. «Магнит» работает в мульти форматной модели, которая состоит из магазинов у дома, супермаркетов, аптек и магазинов дрогери. На 30 июня 2022 года компания насчитывала 26 731 торговую точку в 67 регионах России.
На основе официальных данных мною была изучена динамика чистой прибыли компании в период с 2019 года по 1 полугодие 2022 год
-
Год
Чистая прибыль, млрд руб.
2019
17.1
2020
37.8
2021
51.7
2022 (1 полугодие)
32.0