ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 32.4. (Все обозначения см. выше)
В водозабор подземных вод входят:
- приемные устройства (скважины, шахтные колодцы, лучевые водозаборы, горизонтальные водосборы, каптажи источников);
- насосы;
- трубопроводы, связывающие отдельные приемные устройства с насосной станцией или с водоводами.
В зависимости от от:
- суммарной подачи насосной станции;
- мощности водоносного пласта;
- глубины залегания водоносного пласта
возможны следующие схемы водозабора:
а) схема индивидуального водозабора (рис. 32.5);
б) схема группового водозабора (рис.32.6).
Водозаборное устройство по первой схеме представляет собой скважину, оборудованную насосом. Вода насосом подается в сборный коллектор или непосредственно в водонапорную башню, а оттуда в сеть.
Рис.. 32.5. Схема насосной станции с индивидуальными насосными установками: 1 - скважины, с установленными в них насосами; 2 – сборный коллектор; 3 – напорный трубопровод; 4 – водонапорная башня; 5 – разводящая сеть водопровода
Водозаборное устройство по второй схем представляет собой ряд скважин, подключенных к общему водоводу, заканчивающемуся в водосборном колодце и общей для всех скважин насосной станцией.
Рис. 32.6. Схема насосной станции с групповым водозабором: 6 – скважины без насосов; 7 – самотечный трубопровод; 8 – сборный колодец; 9 – всасывающие трубы; 10 – насосная станция 1 – го подъема
Принципиальные схемы насосных станций 2 – го подъема
Расположение насосных станций может быть:
- раздельным (рис. 32.7);
- объединенным (рис.32.8).
Рис. 32.7. Схема насосной станции 2 – го подъема с раздельным расположением: 1 – напорные трубопроводы насосов 1 – го подъема; 2 – очистные сооружения; 3 – трубопроводы от очистных сооружений к резервуару чистой воды; 4 – резервуар чистой воды (РВЧ); 5 – всасывающие трубопроводы насосов 2- го подъема; 6 – насосная станция 2- го подъема; 7 – напорные трубопроводы насосов 2 – го подъема
Рис. 32.8. Схема насосной станции 2 – го подъема с объединенным расположением: 8 – водозаборное сооружение; 9 – самотечные водоводы; 10 – насосная станция 1 – го подъема
Канализационные насосные станции
Принципиальная схема компоновки сооружений канализационной насосной станции, подающей сточные воды на очистные сооружения, представлена на рис. 32.9.
Рис. 32.9. Схема промежуточной насосной станции 1 – самотечный магистральный коллектор; 2 – приемный резервуар; 3 – всасывающие трубы насосов; 4 – канализационная насосная станция; 5 – напорный трубопровод; 6 – очистные сооружения
Для любой схемы компоновки КНС характерно наличие регулирующего приемного резервуара.
1.33. ПРИВОДНЫЕ ДВИГАТЕЛИ НАСОСОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
Требования, предъявляемые к приводным электродвигателям насосных агрегатов:
- компактность конструкции;
- простота соединения с насосом;
- легкая автоматизация управления;
- низкие эксплуатационные затраты;
- большая мощность;
- необходимость выполнения пуска двигателей под нагрузкой;
- допуск продолжительного вращения ротора в обратную сторону;
- возможность частых повторных пусков.
Асинхронные электродвигатели
Данные двигатели нашли широкое применение по причине:
- простоты конструкции;
- небольшой стоимости.
При работе этих двигателей частота вращения магнитного поля статора постоянна и зависит от:
- частоты питающей сети (стандартная частота 50 Гц);
- числа пар полюсов статора.
В зависимости от типа обмотки ротора различают асинхронные двигатели:
- с короткозамкнутым ротором;
- с фазным ротором.
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором отличаются:
- низкой стоимостью по отношению к другим двигателям;
- являются наиболее подходящими для небольших насосов (до 100 кВт);
- условиями прямого асинхронного пуска;
- высокой кратностью пускового тока, который в 5 – 7 раз выше номинального тока.
Кратковременный скачек пускового тока относительно безопасен для двигателя, но вызывает резкое снижение напряжения в сети, что может неблагоприятно сказаться на других потребителях энергии.
Асинхронные двигатели с фазным ротором имеют более сложную и дорогую конструкцию, так как обмотки ротора у них соединяются с наружным пусковым реостатом через три контактные кольца со скользящими по ним щетками.
Перед пуском такого электродвигателя в цепь ротора с помощью реостата вводят дополнительное сопротивление, благодаря чему при включении электродвигателя уменьшается сила пускового тока. По мере увеличения частоты вращения двигателя сопротивление постепенно уменьшается.
Для насосов с горизонтальным валом в нашей стране выпускаются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором единой серии 4А мощностью 0,06 – 400 кВт при n > = 3000 об/мин и высоте оси вращения 50 – 355 мм.
Электродвигатели мощностью 0,06 – 0,37 кВт изготовляются на напряжение 220 и 380 В.
Электродвигатели мощностью 0,55 – 11 кВт изготовляются на напряжение 220, 380 и 660 В.
Электродвигатели мощностью 15 – 110 кВт изготовляются на напряжение 220/380 и 380/660 В.
Электродвигатели мощностью 132 – 400 кВт изготовляются на напряжение 380/660 В.
Для привода вертикальных насосов выпускаются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором серии ВАН мощностью 315 – 2500 кВт, напряжением 6000 В и номинальной частотой вращения 375 – 1000 об/мин.
Синхронные электродвигатели
Синхронные двигатели переменного тока применяются для привода мощных насосов, характеризуемых большой продолжительностью работы.
Ротор синхронной машины отличается от ротора асинхронной наличием рабочей обмотки для создания постоянного магнитного поля, взаимодействующего с вращающимся магнитным полем статора. Рабочая обмотка ротора запитывается постоянным током от возбудителя, которым может служить либо генератор постоянного тока, либо тиристорный возбудитель.
Основным недостатком синхронных двигателей является то, что момент на их валу при пуске равен нулю, поэтому их необходимо раскручивать тем или иным способом до скорости, близкой к синхронной. Для этой цели в роторе предусматривают дополнительную пусковую короткозамкнутую обмотку, аналогичную обмотке ротора асинхронного двигателя.
Напряжение приводного двигателя принимают в зависимости от:
- мощности двигателя;
- напряжения сети энергосистемы к которой подключена насосная станция.
Если питание насосной станции осуществляется от энергосети напряжением 3,6 и 10 кВт и мощность электродвигателей превышает 250 кВт, то рекомендуется устанавливать двигатели на том же напряжении.
Напряжение электродвигателей мощностью 200 – 250 кВт определяется схемой электропитания и условиями перспективного увеличения их мощности.
Электродвигатели мощностью до 200 кВт следует принимать низковольтными, напряжением 220, 380 и реже 500 В.
В зависимости от особенностей среды производственных помещений применяют двигатели следующих конструктивных исполнений:
- защитное исполнение (для нормальной среды помещений);
- закрытое исполнение (для открытого воздуха);
- влагостойкое исполнение (для низких температур);
- капле- или брызгозащитное исполнение с влагостойкой изоляцией (в особо сырых помещениях).
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ЗАТВОРЫ, ЗАДВИЖКИ, КЛАПАНЫ
Затворы(заграждения) насосных станций по своему назначению делятся на:
- основные;
- аварийные;
- ремонтные.
Основные затворы (или рабочие затворы) обеспечивают оперативное регулирование расходов воды через сооружение. Они должны открываться и закрываться (полностью или частично) под напором.
Аварийные затворы предназначены для быстрого перекрытия отверстия в аварийных случаях (отключение насоса, разрыв трубопровода, авария основного затвора).
Аварийные затворы должны закрываться под напором в потоке, а открываться, как правило, в безнапорном состоянии или при ограниченном напоре.
Ремонтные затворы служат для осушения, ревизий, ремонта и замены основных затворов и их запасных частей, проточных частей насосов, для осмотра и ремонта самого сооружения. Они должны быть водонепроницаемыми.
Некоторые ремонтные затворы могут перекрывать отверстия в текущей воде.
Довольно часто роль ремонтного и аварийного заграждения выполняет один затвор, называемый в этом случае аварийно – ремонтным.
Плоские щитовые затворы бывают:
- деревянные;
- металлические.
Задвижки в зависимости от конструкции запорной части подразделяются на два основных типа:
- параллельные;
- клиновые.
В параллельных задвижках проход в корпусе перекрывается двумя подвижно соединенными между собой дисками, которые раздвигаются одним или двумя расположенными между ними клиньями.
Уплотняющие кольца и диски расположены перпендикулярно оси задвижки.
Рис. 34.1. Параллельная задвижка с электроприводом и выдвижным шпинделем
В клиновых задвижках проход в корпусе перекрывается одним круглым диском, который в поперечном сечении имеет форму клина и перемещается в гнезде между наклонными уплотняющими кольцами.
Задвижки обоих типов изготовляют с:
- выдвижным шпинделем;
- невыдвижным шпинделем.
Отечественная промышленность серийно выпускает задвижки для трубопроводов диаметром до 1650 мм.