Файл: Тема проекта человек и культура.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 7902

Скачиваний: 356

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Культура — это процесс  развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в  человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение  во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого  труда и мысли. 

     Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура — мир человека. Культура — это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и  их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой  является сам человек во всем богатстве  его способностей, потребностей и  форм существования, реализуется как  самоопределение личности, так и  ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны  в зависимости от исторических условий. 

     Важнейший момент в этом процессе — формирование развитого самосознания, т.е. способности  к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих  интересов и целей, способности  к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных  жизненных ситуаций, готовности к  реализации рационального выбора линии  поведения и ответственности  за этот выбор, наконец, способности  к трезвой оценке своего поведения  и своих действий. 

     Задача  формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение  как своеобразное общее ориентирующее  начало, помогающее не только разбираться  в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее. 

     Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших  ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в  ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего  обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного  мировоззренческого стержня. 

     Подобное  неумение зачастую влечет за собой  кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение  в преступном поведении, в настроениях  крайней безысходности, в различных  формах дезадаптации.


     Разрешение  собственно человеческих проблем бытия  на путях культурного развития и  самосовершенствования требует  выработки четких мировоззренческих  установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и  результат своей деятельности. 

     В становлении личности важное место  занимает образование, однако понятия  образованности и культурности полностью  не совпадают. Образованность чаще всего  означает владение значительным запасом  знаний, эрудицию человека. В то же время  она не включает целый ряд таких  важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая  культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться  просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях. 

     Вот почему так важны слитность образования  и воспитания, сочетание в образовании  развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений  от школы до академии.

     Следующие ориентиры в становлении культуры личности — духовность и интеллигентность.

Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас  проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление  может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может  скрываться циничный, презирающий нормы  человеческой морали индивид.  

       В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению.

Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводит к вынужденной изоляции человека.

Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции — все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека

, сохранения устойчивой психической структуры личности.

      

 

      


Заключительная часть.

      В заключении можно сказать, что культура воплощает стиль мышления и поведения  человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать  правильное встречное движение, с  достоинством и в соответствии с  обстановкой себя держать.

Можно утверждать, что люди в той степени  являются людьми, в какой их жизнь  полна смысла. Как мера человечности, культура есть определенность мышления, поступка и в целом всей жизни  человека. А жизнь становится определенной и перестает быть бесформенным, тоскливым  метанием, совокупностью животных реакций  или растительным, инфантильным существованием тогда, когда мы находим в ней  смысл. Тогда жизнь приобретает  упругость, ясность, оказывается по-настоящему интересной.

     Мы  не создаем смысл целенаправленно, он не продукт труда. Как люди культурные, мы просто живем и уже этим придаем  осмысленность своим поступкам  и предметам нашего мира. Осмысленно для нас все, к чему мы стремимся  или от чего отворачиваемся, это  же, в свою очередь, зависит от того, каковы мы есть по своей природе. Наша природа, человечность и является нашей  высшей ценностью, мы везде находим  сходство с собой и отличие  от себя, именно это привлекает и  отталкивает. Нас привлекает, когда  мы находим во внешнем мире отзвук собственной мечты человечности и отталкивает, если мы обнаруживаем отголосок нашей неприязни к  себе, все это создает для нас  смысловую карту действительности. Культура - смыслообразующая сторона  человеческого разума и жизни. Идеал  же выступает формой жизненного смысла.

  Подлинная культура объединяет лучшие творческие достижения человеческого  духа во всех сферах общественной жизни, достижения, которые способствуют этическому, интеллектуальному, эстетическому  и даже психо-энергетическому совершенствованию  человека. Применительно к отдельной  личности, духовная культура есть мера человеческого в человеке, духовный показатель его места на лестнице космической эволюции между ступенью животной и ступенью сверхчеловеческой. 

 

      
Список использованных ресурсов.


  1. Артановский С.Н. Происхождение и формирование понятия «культура». – М.: Инфра-М. 2002

  2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Дрофа. 2003

3. Интернет - ресурсы.