Файл: Программа по художественной гимнастике для государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центра спортивной подготовки по художественной гимнастике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«3» – 12 раз
«2» – 11 раз
«1» – 10 раз
Силовые способности: сила мышц спины
Из И.П. лежа на животе
1 - прогнуться назад, руки на ширине плеч
2 - И.П.
Выполнить 10 раз – за 10 секунд
«5» - до касания ног, стопы вместе
«4» - руки параллельно полу
«3» - руки дальше вертикали
«2» - руки точно вверх
«1» - руки чуть ниже вертикали
Скоростно- силовые способности
Прыжки с двойным вращением скакалки вперед
«5» – 59-60 раз за 30 секунд
«4» – 58 раз
«3» – 57 раз
«2» – 56 раз
«1» – 55 раз
Координационные способности: статическое равновесие
Равновесие «захват»
И.П. – стойка руки в стороны
Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупалец
Тоже упражнение с другой ноги
Выполняется на полупальце с максимальной амплитудой
«5» – 16 секунд
«4» – 15 секунд
«3» – 14 секунд
«2» – 13 секунд
«1» – 12 секунд
Координационные способности: статическое равновесие
Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад
Выполняется с правой и левой ноги
Фиксация равновесия – 5 секунд
«5» – «рабочая» нога выше головы
«4» – стопа на уровне плеча
«3» – нога на уровне 90°
«2» - нога на уровне 90°, разворот бедер, завернутая опорная нога
Координационные способности: статическое равновесие
Переднее равновесие
Выполняется на полупальце с правой и левой ноги
Фиксация положения 10 секунд
«5» – амплитуда – 180 ° и более, высокийполупалец
«4» – амплитуда 180 °, положение корпуса ниже вертикали
«3» – 160 -135°
«2» – неуверенное исполнение технического элемента, низкийполупалец, недостаточная амплитуда
Вестибулярная устойчивость
Переворот вперед
«5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация наклона на полупальце
«4» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация наклона на всей стопе
«3» – нет фиксированной концовки
Выполняется с правой и левой ноги элемента
«2» – недостаточная амплитуда
Вестибулярная устойчивость
Переворот назад
Выполняется с правой и левой ноги
«5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация шпагата на полупальце
«4» – недостаточная амплитуда
«3» – нет фиксированной концовки элемента
«2» – амплитуда менее 135 °
Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» – исходное положение.
Средний балл – 5,0 – 4,5 - высокий уровень специальной физической подготовки
4,4 – 4,0 - выше среднего
3,9 – 3,5 - средний уровень специальной физической подготовки
3,4 – 3,0 - ниже среднего
2,9 и ниже - низкий уровень специальной физической подготовки
Перечень тренировочных сборов
№ п/п
Вид тренировочных
сборов
Предельная продолжительность сборов
по этапам спортивной подготовки
(количество дней)
Оптимальное число
участников сбора
Э
тап
в
ы
сш
ег
о
сп
ор
ти
вн
ог
о м
ас
те
р
ст
ва
Э
тап
с
ове
р
ш
ен
ст
вов
ан
и
я
сп
ор
ти
вн
ог
о м
ас
те
р
ст
ва
Тр
ен
и
р
овочн
ы
й
э
тап
(э
тап
с
п
ор
ти
вн
ой
сп
ец
и
али
зац
и
и
)
Э
тап
н
ачаль
н
ой
п
од
гот
овк
и
1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям
1.1.
Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям
21 21 18
-
Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку
1.2.
Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России
21 18 14
-
1.3.
Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям
18 18 14
-
1.4.
Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта
Российской Федерации
14 14 14
-
2. Специальные тренировочные сборы
2.1.
Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке
18 18 14
-
Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе
2.2.
Восстановительные тренировочные сборы
До 14 дней
-
Участники соревнований
2.3.
Тренировочные сборы для комплексного медицинского
До 5 дней но не более 2 раз в год
-
В соответствии с планом комплексного медицинского
обследования обследования
2.4.
Тренировочные сборы в каникулярный период
-
-
До 21 дня подряд и не более двух сборов в год
Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе
2.5.
Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и центры спортивной подготовки
-
До 60 дней
-
В соответствии с правилами приема
Общие теоретические сведения
Материал данного раздела предназначен для всех групп занимающихся и распределяется тренерами по тренировочным годам с учётом возраста и квалификации спортсменок.
1. Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура и спорт – часть общей культуры общества. Значение физической культуры и спорта для здоровья, воспитания личности человека.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии и их значение для здоровья и спортивного мастерства гимнасток.
Слагаемые здоровья. Факторы риска жизни. Рекомендации по здоровому образу жизни. Компоненты оздоровительных программ. Методика составления индивидуальных оздоровительных программ для гимнасток.
3. История возникновения, современное состояние и перспективы развития художественной гимнастки.
История художественной гимнастики: истоки, основатели. Основные направления и пути развития художественной гимнастики в России и за рубежом.
Особенности современной художественной гимнастики. Международная
Федерация художественной гимнастики. Тенденции развития мировой художественной гимнастики. Достижения российских гимнасток на мировой арене.
4. Режим, питание и гигиена гимнасток.
2.4.
Тренировочные сборы в каникулярный период
-
-
До 21 дня подряд и не более двух сборов в год
Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе
2.5.
Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и центры спортивной подготовки
-
До 60 дней
-
В соответствии с правилами приема
Общие теоретические сведения
Материал данного раздела предназначен для всех групп занимающихся и распределяется тренерами по тренировочным годам с учётом возраста и квалификации спортсменок.
1. Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура и спорт – часть общей культуры общества. Значение физической культуры и спорта для здоровья, воспитания личности человека.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии и их значение для здоровья и спортивного мастерства гимнасток.
Слагаемые здоровья. Факторы риска жизни. Рекомендации по здоровому образу жизни. Компоненты оздоровительных программ. Методика составления индивидуальных оздоровительных программ для гимнасток.
3. История возникновения, современное состояние и перспективы развития художественной гимнастки.
История художественной гимнастики: истоки, основатели. Основные направления и пути развития художественной гимнастики в России и за рубежом.
Особенности современной художественной гимнастики. Международная
Федерация художественной гимнастики. Тенденции развития мировой художественной гимнастики. Достижения российских гимнасток на мировой арене.
4. Режим, питание и гигиена гимнасток.
Понятие о режиме, его значение в жизни человека. Суточный двигательный режим, утренняя гигиеническая гимнастка, физкультминутка, физкультпауза, спортивная тренировка. Чистота – залог здоровья. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Самоконтроль и его значение для здоровья и организации тренировок.
5. Строение и функции организма человека.
Краткие сведения об опорно-двигательном аппарате (кости, суставы, мышцы). Строение и функции внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, сердечнососудистой и нервной системы. Влияние занятий спортом на обменные процессы, развитие организма в целом.
6. Виды контроля в художественной гимнастике.
- Контроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма гимнасток.
- Медицинский контроль: углубленный, текущий и оперативный; комплексный врачебно-педагогический (КВПК),педагогический контроль: оперативный, этапный и текущий; самоконтроль за психофункциональным состоянием.
- Контроль за динамикой развития и совершенствования двигательных способностей.
- Педагогический контроль: программа комплексного тестирования физических качеств.
-
Оценка хореографических качеств, композиционно-исполнительской подготовленности, основ музыкальной грамоты.
- Самоконтроль и его значение для организации тренировочных нагрузок. Меры предупреждения травматизма.
7. Компоненты спортивной подготовки в художественной гимнастике. Общая характеристика системы спортивной подготовки гимнасток.
Цель, задачи спортивной подготовки. Спортивное мастерство и его оценка: содержание спортивной программы; композиция соревновательных упражнений, исполнение соревновательных композиций.
Содержание спортивной подготовки: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая, интеллектуальная и интегральная.
8. Физическая подготовка в художественной гимнастике.
Характеристика общей и специальной физической подготовки. Методика развития основных физических качеств: силы, координационных способностей, выносливости, быстроты. Методика развития специальных физических качеств: гибкости, прыгучести, статического и динамического равновесия. Основы построения и проведения комплексной общей и специально-физической подготовки по годам обучения.
9. Основы техники и методика обучения упражнениям в художественной гимнастике.
Общая характеристика технической подготовки: цель, задачи, средства, методы, формы организаций занятий. Разделы и компоненты технической подготовки. Содержание спортивной техники. Основы обучения упражнениям художественной гимнастики. Практические методы обучения: целостного,
расчленённого и конструктивного упражнения. Ошибки, их причины, предупреждение и устранение. Сущность и задачи обучения. Структура (этапы) процесса обучения. Основы техники, классификация и методика обучения упражнениям без предмета:
- специфические упражнения (волны, взмахи, пружинные, расслабления);
- равновесия, техника базовых равновесий. Средства, методика обучения;
- элементы на гибкость, акробатические и партерные элементы. Средства, методика обучения;
- повороты, классификация основных поворотов по признаку структурного сходства. Методика обучения;
- прыжки, классификация по способу отталкивания и приземления. Методика обучения;
- основы техники, классификация и методика обучения упражнениям с предметами;
- общая характеристика и история возникновения упражнений с предметами.
10. Биомеханические основы классификации движений в упражнениях с предметами.
В упражнениях с предметами используются следующие виды движений:
- удержание и баланс;
- фигурные движения;
- вращательные движения;
- бросковые движения;
- перекатные движения.
Основные фазы движений: исходное положение, подготовительные действия, основные действия, фаза реализации и завершающая стадия.
Классификация упражнений с предметами:
1. Структурные группы: броски и отбивы, ловли, передачи, перекаты, вертушки, обкрутки, фигурные движения, прыжки через предмет, элементы входом в предмет, складывание предметов и другое;
2. Типы упражнений с предметами:
- броски и перекаты: прямые, обводные, крученные, нетипичным захватом, отбивы об пол, телом; ловли простые обводные, сложные, нетипичным хватом;
- передачи простые, обводные; перекаты по полу, по телу; вращения на руках, на туловище, на ногах;
- вертушки по полу, на теле;
- обкрутки вокруг руки, туловища, ноги;
- фигурные движения: круги, спирали, змейки, восьмёрки, мельницы;
- прыжки через предмет: с 1-3 вращениями, в петлю (скрестно, узким хватом), через движущийся предмет;
- элементы входом в предмет: надевание, набрасывание, шагом, прыжком;
- складывание предмета: соединение концов, поочерёдными перехватами, задеванием частей тела, обкручиванием.
- специфические упражнения (волны, взмахи, пружинные, расслабления);
- равновесия, техника базовых равновесий. Средства, методика обучения;
- элементы на гибкость, акробатические и партерные элементы. Средства, методика обучения;
- повороты, классификация основных поворотов по признаку структурного сходства. Методика обучения;
- прыжки, классификация по способу отталкивания и приземления. Методика обучения;
- основы техники, классификация и методика обучения упражнениям с предметами;
- общая характеристика и история возникновения упражнений с предметами.
10. Биомеханические основы классификации движений в упражнениях с предметами.
В упражнениях с предметами используются следующие виды движений:
- удержание и баланс;
- фигурные движения;
- вращательные движения;
- бросковые движения;
- перекатные движения.
Основные фазы движений: исходное положение, подготовительные действия, основные действия, фаза реализации и завершающая стадия.
Классификация упражнений с предметами:
1. Структурные группы: броски и отбивы, ловли, передачи, перекаты, вертушки, обкрутки, фигурные движения, прыжки через предмет, элементы входом в предмет, складывание предметов и другое;
2. Типы упражнений с предметами:
- броски и перекаты: прямые, обводные, крученные, нетипичным захватом, отбивы об пол, телом; ловли простые обводные, сложные, нетипичным хватом;
- передачи простые, обводные; перекаты по полу, по телу; вращения на руках, на туловище, на ногах;
- вертушки по полу, на теле;
- обкрутки вокруг руки, туловища, ноги;
- фигурные движения: круги, спирали, змейки, восьмёрки, мельницы;
- прыжки через предмет: с 1-3 вращениями, в петлю (скрестно, узким хватом), через движущийся предмет;
- элементы входом в предмет: надевание, набрасывание, шагом, прыжком;
- складывание предмета: соединение концов, поочерёдными перехватами, задеванием частей тела, обкручиванием.
11. Методика проведения тренировочных занятий.
Общая характеристика всех групп задач, видов и групп средств, методов и принципов. Структура занятий. Особенности и методика проведения подготовительной, основной и заключительной части занятий. Понятие об объёме, интенсивности, общей и моторной плотности, пульсовой кривой.
12. Планирование, учёт и контроль тренировочного процесса гимнасток.
В практической работе тренеры составляют планы-графики на этапы ТГ,
СС и ВСМ. Для спортсменок на этапах СС и ВСМ составляются ежегодно индивидуальные планы и на олимпийский цикл – перспективные планы.
Дневник тренера и гимнастки, роль и значение в общем процессе управления тренировочным процессом.
13. Основы композиции и методика составления произвольных упражнений в индивидуальной и групповых программах.
Задачи, основные понятия композиционно-исполнительского мастерства.
Требования к содержанию композиции: элементный состав, структура, архитектоника. Этапы и методика составления композиций. Характеристика стилей и программ соревновательных композиций. Способы создания новых элементов.
14. Особенности композиции и тренировки групповых упражнений.
Особенности композиции и тренировки групповых упражнений.
Построения и перестроения в групповых композициях. Взаимосвязь гимнасток в групповых упражнениях. Способы коллективного исполнения движений.
Особенности тренировки групповых ансамблей.
15. Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников.
Теория развития и становления спортивной режиссуры. Структура спортивно-художественного выступления.
Особенности подготовки показательных выступлений, спортивных праздников. Характеристика этапов подготовки спортивных праздников.
16. Правила судейства индивидуальной и групповой программы.
Организация и проведение соревнований.
Изучение правил соревнований, организация судейских семинаров, практических экзаменов по правилам соревнований, организации и методике проведения соревнований. Судейская коллегия, права и обязанности. Виды соревнований. Учёт и оформление результатов соревнований. Требования к местам проведения соревнований.
17 Травмы и заболевания. Меры профилактики. Первая помощь.
Понятия о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, сухожилий, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Наиболее общие причины заболеваний. Средства закаливания и методика их проведения. Профилактика ОРЗ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверкович Э.П., Плешкань А.В. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике: метод. Рек. – М:
Изд-во ВНИИФК, 1989. -30с.
2. Белокопытова Ж.А., Карпенко Л.А., Романова Г.Г. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. Киев, 1991. -87 с.
3. Буц Л.М. Подвижные игры под музыку. – Киев. Муз. Украина, 1987. -96с.
4. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореферат канд. педагогических наук. –
СПб, 2003.-20 с.
5. Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике.
Учебное пособие. – ВФХГ, 2001, 51 с.
6. Карпенко
Л.А. Методика составления произвольных композиций, формирование творческих умений и музыкально-двигательной подготовки.
Метод. Рекомендации СПб. Издательство во СПб ГАФК, 1994 – 30 с.
7. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и особенности обучения упражнениям в художественной гимнастике: учебно- методическое пособие. СПб. Изд-во СПб ГАФК, 1991. – 40 с.
8. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Обучение упражнениям с предметами: метод. Рек. – Киев. Изд-во КИФК, 1991. – 34 с.
9. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Подготовка высококвалифицированных гимнасток. Отбор. Метод. рек. – Киев.: изд-во КГИФК, 1991, -24 с.
10. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте – Киев. Олимпийская литература, 1997, -583 с.
11. Плешкань А.В., Говорова М.А. Организация и методика проведения централизованной подготовки гимнасток в групповых упражнениях, учебное пособие. М. Изд-во ВФХГ, 1998 – 70 с.
12. Плешкань А.В. Современные основы применения средств восстановления в художественной гимнастике.
13. Плотников А.И., Плешкань А.В., Полионова Т.Н., Падалка В.В.
Информационно-оздоровительные технологии в системе подготовки высококвалифицированных акробатов и гимнасток, учебное пособие,
Краснодар, 2003 – 75 с.
14. Правила соревнований по художественной гимнастике. Пособие.
15. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и её психологические причины: Метод. рек. –
Смоленск: изд-во СИФК, 1988. – 24 с.
16. Художественная гимнастика. – учебник (под ред. Л.А. Карпенко), М, 2003 –
382 с.
17. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика. Утверждён приказом Минспорта России от 5 февраля 2013 г. № 40.