Файл: Общий порядок ведения кассовых операций в банке (Теоретические аспекты учета кассовых операций).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Отметим, что документооборот по приходным кассовым операциям в Ф- ле Банка ГПБ (АО) в г.Москве организован так, чтобы выдача организациям подтверждающих документов о приеме наличных денег и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления наличных денег в кассу.
2.2 Особенности бухгалтерского учета денежных документов и кассовых операций
В Банке ГПБ (АО) бухгалтерский учет ведется в валюте РФ (рублях и копейках) на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, содержащим синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Учетная политика строится на основе различных способов и приемов, объединенных в понятие метода бухгалтерского учета, основными элементами которого являются:
- лицевые счета;
- двойная запись;
- документация;
- баланс;
- отчетность;
- оценка статей баланса;
- инвентаризация.
Банк использует несколько операционных систем в качестве первичных, а именно: операционные системы BankFusion Midas (филиалы типа "А") и ABS4 (филиалы типа "Б"). Операционная система BankFusion Midas построена исходя из принципов международных стандартов ведения бухгалтерского учета. Операционная система ABS4 построена исходя из принципов РПБУ.
Для получения учетных данных и формирования отчетности в соответствии с РПБУ, после закрытия операционного дня, проводки и события системы BankFusion Midas обрабатываются (преобразуются) посредством алгоритмов автоматизированной системы отчетности "BARS". Данная система предназначена для формирования российской отчетности и связанных приложений. Одновременно, данные операционной системы ABS4 перекладываются в автоматизированную систему формирования отчетности "FRS".
Консолидированная финансовая отчетность Банка по РПБУ получается путем консолидации отчетов (либо данных) сформированных в системах "BARS" и "FRS".
В обеих операционных системах применяется компьютерная технология обработки учетной информации. Обработка учетной информации осуществляется путем ввода в операционную систему списка бухгалтерских проводок с указанием их назначения или осуществление проводок автоматически при вводе условий сделки/операции в систему на основании бухгалтерской модели, составленной для определенного/соответствующего вида продукта.
По результатам обработки учетной информации, в операционных системах формируются сведения необходимые для получения выписки по счетам, соответствующей нормативным документам Банка России.
Под рабочим планом счетов для целей организации бухгалтерского учета в Банке ГПБ (АО) понимается план счетов операционной системы BankFusion Midas и операционной системы ABS4, которые ведутся в указанных системах в электронном виде. Соответствие плана счетов операционной системы BankFusion Midas плану счетов по РПБУ осуществляется в специальных таблицах автоматизированной системы отчетности "BARS". План счетов операционной системы BankFusion Midas является единым и применяется во всех подразделениях и филиалах, работающих в данной системе. План счетов операционной системы ABS4 построен исходя из принципов РПБУ.
План счетов операционной системы BankFusion Midas состоит из счетов второго порядка (account codes). К каждому счету второго порядка открываются лицевые счета, включающие уникальный номер клиента, код валюты счета, код счета второго порядка, код субсчета, код отделения. Кроме того, для операций с клиентами используется специальная 10-значная маска счета.
Планы счетов операционных систем BankFusion Midas и ABS4 включают как счета, по которым существуют обороты и остатки, так и счета с нулевыми остатками, по которым в течение года возможно или предполагается проведение операций. Планы счетов операционных систем BankFusion Midas и ABS4 могут пересматриваться в течение финансового года, по мере обновления счетов и добавления новых операций.
Внесение каких-либо изменений в планы счетов операционных систем BankFusion Midas и ABS4, осуществляется исключительно Управлением бухгалтерского учета и отчетности. Необходимость внесения изменений в планы счетов операционных систем BankFusion Midas и ABS4 в обязательном порядке подлежит согласованию с Главным бухгалтером и начальником Группы методологии бухгалтерского учета Управления бухгалтерского учета и отчетности.
Счета в обоих планах счетов операционных систем BankFusion Midas и ABS4 определены как активные, пассивные, без признака счета. Счета, по которым сальдо может быть либо дебетовое, либо кредитовое, предусматриваются как парные - активные и пассивные.
Для учета наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, находящихся в операционной кассе Ф-ла Банка ГПБ (АО) в г.Москве предназначен счет 202 "Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте".
По дебету счета отражается поступление денежной наличности в рублях и иностранной валюте по операциям в соответствии с нормативными актами Банка России, по кредиту - списание денежной наличности в рублях и иностранной валюте по операциям в соответствии с нормативными актами Банка России.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, подтверждающие необходимость отражения операций по счетам бухгалтерского учета, первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения операции, расчетные документы, определенные нормативными документами Банка России и внутренние документы.
Ревизия банкнот, монет и других ценностей в операционной кассе Ф-ла Банка ГПБ (АО) в г.Москве производится:
- не реже одного раза в квартал, а также ежегодно по состоянию на 1 января;
- при смене или временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей;
- в других случаях по распорядительному документу филиала.
Ревизия банкнот, монет и других ценностей производится на основании приказа по филиалу, в котором определяется состав и руководитель комиссии.
Основной задачей Комиссии является подтверждение соответствия фактического наличия Денежной наличности и Ценностей, находящихся в ревизуемом подразделении, данным книги Хранилища ценностей ф. 0402118, книги учета драгоценных металлов ф. 0402046 и бухгалтерского учета.
Для реализации основной задачи Комиссия осуществляет следующие функции:
1. Проводит ревизии Денежной наличности и Ценностей: внеплановые и внезапные.
2. Принимает участие в Плановой ревизии. При этом проведение Плановой ревизии осуществляется на основании Организационно- распорядительного документа .
В рамках полномочий Комиссия вправе осуществлять следующие действия:
1. Получать устные и/или письменные объяснения от работников филиала по замечаниям, выявленным при проведении ревизии.
2. В случае необходимости Председатель Комиссии до завершения ревизии может информировать заместителя Председателя Правления – главного бухгалтера Банка, в филиалах – управляющего филиалом и/или главного бухгалтера филиала соответственно, об установлении:
• расхождений Денежной наличности и Ценностей (недостачи, излишки);
• нарушений целости упаковки и хранения Денежной наличности и Ценностей;
• других случаев, способных повлечь или повлекших реализацию рисковых событий в части утраты Ценностей.
3. В случае необходимости Председатель Комиссии (заместитель) могут:
• требовать организацию принудительного вскрытия в ревизуемом подразделении находящихся в помещениях для совершения операций с Денежной наличностью и Ценностями ящиков столов, тумб и иных средств, которые не предназначены для хранения Денежной наличности и Ценностей;
• принять решение о техническом перерыве ревизуемого подразделения во время обслуживания клиентов;
• определить величину полистного, поштучного пересчета Денежной наличности и Ценностей при проведении Внезапной ревизии.
В состав Комиссии не могут быть включены работники, выполняющие операции с ревизуемой Денежной наличностью и Ценностями (Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, кассовые и инкассаторские работники).
Комиссию возглавляет Председатель Комиссии (заместитель).
Председатель Комиссии (заместитель) определяет количественный и персональный состав участников для проведения ревизий. Состав участников должен быть не менее трех человек из общего состава Комиссии, указанного в организационно-распорядительном документе, включая Председателя Комиссии (заместителя).
В случае отсутствия одного работника из состава Комиссии, назначенного для проведения ревизии на текущую дату, Председатель Комиссии (в его отсутствие заместитель) самостоятельно принимает решение о проведении или переносе ревизии на другую дату, за исключением проведения Внезапной ревизии. При этом к акту по результатам проведенной ревизии прилагается докладная записка о принятом решении, оформленная Председателем Комиссии (в его отсутствие заместителем).
В ГО докладная записка оформляется на имя заместителя Председателя Правления – главного бухгалтера Банка, в филиале – на имя управляющего филиалом и/или главного бухгалтера филиала.
Рассмотрим принципы работы комиссии:
1. Эффективность: Комиссия выполняет функции эффективно с учетом временных и ресурсных ограничений. Работники ГО/филиала, определенные Председателем Комиссии (его заместителем) для проведения ревизии из общего состава Комиссии, поименованные в организационно- распорядительном документе, не вправе отказываться от участия в проведении ревизии, за исключением случаев отсутствия работника по причине временной нетрудоспособности, командировки, отпуска.
Созыв работников для участия в проведении ревизии осуществляется Председателем Комиссии (заместителем) по телефону, факсу или корпоративной почте. Время, выделенное для проведения ревизии, Комиссия использует исключительно для указанных целей.
2. Оперативность: Комиссия созывается в целях проведения ревизии на основании организационно-распорядительных документов и/или изменений к ним определяющих:
• Должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей в Хранилище ценностей (сейфа) Банка, филиала, ВСП;
• мероприятия по подтверждению достоверности данных бухгалтерского учета и подтверждению фактических остатков Денежной наличности и Ценностей;
• график проведения Внезапных ревизий, устные или письменные поручения заместителя Председателя Правления – главного бухгалтера Банка, управляющего филиалом и/или главного бухгалтера филиала.
Комиссия может созываться в целях проведения ревизии на основании иных организационно-распорядительных документов (при необходимости), выпущенных в рамках дополнительных контрольных процедур.
Ежеквартальные ревизии осуществляются внезапно, без предварительного оповещения должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.
Ревизия проводится с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность скрытия хищений и недостач денег и ценностей. При проведении внезапной ревизии в течение операционного дня, остаток ценностей определяется исходя из остатка на утро этого дня с учетом кассовых документов по приходу и расходу за текущий день до момента проведения ревизии. В этом случае в акте ревизии дополнительно указывается время проведения ревизии, а также количество и сумма кассовых документов в разрезе видов валют, отдельной строкой - по приходу, отдельной – по расходу.
Наряду с ревизией ценностей в операционной кассе филиала, а также во внутреннем структурном подразделении могут производиться проверки организации кассовой работы.
Необходимость осуществления проверок организации кассовой работы, их периодичность, состав комиссий, создаваемых для проведения проверок, определяются руководством филиала.
Ревизия денег и ценностей производится в следующем порядке:
- банкноты Банка России проверяются по пачкам и количеству корешков в них, а также выборочно полистным пересчетом;
- монета проверяется по надписям на ярлыках к мешкам, а также выборочно пересчетом по кружкам;
- иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте проверяются по пачкам, корешкам и надписям на ярлыках, прикрепленным к мешкам, а также выборочно полистным пересчетом;
- бланки строгой отчетности и прочие бланки, упакованные по видам ценностей в пачки, проверяются по надписям на верхних накладках пачек, ярлыках, неупакованные ценности проверяются поштучным и полистным пересчетом;
- другие ценности проверяются по надписям на накладках, бандеролях и ярлыках по их номинальной или условной оценке, неупакованные ценности проверяются полистным и поштучным пересчетом.