ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня большинство предприятий широко используют его возрастающие направления, такие как внедрение информационных и коммуникационных технологий, широкие инновации, а также использование стратегических подходов к управлению конкурентоспособностью предприятий, повышению уровня конкурентоспособности. целом и его продуктов и услуг [4, с. 213]. В то же время развитие информационно-коммуникационных технологий и создание Интернета, которые сегодня прочно вошли в жизнь людей, изменили многие привычки, в том числе потребителей. Согласно отчету Global Digital 2021, по состоянию на январь 2021 г. проникновение интернета в мире составит 59,5%, а мобильными телефонами будут пользоваться 66,6% населения мира, из которых 27,5% будут использовать мобильные телефоны для покупки товаров. Интернет [16]. В то же время статистические данные о возрастных характеристиках зрителей показывают, что на данный момент значительный объем интернет-покупок совершают пользователи в возрасте до 35-44 лет, поэтому в будущем ожидается рост покупок, что приведет к к увеличению объема товаров, продаваемых на площадках электронной коммерции. Это повысит нагрузку на логистическую инфраструктуру и должны быть приняты соответствующие меры по ее оптимизации.
Для изучения сущности логистики электронной коммерции необходимо определить сущность понятий «электронный бизнес» и «электронная коммерция». По мнению А. В. Парфенова, электронный бизнес определяется как «два вида бизнеса, осуществляемого с использованием информационных сетевых технологий, в том числе Интернет-технологий, в целях обмена товарно-материальными ценностями и/или нематериальными активами и оптимизации бизнеса. деятельность, осуществляемая при взаимодействии вышеуказанных торговых партнеров: обработка и распространение деловой информации»[8].
В трудах российских исследователей электронная коммерция определяется как «бизнес через Интернет»[11], «торговля, осуществляемая через Интернет и другие компьютерные сети»[1], а «категории, отражающие детали коммерческой деятельности», определяется как в различных сегментах электронного рынка»[8]. В то же время Г. Головенчик, С.В.Федорова, И.А. Серебряник указывает, что электронная коммерция является одним из строительных блоков электронного бизнеса [1; 12]. СРЕДНИЙ. Парфенов и И.М. Шаповалова считают это самостоятельным видом коммерческой деятельности [8]. Китайские авторы Ding Q. и Zhao X. предлагают понимать электронную коммерцию как «коммерческую деятельность с использованием передовых информационных сетевых технологий» [17]. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основной особенностью электронной коммерции является использование современных средств связи и сети Интернет в процессе электронной коммерции и различных видов посредничества. Электронный бизнес характеризует корпоративную организационную модель, основанную на компьютеризации процессов производства, управления и маркетинга. Суть электронной коммерции сводится к понятию «коммерческая деятельность», реализуемому с использованием современных ИТ-инструментов и методов передачи данных. Если электронный бизнес относится к конкретной компании и ее бизнес-модели, электронная коммерция включает в себя участие нескольких торговых партнеров. Таким образом, электронный бизнес и
электронная коммерция являются разными понятиями, несмотря на то, что в обоих случаях используются современные информационные технологии и средства обработки данных. На сегодняшний день существует множество видов электронной коммерции. Например, китайский исследователь Тонг Си [9] выделил 10 видов, в том числе торговые операции в интернет-магазинах, продажу товаров через Интернет B2B, C2B, C2C и др. По мнению авторов, в основе каждого из этих типов лежат новые модели бизнес-операций, основанные на использовании онлайн-передачи данных. При этом логистика играет ключевую роль в каждой из этих моделей. Исследования Р. Рамакришнана, Дж. Джорджа и У. Раманатана также показывают, что логистика играет важную роль в эффективной организации электронной коммерции [19].
Как отмечают авторы [18], с этим развитием развивалась как организация самой цепочки поставок, так и управление всей логистической операцией. Высокая интенсивность логистических процессов, осуществляемых в электронной коммерции, требует изучения эволюции логистических подходов и систематизации существующих научных подходов, посвященных особенностям логистики в электронной коммерции. На наш взгляд, все последние исследования, рассматривающие логистические аспекты электронной коммерции, можно объединить в три основные группы. 7], влияние логистики на эффективность электронной коммерции [6], современные тенденции использования логистических методов и инструментов в электронной коммерции [3; 10; 15; 18; 19; 20]. Ниже рассмотрим их подробнее.
Данное направление представлено работами, изучающими эмпирические процессы организации логистики в торговле через Интернет. Здесь следует отметить исследования Я. Каицкой, в которых она указывала на тот факт, что логистика электронной коммерции – это использование веб-технологий для поддержки процессов приобретения, складирования и транспортировки товаров [18]. На уровне распределения логистических потоков в электронной коммерции сочетаются оптимизация маршрутизации с информацией об отслеживании запасов. В результате создается единая интернет-платформа, представляющая собой межорганизационную систему, и объединяющая как продавцов и покупателей, так и логистических операторов, что позволяет в интерактивном режиме совершать обмен информацией о перемещении материального потока. При этом логистические операции организуются по-разному, в зависимости от типа интернет-платформы электронной коммерции – открытого или закрытого. На открытой платформе в качестве исполнителя логистических операций может выступать любая компания, на закрытой электронные коммерческие операции происходят между ограниченным кругом лиц и, как правило, логистический оператор диктует свои условия выполнения заказов. Пример открытой платформы электронной коммерции – Taobao, здесь компании-продавцы могут выбирать разных логистических партнеров, например, компании Shunfeng, Yunda, China Post и др. Пример закрытой платформы электронной коммерции – Ebay (China), здесь логистические операции осуществляются только компанией Yuguo Logistics. Как отмечают некоторые авторы, именно выбор модели логистики определяет успех компаний электронной коммерции [13]. Поэтому организация и выбор наиболее рациональной логистической модели играет важную роль в эффективности электронной коммерции. Анализ организации логистики в международной электронной торговле В2В был проведен Ню Цзяхуэй, которая представила эволюцию взаимодействия логистических цепей и их участников на фоне развития электронной коммерции [7]. Исследователем были выявлены риски, возникающие при организации логистической цепи поставок в электронной коммерции. К ним автор отнесла такие, как протяженность логистических маршрутов, высокая степень неопределенности сроков выполнения операций, институциональный фактор. Модель организации логистической цепи поставок в международной электронной коммерции была предложена Ян Мин [14]. В предлагаемой модели информационное онлайн-взаимодействие предприятия и потребителя осуществляется на платформе электронной коммерции, логистический поток организован по направлению от предприятия к потребителю, минуя такие промежуточные узлы, как логистическая компания производителя, контролирующий орган (таможня) страны производителя, контролирующий орган страны потребителя
В статье Чжай Шицзюнь и Го Цюаньнин представлена организация логистической системы Gridding E-commerce Logistic System (ELS) в компании Suning, внедрение которой позволило компании сократить время выполнения заказа на 14,3% [20]. ELS имеет модель «сервисного порта» на основе унифицированного обслуживания и совместного использования ресурсов: в ней создан единый отдел, принимающий запросы в конкретном регионе, который передает информацию в отдел декомпозиции задачи, распределяя каждый отдел обработки ресурсов. Такая модель нуждается в подключении к ней внешних источников информации, в том числе сторонних компаний, задействованных во всем процессе выполнения сделки в электронной коммерции.
Достаточно часто в своих исследованиях ученые рассматривают проблемы, связанные с эффективной организацией логистической деятельности в электронной коммерции. Р. Ришнан и Дж. Раманатан в своем исследовании на основе опроса клиентов онлайн-магазинов и пришли к выводу, что эффективность логистики в электронной коммерции зависит от вида транспортируемых товаров. В частности отмечено, что в отношении товаров, которые обладают низкими рисками, логистические процессы реализуются более эффективно, чем в отношении товаров с высокими рисками (цифровая техника и электроника, антиквариат, предметы искусства, керамические изделия) [19]. Метод качественных исследований для оценки эффективности работы логистических систем был также использован в статье А. Юнала [20], в которой указано, что организация логистических услуг влияет на компании электронной коммерции, поскольку при некачественном выполнении логистической услуги компания рискует получить жалобу, что будет отражаться при заказах других клиентов и выступать фактором при принятии решения о покупке (исследование выполнено на примере платформы «Cargo & Transport»). В работах многих китайских авторов представлены аналогичные выводы. По мнению Чжан Дуна, логистика является важной опорой электронной коммерции и звеном, наиболее тесно связанным с офлайн-покупателями. Поэтому качество обслуживания в логистике напрямую влияет на качество обслуживания всей электронной коммерции [12]. Следовательно, удовлетворенность логистическими услугами влияет на удовлетворенность клиентов электронной коммерции. В исследовании Дин Ци и Чжао Хуэйминь выявлена связь между расходами на логистику и эффективностью электронной коммерции, а также предложен авторский метод контроля логистических затрат [17]. Российские авторы П.В. Попов и И.Ю. Мирецкий, рассматривая региональный аспект электронной коммерции, отмечают, что ее эффективность зависит от оптимального размещения ключевых объектов логистической инфраструктуры. Если размещение логистических узлов оптимально, то закономерным будет снижение общих издержек в сети распределения, повышение транзитного потенциала региона и его инвестиционной привлекательности, интеграция региона в глобальную цепочку поставок [6]. Также эффективность электронной коммерции определяется функционалом логистического программного обеспечения. Э.Н. Ильмурзина и КА. Кавтасьева полагают, что наличие индивидуальной подстройки программного обеспечения, возможность интеграции с другими приложениями в производственном цикле электронной торговли, доступность пользовательского интерфейса и стоимость внедрения его в управление логистическим комплексом определяют эффективность логистико-информационной системы [2].
Изучая современные направления использования логистики в электронной коммерции, исследователи выделяют среди них такие, как применение инноваций в информационном обеспечении логистики, внедрение элементов дополненной реальности, использование элементов искусственного интеллекта в логистической системе, облачных вычислений, мобильных приложений, персонализации, больших данных. Интернет предоставляет больше возможностей для роста электронной коммерции, приводя к расширению логистических цепей [20]. При этом автоматизированное программное обеспечение способствует трансформации внутреннего логистического процесса. С увеличением объемов перемещаемых грузов и ростом популярности покупок в сети Интернет, логистика стала многоканальной, что привело к организации сетевой логистической инфраструктуры. И.В. Карпенко было установлено, что развитие технологического прогресса ведет, с одной стороны, к модернизации операций электронной коммерции, а с другой – к применению высокотехнологичных инноваций в логистике [3]. В исследовании М.В. Красноперовой и В.В. Матвеева на примере российского рынка электронной коммерции выявляются тренды в развитии логистической инфраструктуры, среди которых наиболее перспективным является внедрение дополненной реальности в логистическую цепь [4].
2.Организация электронной коммерции
В последние годы, наряду с техническим прогрессом в области вычислительной техники, связи, Интернета и т. д., в сфере информационно-рекламных услуг широкое распространение получили средства интерактивной коммуникации (интерактивный маркетинг), обеспечивающие возможность прямого диалога с потребителями. В отличие от первого, типичного для обычных торговых и коммерческих операций, он часто выполняется в режиме реального времени без длительных перерывов.
При этом Интернет позволяет [5]:
- торговцам - для продвижения своей продукции как на местном, так и на международном уровне; Продвигайте свою компанию для привлечения отечественных и зарубежных партнеров на биржи. Быстро отслеживать конъюнктуру рыночных цен. Организовать систему заказа продукции как торговыми представителями, так и покупателями. Организуйте деловое взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров.
- Для покупателя - Вы сможете быстро найти компанию, продающую нужный товар. Оцените положение продукта на рынке и выберите подходящего производителя. Воспользуйтесь электронной почтой в любое время, чтобы отправить четкий запрос компании-производителю и получить подробный ответ (цветное изображение продукта, описание упаковки, условия доставки и т. д.). Разместите заказ и выберите поставщика для доставки товара. платить. Производители и потребители также могут использовать
Интернет для получения информации о законах, таможенных правилах, условиях оплаты, отчетах с фондовых бирж и т. д.
Потенциал для онлайн-торговли велик. Это дает покупателям прямой доступ к мультимедийным данным по всему товарному рынку и позволяет без проблем приобретать товары. Преимуществом предоставления информации таким способом является относительно низкая стоимость контакта по сравнению с прежними интерактивными способами получения и распространения информации (почта, телефон, факсимильная связь) с технической точки зрения.
В то же время интерактивность требует от покупателя наличия дорогостоящего оборудования (ПК) и подходящего программного обеспечения, и, что более важно, возможности для покупателя таким образом находить информацию об интересующих товарах, должна демонстрировать конкретную инициативу или сильный стимул к Кроме того, неадекватная безопасность баз данных в сетях электронной связи и конфиденциальность информации, важной для предприятий и частных лиц, являются препятствиями для продвижения интерактивного маркетинга.
Несмотря на проблемы серьезной интернет-коммерции, ни одно коммерческое предприятие не может позволить себе игнорировать этот инструмент в будущем. В противном случае вы потеряете способность достигать или поддерживать собственное конкурентное преимущество. Темп жизни с каждым годом становится все быстрее. Успех в бизнесе зависит от скорости передачи и обработки информации. Интернет становится одним из основных инструментов в нашей борьбе за выживание и процветание.
Сегодня самым быстрорастущим приложением современных телекоммуникаций является Всемирная паутина (WWW или Web). Это ряд взаимосвязанных информационных серверов, компьютеров, на которых хранится различная информация, в том числе и ваша собственная.
Сервер (от английского «обслуживать») представляет собой компанию в Интернете. Предприятия могут создать свой собственный веб-сайт со своим собственным дизайном и отображением информации в необходимом объеме. Для эффективной работы внутри сети необходим канал с пропускной способностью не менее 64 Кбит/с. У сервера есть круг клиентов, которые его посещают (отображают информацию). Описание каждого сервера обычно включается в специальную глобальную поисковую систему, чтобы пользователь мог найти в Интернете (по ключевому слову) нужный ему информационный сервер и будет отображен полный список таких серверов. Некоторые серверы имеют высокий уровень участия пользователей, в то время как другие менее известны, но менее посещаемы.