Файл: Малый бизнес в сфере торговли является одним из ключевых секторов экономики. Этот сектор важен для создания новых рабочих мест, улучшения условий жизни населения и укрепления экономической стабильности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из главных аспектов эффективного функционирования малого торгового предприятия является выбор его расположения. Как правило, маленький магазин в первую очередность будет обслуживать потребителей в шаговой доступности, поэтому уместно до открытия магазина проведение изучения контингента вероятных покупателей, а также оценки проходимости в месте предполагаемого открытия магазина. Так как для малых торговых предприятий действующее продвижение магазина чаще всего недоступно, следовательно его позиция обязано формировать поток вероятных покупателей.
Для малых торговых предприятий руководство конкурентоспособной борьбы за счет ценовой политики очень затруднительно. Большие торговые компании за счет размера покупок имеют более выгодные условия партнерства с поставщиками и производителями товара . Оттого одно из направлений увеличения конкурентоспособности для малого торгового предприятия – это установление ассортимента, отличного от перечня главных конкурентов, особенно торговых сетей.
Внедренные иностранными государствами санкции на поставку товаров в Россию дали побуждение развитию личного производства, что может быть продуктивно использовано малыми торговыми предприятиями. Для небольших производственных организаций может быть обременительно пособничество с крупными торговыми организациями, обладающими устоявшийся торговый ассортимент. Это дает возможность малым торговым организациям образовывать неповторимый ассортимент товаров, занимая свою рыночную нишу и успешно ведя подобным образом конкурентоспособную борьбу. Кроме этого, введение в ассортимент товаров российского изготовления гарантирует содействие и развитие личного производства страны, формирует дополнительные рабочие места и способствует росту экономики страны, что в свою очередь формирует общественную ответственность торгового предприятия.
В настоящее время торговые компании соперничают между собой предпочтительно на основе расположения магазинов, цены, качества, ассортимента, сервиса, классических факторов, которые могут быть эффективно воспроизведены. Нынешние направленности развития розничной торговли требуют поиска новых, более результативных инструментов.
В современных условиях нематериальные ресурсы становятся одним из особенно многообещающей инструментов увеличения производительности и конкурентоспособности торговых организаций. В этой связи для организаций, располагающих небольшой круг постоянных покупателей, важно поддержание высокого уровня покупательской лояльности. В первую очередь это можно обеспечить за счет качества реализуемых товаров и высокого уровня обслуживания. Совокупность этих двух условий может поспособствовать формированию контингента постоянных покупателей, и, помимо того, представляется компонентом общественной ответственности торгового предприятия.
Для удержания постоянных потребителей главное персонализировать обслуживание, что для торговых предприятий в сфере малого бизнеса реализовать немного легче за счет меньшего численности покупателей. Впрочем, подобная персонализация может быть более личная, нежели в сетевых магазинах. И ее результативность в большей степени зависит от коммуникативных навыков продавца . Это в свою очередь вырабатывает высокую деловую репутацию магазина, что содействует не только удержанию постоянных покупателей, но и привлечению новых потребителей без денежных вложений через сарафанного радио. В связи с этим деловая репутация как элемент нематериальных активов приходит важным условием увеличения конкурентоспособности малых торговых предприятий.
Хотя для малых торговых предприятий соперничать с крупными торговыми организациями за счет цен на товары затруднительно, однако целесообразно использование ценовых методов стимулирования продаж, т.к. большинство отечественных потребителей на сегодняшний день восприимчивы к изменению стоимостей в связи с низкой платежеспособностью. При формировании размера, периода действия и периодичности скидок необходимо в первую очередь учитывать ассортиментную направленность.
Еще одно направление увеличения конкурентоспособности малых торговых предприятий – это применение инструментов электронной торговли. Для малых предприятий электронная торговля – это одновременно и возможность, и риск. С одной стороны, в электронной торговле более низкие барьеры выхода на рынок. Кроме этого, есть ряд преимуществ, важных для малого бизнеса. К ним можно отнести более невысокие издержки обращения, в первую очередь за счет неименья торговых площадей, вероятность глобального пребывания на рынке, большая свобода в управлении ассортиментом, возможность автоматизировать ряд торгово-технологических процессов.
С другой стороны, конкуренция на данном рынке существенно выше. И отсутствие территориальных ограничений лишь увеличивает конкуренцию. В отличие от офлайнмагазина, для интернет-магазина соперниками будут являться все интернет-магазины с похожим ассортиментом и зоной охвата покупателей, его местоположение уже не располагает важной значительности при определении конкурентоспособности.
Механизмы ведения конкурентной борьбы для интернет-магазинов порядком отличаются от традиционных магазинов . В первую очередь для интернет-магазина важно мобилизация клиентов на сайт. Для этого должны быть задействованы всевозможные средства продвижения сайта, таковые как поисковое продвижение, контекстная реклама, оформление в специализированных каталогах и на сайтах интернет-площадок. И в отличие от торгового бизнеса офлайн, эти механизмы могут быть приемлемы и для малого бизнеса.
1.3 Тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в сфере торговли.
Малый бизнес является важным элементом развития экономики в любой стране, в том числе и в сфере торговли. Тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в данной отрасли обусловлены рядом факторов.
В целом, малый бизнес в торговле имеет большие перспективы для развития, если учесть все нюансы и используя современные подходы и решения в организации своей деятельности.
Тенденции развития малого бизнеса в сфере торговли:
- Рост онлайн-торговли и развитие электронной коммерции. Количество онлайн-магазинов и платформ продолжает расти, и многие малые бизнесы начинают активно использовать интернет-канал для продажи своих товаров и услуг.
- Интеграция технологий в торговые процессы. Многие малые компании переходят на цифровые платформы управления продажами и инвестируют в новые технологии связи с потребителями.
- Персонализированный подход к продажам. В сфере розничной торговли становится все популярнее персонализированный подход к обслуживанию клиентов. Малые бизнесы, действующие в данной отрасли, могут легко адаптироваться к повышенному спросу на индивидуальное обслуживание.
- Развитие локального бизнеса. Можно наблюдать тенденцию к развитию малых бизнесов, которые специализируются на продаже продуктов, изготовленных в своем регионе и прилегающих территориях.
Проблемы развития малого бизнеса в сфере торговли:
- Высокая конкуренция на рынке. Малые бизнесы часто соревнуются с крупными розничными компаниями, которые могут предложить более выгодные цены и более широкий выбор товаров.
- Ограниченные ресурсы и возможности кредитования. Малые бизнесы зачастую не могут получить достаточное количество финансовых средств для развития своей деятельности или для улучшения условий труда.
- Высокая зависимость от затрат на аренду и коммунальные услуги. Компании розничной торговли, расположенные в центрах городов, могут столкнуться с нереально высокой арендной платой и другими затратами на содержание магазинов.
- Сезонность и изменчивость рынка. Некоторые малые бизнесы могут зарабатывать больше всего в определенный период времени, что приводит к нестабильности и трудностям в управлении финансовыми ресурсами.
Перспективы развития малого бизнеса в сфере торговли:
- Развитие франчайзинга и возможности для малых бизнесов участвовать в международных сетях;
- Увеличение доли малых бизнесов в сфере российской розничной торговли, что ведет к увеличению числа рабочих мест на местном уровне;
- Новые технологии для оптимизации бизнес-процессов и улучшения услуг для клиентов;
- Развитие маркетинговых и рекламных инструментов, таких как возможности кастомизации, гео-маркетинг и персонализированные рекламные кампании.
В целом, малый бизнес в сфере торговли имеет много перспектив для развития, если компании грамотно используют новейшие технологии и решения, а также получают поддержку со стороны государства и других существенных игроков на рынке.
Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.
По данным Росстата в настоящее время в России на малый бизнес приходится 75% предприятий, на которых занято свыше 15 миллионов человек. От малого бизнеса в значительной мере зависит успех всей экономики страны и уровень жизни российских граждан. Пандемия коронавируса и вызванные ею ограничения нанесли в 2020 г. огромный ущерб малому бизнесу.
Беспрецедентный масштаб пандемии COVID-19тсоздал тяжелые условия для функционирования в стране малого и среднего бизнеса: сокращение доходов населения и спроса, закрытие внешних рынков, неопределенность экономической ситуации. Режим самоизоляции, введенный в апреле 2020 г., привел к временной приостановке деятельности многих предприятий сферы услуг. Уверенность предпринимателей и деловая активность малого бизнеса снизились до минимальных уровней, наблюдавшихся в кризисный 2015 г.
Согласно опросам компаний, проводившимся в феврале различными организациями, малый и средний бизнес в России в 2023 г. продолжает испытывать такие же проблемы, как и в разгар пандемии. У 2/3 предприятий до сих пор не восстановился спрос на их товары и услуги.
Главной проблемой бизнеса в начале 2022 года остается слабый спрос - то, что он так и не восстановился к уровням до пандемии, назвали главной трудностью для своих компаний почти 60% респондентов. Частично это объясняется коронавирусными ограничениями - о том, что антивирусные меры, влияющие на поток клиентов, в той или иной форме сохраняются, рассказали 53,8% опрошенных.
В тройку ключевых проблем бизнеса вдобавок вошли невозможность выплачивать налог на имущество и оплачивать аренду, а также недостаток средств на выплату зарплат работникам и страховых вкладов с фонда оплаты труда (ФОТ). В обоих случаях об этом говорят около четверти опрошенных. Внушительная часть бизнеса (22,3%) жалуется на неплатежи от контрагентов за уже поставленные товары и оказанные услуги. Также весьма общераспространенной оказался недостаток средств на коммунальные платежи и трудности с бесперебойной поставкой материалов и товаров на предприятия (об этом говорит примерно каждый пятый собственник или руководитель компании).
В 2020 году общественной волны личных или корпоративных банкротств не наблюдалось - о том, что они инициировали процесс банкротства, сообщили лишь 1,7% респондентов. Однако в 2022 году количество тех, кто думает о подаче заявлений о банкротстве, уже значительно больше - 10,9% опрошенных.
Подобный разрыв может быть связан с функционировавшим с апреля 2020-го и до конца года мораторием на раззорения в отношении особенно пострадавших компаний.
Господдержка в пандемийном 2020 году в основном была сориентирована на бизнес из официального перечня пострадавших отраслей, и большинство компаний не могли на них рассчитывать. Около четверти анкетированного бизнеса не пытались приобрести господдержку в кризис, а почти треть предпринимателей (31,8%) не сумели воспользоваться какими-либо мерами поддержки, невзирая на то что они пробовали это сделать.
Воспользовались налоговыми и кредитными отсрочками и перспективой реструктурировать долги 36,7% предпринимателей, при этом примерно для каждого второго из них эти меры явились недостаточными - 42,9% бизнесменов, возымевших подобную поддержку, говорят, что им необходима новая реструктуризация, а 7,7% признают, что никогда не смогут погасить долг и вынуждены будут закрыть бизнес .
Условия, под которые бизнесу выдавались льготные кредиты под 2% годовых, также явились для предпринимателей трудоемкими - приблизительно трети (30,7%) не получилось выполнить обязательства по сохранению численности персонала, поскольку у них не восстановились обороты бизнеса. По данным министра экономического развития Максима Решетникова, 98% компаний, получивших льготные кредиты, исполняют условия по сохранению занятости выше 80% штата.
В Минэкономразвития сообщили о подготовке свежих мер поддержки бизнеса с целью сохранения рабочих мест и продлении ряда мер, функционировавших в 2020 г., на 2021 г. Правительством РФ одобрено подготовленное в Министерстве экономики РФ постановление о снижении в 2021 г. предельной ставки по антикризисной программе кредитования малого и среднего бизнеса с 8,5% до 7%. В Минэкономики надеются, что льготные кредиты станут использоваться не только для поддержания нынешной деятельности, но и для развития бизнеса и открытия новых инвестиционных проектов.