Файл: Программа по художественной гимнастике для государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центра спортивной подготовки по художественной гимнастике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перевод на этапы многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных результатов и способностей к освоению программы соответствующего года и этапа спортивной подготовки. При формировании этапов спортивного совершенствования и высшего мастерства списки спортсменов утверждаются министерством физической культуры и спорта
Краснодарского края.
Спортсмены, выполнившие нормативные требования для определённого года обучения, не достигнув установленного возраста, могут быть переведены досрочно на этап соответствующего года тренировки при наличии допуска врача, ходатайства тренера и на основании решения тренерского совета.
Спортсменам, не выполнившим предъявляемые требования, утверждённые федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.
Объединение в одну группу спортсменов различных этапов подготовки, разного возраста и спортивной квалификации, возможно, если разница в уровнях их спортивного мастерства не превышает двух спортивных разрядов, наполняемость группы определяется с учётом техники безопасности в соответствии с данной программой.
Объём индивидуальной спортивной подготовки
На всех этапах подготовки: в случае отсутствия второго тренера, в период отпуска тренера, в праздничные дни, спортсмены занимаются индивидуальной подготовкой по заданию тренера – теоретической и практической. В работе со спортсменами, занимающимися в группах начальной подготовки, особое внимание уделяется индивидуальным занятиям. В данном случае родители являются ассистентами тренера при выполнении домашних заданий. Для этих целей разработаны комплексы упражнений для развития подвижности в суставах, вестибулярной устойчивости, хореографии,
Структура годичного цикла
Планирование тренировочных занятий по художественной гимнастике в группах и распределение тренировочного материала по всем разделам подготовки
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
4 11-12 12 15
II
5 12-13 12 15
I
Этап совершенствова- ния спортивного мастерства
1 13-14 5
10
КМС
2 14-15 5
10
КМС
3 15-16 5
10
КМС
Этап высшего спортивного мастерства весь период
16-18 и старше
3 10
МС
осуществляется в соответствии с планом, годовым планом, графикам распределения тренировочных часов из расчёта 52 недели тренировочных занятий, непосредственно в условиях ЦСП, в условиях оздоровительного лагеря или по индивидуальным планам спортсменов на период их активного отдыха.
Обязательность работы по индивидуальным планам устанавливается на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Объективной основой периодизации тренировочного процесса являются физиологические закономерности развития спортивной формы становления, стабилизации, временной утраты.
Многолетний процесс занятийхудожественной гимнастики делится на 4 этапа: начальный, специализированный, углубленной подготовки и спортивного совершенствования.
Каждый этап – это несколько лет тренировок, он состоит из нескольких макроциклов. Макроциклы делятся на периоды: подготовительный, специально- подготовительный, соревновательный и промежуточный. Периоды - на этапы и мезоциклы. Мезоциклы в свою очередь состоят из микроциклов продолжительностью 5-10 дней, чаще – из недельных микроциклов.
Подготовительный период делят на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. В общеподготовительном выделяют два мезоцикла: втягивающий и базовый.
На специально-подготовительном этапе выделяют контрольные и шлифовочные мезоциклы. Контрольные мезоциклы отличаются тем, что тренировочная работа сочетается с участием в учебно-тренировочных сборах, соревнованиях небольшого масштаба. Шлифовочные мезоциклы направлены на дальнейшее совершенствование подготовленности гимнастки.
Соревновательный период на этапы не делится, в нем применяются мезоциклы двух типов: соревновательные и промежуточные.
Переходный период структурной регламентации не имеет.
Программа охватывает все стороны тренировочного процесса, предназначена в первую очередь для тренеров по художественной гимнастике ГБУ КК «ЦСП по художественной гимнастике».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Недельный и годовой режимы осуществления тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки, расписание тренировочных занятий составляется и утверждается приказом директора ЦСП по представлению тренеров в соответствии с нормами СанПиНа, учетом возрастных особенностей занимающихся, времени обучения их в образовательных учреждениях.
Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах из расчёта 1 час = 45 мин. Не может превышать:
• на этапе начальной подготовки – 3 часа;
• на учебно-тренировочном этапе – 4 часа;
• спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – 5 часов.
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
Обязательность работы по индивидуальным планам устанавливается на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Объективной основой периодизации тренировочного процесса являются физиологические закономерности развития спортивной формы становления, стабилизации, временной утраты.
Многолетний процесс занятийхудожественной гимнастики делится на 4 этапа: начальный, специализированный, углубленной подготовки и спортивного совершенствования.
Каждый этап – это несколько лет тренировок, он состоит из нескольких макроциклов. Макроциклы делятся на периоды: подготовительный, специально- подготовительный, соревновательный и промежуточный. Периоды - на этапы и мезоциклы. Мезоциклы в свою очередь состоят из микроциклов продолжительностью 5-10 дней, чаще – из недельных микроциклов.
Подготовительный период делят на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. В общеподготовительном выделяют два мезоцикла: втягивающий и базовый.
На специально-подготовительном этапе выделяют контрольные и шлифовочные мезоциклы. Контрольные мезоциклы отличаются тем, что тренировочная работа сочетается с участием в учебно-тренировочных сборах, соревнованиях небольшого масштаба. Шлифовочные мезоциклы направлены на дальнейшее совершенствование подготовленности гимнастки.
Соревновательный период на этапы не делится, в нем применяются мезоциклы двух типов: соревновательные и промежуточные.
Переходный период структурной регламентации не имеет.
Программа охватывает все стороны тренировочного процесса, предназначена в первую очередь для тренеров по художественной гимнастике ГБУ КК «ЦСП по художественной гимнастике».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Недельный и годовой режимы осуществления тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки, расписание тренировочных занятий составляется и утверждается приказом директора ЦСП по представлению тренеров в соответствии с нормами СанПиНа, учетом возрастных особенностей занимающихся, времени обучения их в образовательных учреждениях.
Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах из расчёта 1 час = 45 мин. Не может превышать:
• на этапе начальной подготовки – 3 часа;
• на учебно-тренировочном этапе – 4 часа;
• спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – 5 часов.
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
Сформированным группам спортивной подготовки устанавливается норматив максимального объема тренировочной нагрузки (количество часов в неделю в академических часах), который начиная с тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) может быть сокращен не более чем на 25% в соответствии с
Постановлением главы администрации
(губернатора)
Краснодарского края от 17 декабря 2008 года № 1337 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей и отдельных государственных учреждений физической культуры и спорта Краснодарского края».
Во время каникул и по окончанию учебного года в общеобразовательных или других учебных заведениях количество занимающихся может составлять 50% от имеющегося списочного состава при условии выполнения спортсменами тренировочного плана на этот период по индивидуальному плану подготовки. При этом заработная плата тренеров и концертмейстеров сохраняется в полном объеме.
Тренировочный процесс должен строиться таким образом, чтобы обеспечить максимальную безопасность усвоения материала. Обучение должно проводится с соблюдением основных принципов тренировки: от простого к сложному, от легкого к трудному.
Лица, ответственные за проведение тренировочных занятий или соревнований, тренеры, спортсмены обязаны проходить инструктаж о необходимых мерах безопасности и профилактики спортивного травматизма, мерах первой помощи пострадавшему.
В целях предупреждения травм, заболеваний и несчастных случаев при проведении тренировочного мероприятия необходимо строго руководствоваться санитарными правилами содержания мест занятий и правилами соревнований по художественной гимнастике.
Лица, не прошедшие диспансерное обследование или медосмотр к тренировочным занятиям не допускаются.
Запрещается проведение спортивных соревнований без медицинского персонала.
Спортсмены, перенесшие заболевания или травмы, подлежат дополнительному медицинскому обследованию. Допуск к тренировкам и соревнованиям без медицинского заключения запрещен.
Тренировочные занятия в спортивном зале должны проводиться в соответствии с расписанием занятий, утвержденным директором учреждения.
Замена тренеров без уведомления администрации не допускается.
Ответственным за организацию тренировочных занятий, соблюдение техники безопасности является тренер, проводящий занятие по расписанию. Спортсменам запрещается заходить в спортивный зал до прихода тренера. Тренер во время занятий обязан постоянно находиться в спортивном зале.
На занятиях кроме тренера может присутствовать директор ЦСП, заместитель директора, старший инструктор-методист, инструктор-методист, тренер сборной команды Краснодарского края. Присутствие посторонних лиц в спортивном зале не допускается.
Объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
Соревновательная деятельность в художественной гимнастике требует такого физического качества, как специальная выносливость. Это качество развивается в процессе тренировки с многократным выполнением элементов, связок и комбинаций в целом, что и определяет тренировочную нагрузку.
В художественной гимнастике принято контролировать объём тренировочной нагрузки путем подсчета количества выполняемых элементов, с предметами, так и без предметов. Подсчитанные таким способом показатели нагрузки – относительны.
Сохраняют информационную ценность только в отношении гимнасток одного определенного одного возрастного диапазона при относительно равной спортивной подготовки. К примеру, при оценке нагрузки в занятиях с начинающими гимнастками учитываются элементы вообще не имеющие категории трудности, или элементы не выше группы трудности А. То же самое количество упражнений, выполненных на элементах А и Б или Б и С даст соответствующую большую нагрузку. Общий объем нагрузки в микроциклах можно определить, суммируя нагрузку всех дней тренировки в неделю.
При определении интенсивности нагрузки существенное значение имеет фактор времени. Это и определяет разную интенсивность работы.
В процессе подготовки к конкретным соревнованиям следует руководствоваться основным правилом: в художественной гимнастике важное значение имеет чистое выполнение прогона композиции (выполнение без потери предмета). В предсоревновательный период рекомендуется работа прогонами.
Дается установка на количество «чистых» (без ошибок) прогонов каждого вида программы. Например – 5 из 5, 8 из 10.
Соревновательная подготовка и связанное с ней воспитание волевых качеств турнирной выносливости обеспечиваются достаточным количеством контрольных тренировок, прикидок, тестирование физической и технической подготовленности, планирование занятий в соответствии с моделью соревнований, что должно отражаться в планах годичного цикла подготовки.
Рекомендации по планированию спортивных результатов
Планированием спортивных результатов в учреждении занимается тренерский состав. Подразумевает составление индивидуального и перспективного плана спортивных результатов, выполнения спортивных разрядов на текущий год, увеличение трудности выполняемого упражнения, освоение новых элементов, связок и упражнений, планирование занятого определенного места на соревнованиях, попадание в спортивную сборную команду края и России.
При планировании спортивных результатов необходимо принимать во внимание требования к участию в спортивных соревнованиях:
- соответствие возраста положению (регламенту) спортивных соревнований и правилам вида спорта;
- соответствие уровня спортивной квалификации положению (регламенту) от официальных соревнованиях согласно Единой Всероссийской спортивной классификации и правилам художественной гимнастики;
- выполнение плана спортивной подготовки;
- прохождение предварительного соревновательного отбора;
- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях.
Для каждого спортсмена должны ставиться определённые задачи:
- выполнить разрядный норматив;
- увеличить трудность выполняемых упражнений;
-занять определенное место на основных соревнованиях;
- попасть в сборную команду.
При составлении плана рекомендуется учитывать как физическое развитие, технико-тактическое мастерство, уровень подготовки, спортивные результаты отдельно взятого занимающегося достигнутые за предыдущий год обучения, так и работоспособность, устойчивость, морально-волевые качества, состояние здоровья.
Учет спортивных результатов фиксируется тренерами в индивидуальных планах спортивной подготовки спортсменов на этапах ССМ и ВСМ и в журналах учета работы групп НП и Т (СС).
Программный материал для практически занятий
Этап начальной подготовки. (1-й год)
№ п/п
Содержание материала
%
Часы
I.
Теоретический материал
4-6
16
1
Кратко о художественной гимнастике
2
Правила поведения на тренировке
3
Основы личной гигиены
4
Режим дня гимнастки
5
Общая и специальная физическая подготовка
6
О питании спортсмена
7
Инструктаж по технике безопасности
8
Строение и функции организма
II.
Практика
70-90
256
1.
Общая физическая подготовка:
- упражнения на мышцы брюшного пресса
+
- упражнения на мышцы спины
+
- упражнения на боковые мышцы
+
- упражнения на развитие скорости
+
- упражнения для мышц рук и кистей
+
- упражнения для мышц ног и стоп
+
2.
Специальная физическая подготовка:
1. Пассивная гибкость:
- складка вперёд, грудь касается бёдер
+
- мост из положения стоя, ноги на ширине плеч
+
- «выкрут» назад и вперёд, кисти узко, руки прямые
+
- шпагаты на полу, полное касание бёдрами пола, удержание
+
- шпагат с гимнастической скамейки (правой и левой ногой)
+
2. Активная гибкость:
- удержание ноги вперёд, в сторону, назад
+
- поднимание ноги вперёд, перевод ноги в сторону, назад, держать по 2 с.
+
3.
Технико-тактическое мастерство:
7,5-9
28
А.
Хореография:
- demi и grand plie по 1, 2 и 3 позициям (лицом к опоре)
+
- battement tendu по 1 позиции, во всех направлениях
+
- battement fondu в сторону
+
- grand battement jete из 1 позиции в разных направлениях
+
- port de bras с различными волнами, взмахами, наклонами
+
- adagio – соединение из поз, равновесий, поворотов
+
- маленькие хореографические прыжки по 1 и по 2 позициям
+
- народно-характерные танцы (русский, гопак, казачёк)
+
- партерная хореография
+
Специальные средства:
- музыкально-двигательное обучение
+
- воспроизведение характера музыки через движения
+
- распознавание основных музыкально-двигательных средств
+
- музыкальные игры
+
- музыкально-двигательные задания, танцы
+
- классический экзерсис
+
Б.
Акробатика:
- мост, мост с одной ноги
+
- кувырки (вперёд, назад, боком)
+
- стойки: на лопатках
+ на груди
+ на предплечьях
+
В.
Базовая техническая подготовка:
- упражнения для овладения навыком правильной осанки и походки
+
- упражнения для правильной постановки ног и рук
+
- маховые упражнения
+
- круговые упражнения
+
- пружинящие упражнения
+
- упражнения в равновесии
+
Г.
Специальная техническая подготовка: