Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 7901
Скачиваний: 356
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.
Народная культура (англ. “фольклор”- народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Её произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества. Особенно это характерно для мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев. Интересным жанром современной народной культуры является анекдот (вы сами наблюдали, сколько разновидностей одного анекдота может существовать). К народной культуре можно отнести народный костюм, сценарий проведения различных празднеств и обрядов (свадьбы, крещение, похороны и т.д.).
Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”.
В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина)5.
Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.
1.3. Элементы культуры
Знания являются предпосылкой "очеловечивания" индивида. Приобретение им знания не есть способ удовлетворения естественного любопытства или "исследовательского инстинкта", как у животных, действия которых генетически запрограммированы. Знания жизненно необходимы человеку для безопасного существования, удовлетворения своих потребностей и понимания окружающего мира, в котором реализуется практическая деятельность людей.
Наиболее приоритетным является философское и научное знание. Философия (греч. filos - любовь, sofos - мудрость) исследует проблемы смысла жизни, назначения человека, отношения к действительности, дает общее понимание мира - мировоззрение. Мировоззренческие проблемы решаются также мифологией и религией. Однако в отличие от них философия тесно связана с наукой.
Наука представляет собой систему объективных, истинных знаний о закономерных связях окружающей действительности в форме гипотез, законов, теорий, концепций, получаемых благодаря работе исследователей, научных коллективов и организаций (институтов, лабораторий). Но если мировоззренческие вопросы "распылены" в частных науках (политология, юриспруденция, экономика и т.п.), то философия дает целостное знание о мире, опираясь и на открытия различных наук и на опыт художественного, религиозного, мифологического освоения действительности, а также повседневную практику людей и весь исторический опыт человечества.
От знания к практической деятельности нет прямого пути. Человек может многое знать, но это никак не отразится на его поведении. Между знанием и поступками находятся ценности, в которых отражается значимость целей, преследуемых действиями человека.
Ценности восполняют недостаточность врожденных инстинктов человека и определяют широкий круг не программируемых природой действий. Ценности - это своего рода высшие принципы, идеалы, определяющие поведение людей и обеспечивающие их взаимопонимание и согласованную деятельность.
Русский философ С.Л. Франк определял культуру как "совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей". Ценности составляют ядро культуры. Каждая культура упорядочивает ценности в определенную иерархию.
Обычаи, традиции, ритуалы, мораль, религия, мифы - это нормативные элементы культуры. Слово норма латинского происхождения и буквально означает "правило", "образец", "руководящее начало". В своем существовании нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят значимые цели в практическую деятельность. Вместе с изменением ценностей, выдвижением новых идеалов изменяются и нормы. Нормы регулируют жизнедеятельность человека путем установления обязательных стандартов поведения. Эти стандарты направляют поведение человека, позволяют его контролировать. За их нарушение предусматриваются различные санкции (меры воздействия) в виде неблагоприятных последствий личного, социального, имущественного и другого характера. Следуя нормам, человек включается в систему взаимодействий с другими людьми и удовлетворяет свои потребности.
Важное место в культуре отводится языку. Язык представляет систему знаков, служащую средством человеческого общения. Он формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. В процессе общения происходит усвоение и передача знаний, ценностей, норм и других элементов культуры. Язык организует опыт людей, поддерживает сплоченность общества, помогает людям координировать свои действия.
Способы и предметные результаты деятельности людей. Они представляют собой технологии, изобретения, машины, сооружения, произведения литературы, искусства и другие плоды труда и творчества.
1.4. Функции культуры
Известно, что культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям.
Не случайно само понятие «культура» в переводе с латинского обозначает «возделывание, обработка, усовершенствование почвы». Если верно представление о том, что каждое новое понятие есть своеобразный узелок на нескончаемой нити человеческого познания, свидетельствующий об его очередном успехе, то понятием «культура» обозначился узелок чрезвычайно важный.
Еще давно человечеством было осознано, что обнаруживаемое в человеке и, следовательно, в обществе не может быть сведено без остатка к природному началу либо к началу божественному: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью общественного человека. Так был открыт мир культуры – мир, от начала до конца создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость человека от самого себя, от своей собственной деятельности, способной преобразовывать окружающую нас действительность8.
В этом смысле культура – это то, что создает, формирует людей, и одновременно то, с помощью чего люди становятся социально активными, профессионально зрелыми и целеустремленными людьми.
К основным функциям культуры мы относим образовательную функцию, отвечающую необходимости воспитания у человека таких форм воспитания норм и ценностей общества, которые, с одной стороны, помогают ему осознать общественные поливариантные формы поведения, а с другой, учитывая собственные потребности и потребности общества, формировать новые.
Педагог, как субъект педагогической деятельности, продуктивно действует только в контексте современной культуры. Существующие подходы к исследованию сущности и содержания культуры педагога раскрывают ее со стороны статики и динамики, совокупности индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций целостного системного образования, каким является культура. Они воплощены в социокультурном аспекте образования, который включает в себя развитие политической, правовой, экономической, религиозной, нравственной, художественной, научной, экологической, коммуникативной, психолого-педагогической и, наконец, профессиональной культуры.
1.5. Человек как объект и субъект культуры.
Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества.
Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества.
С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями.
Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества.
В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.
Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, получил название инкультурация.
Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.
Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего “Я”.
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности.