Файл: Аннотация Дисциплина Безопасность жизнедеятельности направлена на получение студентами прочных теоретических знаний в области идентификации, защиты и ликвидации последствий реализации опасностей антропогенного,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учётом динамики работоспособности, под которой понимаются закономерности изменения качества деятельности и функционального состояния работников в процессе непрерывной работы.

В соответствии с усреднёнными результатами специальных исследований высокая работоспособность в течение смены сохраняется при организации нескольких кратковременных перерывов через каждые 1,5 ч и одного длительного перерыва (на обед) в середине смены. В течение суток наивысшая работоспособность отмечена с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч, а в течение недели — во вторник, в среду и четверг. В остальные часы суток и дни недели работоспособность человека понижена

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Почему определение термина «экологическая безопасность» как состояние защищённости от негативного воздействия неблагоприятных экологических факторов является неполным?

2.  В каких случаях пересматриваются численные значения ПДК?

3.  Почему численные значения ПДК загрязнителей для водоёмов рыбохозяйственного назначения меньше чем значения ПДК этих же загрязнителей для водоёмов культурно-бытового и хозяйственно-питьевого назначения?

4.  Почему с увеличением площади поверхности тела человека, облучаемой источником тепла уменьшается допустимой значений интенсивности теплового облучения?

5.  Какими способами можно обеспечить защиту работающих от возможного перегрева или охлаждения?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для вузов. 2‑е изд., — М.: Юрайт, 2011.

 

Дополнительная литература:

1.  Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра техн. Наук, проф. А.И. Сидорова — М.: КНОРУС, 2007.

2.  Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под общ. ред. Б.Н. Нюнина. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

3.  Кармазинов Ф.В., Русак О.Н., Гребенников С.Ф., Осенков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / Под общей редакцией С.Ф. Гребенникова. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.

4.  Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Практическое задание:


 

Оценить напряжённость труда студента при проведении семинара.

 

Методика проведения расчётов.

Учитываются все 23 показателя, перечисленные в таблице классов условий труда по показателям напряжённости трудового процесса. По каждому из них в отдельности определяется свой класс условий труда. Не допускается выборочный учёт каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряжённости труда, в том случае, если какой-либо показатель не представлен, то по нему ставится 1 класс (оптимальный) — напряжённость труда лёгкой степени.

 

Окончательная оценка напряжённости труда

 

Класс

Количество показателей

1

2

3.1

3.2

Оптимальный (1 класс)

³ 17

остальные





Допустимый (2 класс)

остальные

³ 6





остальные

1–5

Вредный (3 класс)

остальные

³ 6 (обязательно)

3.1

остальные

³ 6

 

остальные

3–5

1–3

3.2

остальные

6

остальные

³ 6



остальные

1–5

4–5

остальные

6

1–5

 

 

Классы условий труда по показателям напряжённости трудового процесса

 

Показатели напряжённости трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (напряжённость труда лёгкой степени)

Допустимый (напряжённость труда средней степени)

Вредный (напряжённый труд)

1-й степени

2-й степени

1. Интеллектуальные нагрузки

1. Содержание работы.

Отсутствует необходимость принятия решения.

Решение простых задач по инструкции.

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций).

Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях.

2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

Восприятие сигналов, но без коррекции действий.

Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций.

Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров.

Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности.

3. Распределение функций по степени сложности задания.

Обработка и выполнение задания.

Обработка, выполнение задания и его проверка.

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания.

Контроль по распределению заданий между другими лицами.

4. Характер выполняемой работы.

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности.

Работа в условиях дефицита времени.

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат.

2. Сенсорные нагрузки

1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены).

< 25

26–50

51–75

> 75

2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы.

< 75

76–175

176–300

> 300

3. Число производственных объектов одновременного наблюдения.

< 5

6-10

11-25

> 25

4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены).

> 5 мм (100 %)

5–1,1 мм (> 50 %);

1–0,3 мм (до 50 %);

< 0,3 мм (до 25 %)

0,3–1 мм (> 50 %);

< 0,3 мм (26–50 %)

< 0,3 мм (> 50 %)

5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены).

< 25

26–50

51–75

> 75

6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):

 

при буквенно-цифровом типе отображения информации.

< 2

< 3

< 4

> 4

при графическом типе отображения информации.

< 3

< 5

< 6

> 6

7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов).

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют.

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м.

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м.

Разборчивость слов и сигналов менее 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м.

8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю).

< 16

< 20

< 25

< 25

3. Эмоциональные нагрузки

1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки.

Ответственность за выполнение отдельных эле ментов задании, влечёт за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника.

Ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (задании); влечёт за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства.

Ответственность за функциональное качество основной работы (задания); влечёт за собой исправления за счёт дополнительных усилий всего коллектива.

Ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания, влечёт за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса. Может возникнуть опасность для жизни.

2. Степень риска для собственной жизни.

Исключена

 

 

Вероятна

3. Степень ответственности за безопасность других лиц.

Исключена

 

 

Возможна

4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену.

Отсутствуют

1–3

4–8

> 8

4. Монотонность нагрузок

1. Число элементов (приёмов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях.

> 10

9–6

5–3

< 3

2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций.

> 100

100–25

24–10

< 10

3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время — наблюдение за ходом производственного процесса.

> 20

19–10

9–5

< 5

4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены).

> 75

76–80

81–90

> 90

5. Режим работы

1. Фактическая продолжительность рабочего дня.

6–7 ч

8–9 ч

10–12 ч

> 12 ч

2. Сменность работы.

Односменная работа (без ночной смены).

Двухсменная работа (без ночной смены).

Трёхсменная работа (работа в ночную смену).

Нерегулярная сменность с работой в ночное время.

3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.

Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени.

Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7 % рабочего времени.

Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени.

Перерывы отсутствуют.


 

 

 


Тема 2. Безопасность производственной деятельности

 

Вопросы темы:

1.  Нормализация микроклимата рабочих мест.

2.  Освещение рабочей зоны.

3.  Вредные вещества в рабочей зоне.

4.  Шум и вибрация в рабочей зоне.

5.  Электромагнитные поля в рабочей зоне.

6.  Основы электробезопасности.

7.  Основные санитарные требования и нормы при работе с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.

 

Цели и задачи:

Цели и задачи изученияданной темы — получение общетеоретических знаний об основах безопасности производственной деятельности. Серьёзное и целенаправленное изучение второй темы познакомит студентов с основными негативными факторами, воздействующими на человека в процессе трудовой деятельности, основами электробезопасности, а также продолжит знакомство с основами понятийного аппарата дисциплины.

 

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

·     как нормализуется микроклимат рабочих мест;

·     какие требования предъявляются к освещению рабочих мест;

·     какими показателями характеризуется освещение рабочих мест;

·     как классифицируются вредные вещества, присутствующие в воздухе рабочей зоны;

·     какими показателями характеризуется шум и вибрация на рабочих местах;

·     как нормируются электромагнитные поля на рабочих местах;

·     как зависит степень воздействия на человека электрического тока от его параметров;

·     какие санитарные требования предъявляются к рабочим местам с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.

 

Приобретёте следующие профессиональные компетенции:

·     умение определять основные показатели освещения и шума на рабочих местах.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

·     Опасные производственные факторы— факторы, воздействие которых при определённых условиях может привести к травме или острому ухудшению здоровья.

·     Вредные производственные факторы — факторы, воздействие которых приводит к профессиональному или профессионально обусловленному заболеванию.

·     Световой поток — часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет.

·     
Сила света — плотность светового потока в пределах единичного телесного угла.

·     Освещённость  отношение светового потока, падающего на единичный элемент поверхности к площади этого элемента.

·     Коэффициент отражения  отношение отражённого светового потока к падающему.

·     Яркость  поверхностная плотность силы света в заданном направлении, равная отношению силы света к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.

·     Коэффициент естественной освещённости (КЕО) — отношение освещённости рабочей поверхности к освещённости вне здания в данный момент времени, выраженное в процентах.

·     Шум — всякий нежелательный для человека звук, не несущий полезной информации или беспорядочное передвижение частиц в пространстве.

·     Звуковое давление — разность между мгновенным значением полного давления при прохождении звуковой волны и средним значением давления в невозмущённой среде.

·     Интенсивность звука — средний поток энергии в какой-либо точке поля, отнесённый к единице поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны.

·     Вибрация — механические колебания.

 

Вопрос 1. Нормализация микроклимата рабочих мест.

 

Для измерения нормируемых параметров микроклимата рабочих мест применяются соответствующие приборы различной конструкции: для измерения температуры — термометры, относительной влажности — психрометры, скорости движения воздуха — анемометры.

Основными способами нормализации микроклимата рабочих мест являются отопление и вентиляция (в качестве устройств для организации естественной вентиляции наиболее часто применяются окна, фрамуги, дефлекторы и т.п.), а в некоторых случаях — кондиционирование.

В технологически чистых помещениях должна применяться приточно-вытяжная вентиляция.

Механическая вентиляция при отсутствии естественной должна обеспечить объем поступающего воздуха на одного работника не менее 60 м3. Естественная вентиляция при объёме помещения, не превышающем 20 м3/чел, должна обеспечить объем поступающего воздуха на одного работника не менее