Файл: Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 457

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент электрификации и электроснабжения
УТВЕРЖДАЮ:
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской федерации
А. С. МИШАРИН
11 декабря 2001 г.
ЦЭ-868
ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА
И ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
КОНТАКТНОЙ СЕТИ
ЭЛЕТРИФИЦИРОВАННЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ г. Москва 2002 г.

ББК 39.217
Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифициро-
ванных железных дорог (ЦЭ-868). Департамент электрификации и электроснабжения
Министерства путей сообщения Российской Федерации. – М., «ТРАНСИЗДАТ», 2002 г. –
184 С.
Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог Нормативно-исследовательской станцией электроснабжения Проектного и внедренческого центра организации труда Министерства путей сообщения Российской
Федерации (НИС Э ПВЦ МПС РФ).
Ответственные за выпуск:
Н.А. Бондарев, С.В. Попов
Выпущено по заказу Министерства путей сообщения Российской Федерации.
ISBN 5-900345-29-7
© ЦЭ МПС РФ, 2002
Формат 60×90/16. Тираж 10000 экз.
Издательство «Трансиздат», ЛР №065638 от 22.01.98 г.
Тел.: (095) 262-44-03, 722-23-03
129110, г. Москва, ул. Пантелеевская, 26.
http:
www.transizdat.ru
; e-mail:
info@transizdat.ru

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования по нормам сооружения и техниче- ской эксплуатации, предъявляемые к следующим устройствам электроснабжения желез- ных дорог, электрифицированных по системам постоянного (3 кВ) и переменного тока (25 кВ, 2×25 кВ и многопроводным):
1.1.1. Устройствам контактной сети, обеспечивающим скорости движения поездов до
200 км/ч;
1.1.2. Питающим и отсасывающим линиям, усиливающим и экранирующим проводам на опорах контактной сети и на самостоятельных опорах;
1.1.3. Пунктам группировки станций стыкования постоянного и переменного тока;
1.1.4. Воздушным линиям (ВЛ) напряжением 0,4; 10 (6); 25; 35 кВ и «два провода- рельс» (ДПР) 25 кВ, подвешенным на опорах контактной сети и отдельно стоящих опорах на обходах (включая кабельные вставки);
1.1.5. Комплектным трансформаторным подстанциям (КТП) всех назначений, силовым опорам для питания сигнальных точек, подключенным к ВЛ;
1.1.6. Устройствам дистанционного управления секционными разъединителями кон- тактной сети и ВЛ;
1.1.7. Устройствам наружного освещения (включая гирляндное) смонтированным на опорах и жестких поперечинах контактной сети, а также на самостоятельных опорах
(кроме прожекторных мачт);
1.1.8. Волокно-оптическим кабелям линий связи (кабелям ВОЛС) и волноводным ли- ниям поездной радиосвязи (нормативы подвески на опорах контактной сети);
1.1.9. Устройствам подключения постов секционирования, пунктов параллельного со- единения, установок элеткрообогрева стрелочных переводов и электрического отопления пассажирских составов в пунктах их подготовки;
1.1.10. Устройствам заземления и тяговым рельсовым цепям.
1.2. Указанные в настоящих Правилах устройства именуются «контактная сеть».
Настоящие правила предназначены для руководства при проектировании, строитель- стве, монтаже и эксплуатации контактной сети.
1.3. Контактная сеть должна отвечать требованиям Правил технической эксплуата- ции железных дорог Российской Федерации, настоящих Правил, правил и инструкций по безопасности, техническому обслуживанию и ремонту устройств контактной сети и дру- гих нормативных документов МПС России и стандартов.
До проведения обновления и реконструкции контактной сети допускается ее эксплу- атация по правилам и нормам, действовавшим до принятия настоящих Правил.
При техническом обслуживании и ремонта устройств электроснабжения сигнализа- ции, централизации и блокировки (СЦБ), волноводных линий, волокно-оптических кабе- лей линии связи и устройств электрообогрева стрелочных переводов следует руковод- ствоваться также инструкциями, которые устанавливают ответственность и порядок экс- плуатации этих устройств.
Железным дорогам, при необходимости и в зависимости от конкретных местных условий, могут разрабатываться инструкции, не снижающие технических требований настоящих Правил и им не противоречащие.
1.4. Строительство, монтаж, обновление и реконструкция контактной сети должны производиться по разработанным и утвержденным в установленном порядке проектам с применением типовых узлов, арматуры и оборудования.
Проведение эксплуатационных испытаний новых и усовершенствованных конструкций, узлов и арматуры разрешается по согласованию с Департаментом электрификации и элек- троснабжения МПС России.


В проектно-сметной документации должен предусматриваться покилометровый за- пас опор, конструкций, проводов, арматуры, изоляторов, другого оборудования и матери- алов в объеме, установленном МПС России.
1.5. Дистанцией электроснабжения, с целью обеспечения долговечности и надежно- сти работы устройств контактной сети с заданными параметрами, должен осуществляться контроль качества, состоящий из входного контроля рабочей документации, материалов, конструкций, оборудования и арматуры, технического надзора за ходом строительно- монтажных работ и приемки выполненных работ. Для этого на период строительства, монтажа, обновления и реконструкции назначается ответственное лицо по должности не ниже заместителя начальника дистанции электроснабжения.
1.6. При входном контроле рабочей документации, кроме комплектности и полноты технологической информации по производству работ, должна производиться проверка наличия сведений об агрессивности атмосферы, жидкой среды и грунтов и принятии соот- ветствующих мер по защите устройств от коррозии. Должно быть исключено использова- ние конструкций, оборудования, материалов и изделий, запрещенных для применения в устройствах контактной сети.
При входном контроле строительных конструкций, оборудования, материалов и ар- матуры проверяется их соответствие требованиям стандартов, технических условий и дру- гих нормативных документов, а также производятся электрические испытания и измере- ния в соответствии с требованиями настоящих Правил.
1.7. При контроле производства строительно-монтажных работ должны выявляться допущенные отступления от требований рабочей документации и настоящих Правил, а также должна проводиться инструментальная проверка параметров контактной сети.
В ходе строительства ответственное лицо дистанции электроснабжения участвует в приемке строительных конструкций под монтаж, организует выборочные комиссионные обследования с участием представителей проектной и подрядной организации, проверяет качество выполненных работ, контролирует выполнение требований нормативно- технической документации.
1.8. Приемка в эксплуатацию контактной сети и передача технической документации осуществляются в соответствии с Нормами по производству и приемке строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства контактной сети),
Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, рекон- струкцией объектов федерального железнодорожного транспорта, настоящих Правил и других нормативных актов МПС России.
Объектами приемки в эксплуатацию при строительстве могут быть контактная сеть перегона или железнодорожной станции, а на крупных станциях – парках. При обновле- нии и реконструкции приемку контактной сети до окончания «окна» в движении поездов осуществляют по анкерным участкам, а при завершении работ – по перегонам или желез- нодорожным станциям.
1.9. До подачи напряжения в контактную сеть эксплуатационный персонал проверя- ет выполнение работ в полном объеме, предусмотренном проектом (или этапов работ при обновлении и реконструкции), убеждается в соответствии ее технического состояния нормам содержания контактной сети или автомотрисой, оборудованной токоприемником.
Выявленные отступления должны быть зафиксированы в акте приемки и устранены подрядными организациями до приемки контактной сети в эксплуатацию.
1.10. На вновь электрифицированных участках первая подача напряжения осуществ- ляется по приказу начальника службы электроснабжения железных дорог.
Контактная сеть считается находящейся под напряжением с момента первой подачи напряжения.
Для проверки качества токосъема выполняется «горячая» обкатка контактной сети электровозом с вагоном-лабораторией контактной сети.


1.11. при обновлении и реконструкции контактной сети проверяют регулировку кон- тактной подвески там, где производилась работа, автомотрисой, оборудованной токопри- емником или вручную замерами с площадки автомотрисы.
Выявленные отступления от норм содержания контактной сети должны быть устра- нены до окончания «окна» в движении поездов, а не мешающие движению поездов - запи- саны в акт приемки работ и устранены подрядными организациями до приемки контакт- ной сети перегона или железнодорожной станции в эксплуатацию.
1.12. В зависимости от скорости и интенсивности движения поездов, а также вели- чины удельного годового электропотребления на 1 км эксплуатационной длины в одно- путном исчислении (включая электроэнергию рекуперации) электрифицированные участ- ки железных дорог подразделяются на следующие категории:
скоростные – со скоростью движения поездов более 160 км/ч;
особогрузонапряженные – с удельным электропотреблением более 600 тыс. кВт·ч/км с интенсивным пригородным движением (боле 120 пар в сутки на двухпутных и многопутных участках или более 48 пар – на однопутных);
I категории – с удельным электропотреблением более 400 до 600 тыс. кВт·ч/км;
II категории – с удельным электропотреблением более 200 до 400 тыс. кВт·ч/км;
III категории – с удельным электропотреблением более 100 до 200 тыс. кВт·ч/км;
IV категории – с удельным электропотреблением менее 100 тыс. кВт·ч/км и мало- деятельные (слабозагруженные) участки (до 8 пар поездов в сутки).
Категорийность электрифицированных участков железных дорог и их границы для каждого района контактной сети утверждаются службой электроснабжения железной до- роги.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ
2.1. Типы контактных подвесок
2.1.1. Контактная подвеска во взаимодействии с токоприемниками должна обеспечи- вать бесперебойный токосъем при движении поездов с установленными скоростями, весо- выми нормами, размерами движения при расчетных климатических условиях района, в котором расположен электрифицированный участок, с оптимальным значением износа
(сроком службы) контактных проводов и контактных вставок (пластин) токоприемников.
2.1.2. Тип и площадь поперечного сечения контактной подвески для перегонов и стан- ций выбирают в зависимости от скорости движения поездов, токовой нагрузки, климати- ческих и других условий на основании технико-экономического сравнения вариантов.
При этом учитывается возможное в перспективе повышение скоростей и размеров движе- ния поездов и массы грузовых поездов.
Типы основных контактных подвесок и область их применения приведены в таблице
2.1.1.
Таблица 2.1.1.
№ п/п
Типы основных контактных подвесок
Область применения контактных подвесок
1 2
3 1
Компенсированная рессорная с од- ним или двумя контактными прово- дами, улучшенными параметрами и коэффициентом неравномерности эластичности не более 1,2 (КС-200)
Главные пути перегонов и станций при скорости движения поездов от 161 до
200 км/ч


1 2
3 2
Компенсированная рессорная с од- ним или двумя контактными прово- дами, улучшенными параметрами и коэффициентом неравномерности эластичности не более 1,35 (КС-160)
Главные пути перегонов и станций при скоростях движения поездов от 141 до160 км/ч
3
Компенсированная рессорная с од- ним или двумя контактными прово- дами (КС-140)
Пути перегонов при скоростях движе- ния поездов от 71 до 140 км/ч
Главные пути станций при скорости движения поездов от 121 до 140 км/ч
4
Полукомпенсированная рессорная с одним или двумя контактными про- водами (КС-120)
Главные пути станции при скорости движения поездов от 71 до 120 км/ч
5
Полукомпенсированная с простыми опорными струнами и одним или двумя контактными проводами (КС-
70)
Пути перегонов и станций при скорости движения поездов до 70 км/ч
6
Простая (без несущего троса) ком- пенсированная с одним контактным проводом (КС-50)
По согласованию со службой электро- снабжения железной дороги второсте- пенные пути станций, депо и пути мало- деятельных участков при скорости дви- жения поездов до 50 км/ч
7
Компенсированная или полукомпен- сированная ромбовидная с двумя контактными проводами (КС-Р)
Открытые места, где скорость ветра выше нормативной для данного района и провода подвержены автоколебаниям.
Протяженность подвески в пределах тя- гового плеча по условиям износа кон- тактных вставок (пластин) не должна превышать 50%
8
Полукомпенсированная рессорная двойная (КС-Д)
При обновлении и реконструкции кон- тактной подвески по согласованию со службой электроснабжения железной дороги главные пути перегонов и стан- ций при скорости движения поездов от
71 до 120 км/ч
9
Автокомпенсированная простран- ственно-ромбическая с двумя несу- щими тросами и двумя контактными проводами (КС-ПР)
Тоннели и искусственные сооружения при скорости движения поездов до 120 км/ч
Примечание. 1. Коэффициент неравномерности эластичности контактной под-
вески определяется в пролете отношением наибольшей эластичности к наименьшей.
2. Применение компенсированных контактных подвесок КС-160 и КС-200 на глав-
ных путях тупиковых, участковых и других больших станций определяется на стадии
проектирования, исходя из местных условий.
3. На ранее смонтированных участках до обновления и реконструкции допускается
компенсированная рессорная подвеска (КС-140) при скорости движения поездов более
140 до 160 км/ч и полукомпенсированная рессорная (КС-120) – при скорости движения
поездов более 120 до 140 км/ч.
2.1.3. Конструктивная высота контактной подвески в местах крепления к поддержи- вающим конструкциям, кроме искусственных сооружений, должна быть 1,8 м, но не более
2,4 и не менее 1,5 м.


Для контактных подвесок КС-200 допускается отклонение от конструктивной высо- ты 1,8 м в пределах ± 10 мм.
2.1.4. Контактная подвеска не должна допускать отжатие контактных проводов то- коприемниками на расстояние более 250 мм при крайних расчетных значениях ветра, тем- пературы и суммарного нажатия токоприемников электроподвижного состава.
2.1.5. Количество проводов в контактной подвеске и площадь их сечения определя- ются при проектировании. Марка (материал) многопроволочных проводов выбирается с учетом степени агрессивности воздушной среды.
При новом строительстве, обновлении и реконструкции контактной сети примене- ние стальных тросов, кроме компенсаторных, не допускается.
2.1.6. На главных путях перегонов и железнодорожных станций должны применять- ся медные, низколегированные или бронзовые контактные провода площадью сечения
100мм
2
. Их количество (один или два) зависит от величины снимаемых токоприемником токов. На участках скоростного движения поездов (161-200 км/ч) контактные провода должны быть площадью сечения 100 или 120 мм
2
с возможностью обеспечения в неизно- шенном контактном проводе 1,2 кН.
Допускается применение одного контактного провода площадью сечения 150 мм
2
На путях железнодорожной станции и депо должен применяться медный контакт- ный провод площадью сечения 85 или 100 мм
2
2.2. Габариты устройств контактной сети
2.2.1. Минимальная высота подвески контактного провода над уровнем верха голов- ки рельса должна быть на перегонах и железнодорожных станциях 5,75 м, а на переездах 6 м.
В исключительных случаях это расстояние в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях железнодорожных станций, на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах, с разрешения МПС России, может быть уменьшено до 5,675 м при переменном и до 5,55 при постоянном токе.
Высота подвески контактного провода не должна превышать 6,8 м.
При новом строительстве, обновлении и реконструкции высота подвески контактно- го провода должна быть на перегонах и железнодорожных станциях 6,5 м, а на участках скоростного движения поездов (161-200 км/ч) – 6 или 6,25 м.
2.2.2. Уклон контактного провода при переходе в пределах, установленных подпунк- том 2.2.1, от одной высоты подвески контактного провода к другой не должен превышать значений, приведенных в таблице 2.2.1. переходные уклоны должны предусматриваться с обеих сторон каждого участка с основным уклоном на протяжении не менее одного пролета.
На участках со скоростью движения поездов от 161 до 200 км/ч высота подвески контактного провода не менее чем в двух пролетах, примыкающих к искусственному со- оружению, должна бать такой же, как у искусственного сооружения.
Таблица 2.2.1
Скорость движения, км/ч
Уклон контактного провода, не более основной
Переходный
До 50
От 51 до 70
От 71 до 120
От 121 до 160
От 161 до 200 0,01 0,006 0,004 0,002 0,001
-
-
-
0,001 0,0005