Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм Тема занятия День народного единства. 57 классы Мы одна страна. Класс 5 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»
Тема занятия: «День народного единства». 5-7 классы: «Мы — одна страна».

Класс: 5 класс

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма: единая семья, народ, «Мы – все разные, но вместе мы сможем решить любые, даже самые сложные задачи», героизм, свобода, братство, мужество, единство, отечество, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность, держава, праздник

Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»

Ход классного часа

1.Организационный этап:

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу

(слайд № 2. Карта Российской Федерации, отрывок стихотворения К. Симонова)

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткой меридианов,
Непобедима, широка, горда.(К. Симонов)

Видеоролик: https://razgovor.edsoo.ru/video/676/

II. Вступительное слово учителя.

2.Мотивационно-целевой этап.

Я хочу начать наш классный час с одного стихотворения. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какой теме посвящено это стихотворение?
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Итак, какой теме посвящено это стихотворение? (День единства)

3.Основной этап

Россия – многонациональная страна.
Государственная символика России.
История возникновения праздника.
В единстве – наша сила.

- Ребята, сегодня мы собрались на торжественное мероприятие, посвящённое празднику – Дню народного единства, который отмечают 4 ноября все граждане Российской Федерации. И мы начинаем с Гимна России.

(слайд № 2. Слова Гимна, Флаг и Герб Российской Федерации).

Звучит гимн России: первый куплет и припев.
(слайд № 3. «Карта Административно-территориального деления России»)

- Наша страна – Россия – это крупнейшее государство в мире. Когда на востоке говорят «Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».


Наша Родина – это и самое многонациональное государство. На её просторах живут более 190 национальностей, народностей и этнических групп.

До недавнего времени административно-территориальное устройство страны насчитывает 85 субъектов: края, республики, области, автономные округа и города федерального значения. Но президент В.В. Путин 30 сентября 2022 года подписал вместе с руководством ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении их в РФ в качестве новых регионов.

В России теперь 89 регионов, ее население увеличилось почти на 6,2 млн человек и составляет более 152 млн человек. Площадь РФ увеличилась более чем на 100 тысяч квадратных километров.

Давайте все вместе подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё станет ясно.

(слайд № 4. Притча«Отец и сыновья»).

- У одного отца было три сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал: «Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!». Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас не одолеет; а если ссориться, да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»

- Зачем же объединились народы в одно большое государство? (Ответы детей).
- 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Я немного расскажу вам об истории возникновения этого праздника.

(слайды № 5. «Семибоярщина»)

- Четыреста лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей. Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла между ними распря великая.

(слайды № 6. «Смутное время»)

Вдобавок к этому несколько лет подряд был неурожай, пришёл большой голодомор и началось в России Смутное время. Некоторые бояре да дворяне, вместо того чтобы помочь своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, чтобы те помогли им сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.



(слайд № 7. «Бесчинства захватчиков в России»)
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!(Наталья Майданник)

- Пришли поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.

(слайд № 8. «Минин призывает к ополчению»)

- Но жил в Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин. Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв. Сказал так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами.

(слайд № 9. «Пожарский возглавляет народное ополчение»)

- И двинулось ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.

(слайд № 10. «Сражения народного ополчения 1612 года»)

Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.(Олеся Емельянова)

(слайд № 11. «Подвиг Иван Сусанина»)

- Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины. Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин. Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес, чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Они жестоко расправились с ним, но и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.

Вот так, забыв все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в едином порыве, отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.

(слайд № 12. «Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади»)

- Памятник Минину и Пожарскому вот уже несколько столетий украшает Красную площадь и посвящен изгнанию из России польских интервентов. С 1990 года включен в список объектов всемирного наследия. В силу расположения является одним из обязательных пунктов экскурсионных маршрутов.


Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности. В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.

Работы над памятником Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года и были закончены лишь в 1818 году. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Ребята, а теперь поиграем в онлайн-викторину посвященную Дню народного единства и проверим, кто больше запомнил фактов из истории возникновения праздника. (https://onlinetestpad.com/ru/test/557990-viktorina-den-narodnogo-edinstva).

А теперь вспомним мудрые пословицы о Родине, о России, о патриотизме.(Ответы ребят)

(Родина — мать, умей за нее постоять.
На родной стороне и камешек знаком.
Своя земля и в горсти мила.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родину головой оберегают.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Любовь к родине сильнее смерти.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая — насупротив.

Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.
На чужой стороне родина милей вдвойне.)
4. Региональный компонент.

Учитель. Ребята, настолько разнообразна, богата и многонациональна наша великая страна Россия, наша Оренбургская область. Вот и в нашем 8 классе есть дети разных национальностей. Все народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Может нам поможет великий русский писатель Л. Н. Толстой (чтение басни)

БАСНЯ Л. Н.ТОЛСТОГО

« Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не смогли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий легко погубит».


В чем заключается мораль этой басни? (если дружно жить никто нас не победит)

1 ученик: Исторически область формировалась как многонациональный и поликонфессиональный регион. За столетия совместной жизни на одной территории между разными народами сложились уникальное взаимопонимание, уважением друг к другу, и, что чрезвычайно важно, терпимость.

2 ученик: Традиции межкультурного взаимодействия сформировали у жителей области высокий уровень толерантности, открытость к новым коммуникациям, готовность к этнокультурному диалогу. 

Ученик 1

Над Оренбургскими степями

Парят державные орлы.

Колокола звенят во храме,

Чисты их звуки и светлы.

Ученик 2

Мы славим город - дом желанный

Для тех, кто в этот дом влюблен,

Кто помнит, что царицей Анной

Он Оренбургом наречен.

Ученик 1

У нас особенные люди.

Они - пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран.

Ученик 2

Оренбург - степная столица,

Нам с тобою есть чем гордиться!

Чтец.

Дружба народов — не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов — счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Историк-ученик.

Оренбургская область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом России.

Для Оренбургской области характерно сохранение и развитие традиций, обычаев и обрядов, национальностей, проживающих здесь. Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный регион

В области зафиксировано более 216 национальностей и этнических групп.

Ежегодно в Оренбурге и области проводятся различные мероприятия, чтобы развивать и сохранять культурно-исторические традиции различных народов проживающих в нашем крае. По инициативе губернатора области А.А. Чернышева возведен уникальный, единственный в России, культурно-национальный комплекс «Национальная деревня».