Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воля лежит в основе саморегуляции, в организации внутреннего мира и поведения в целом.
Формирование устойчивого образа «Я» и кризис 17 лет.
Итак, психологические особенности юношеского возраста связаны с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я».
В кризисе 17 лет этот образ подвергается испытанию, когда в сознании взрослеющего человека происходит встреча реальной жизни с идеальными представлениями о ней. Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что в какой-то момент осознал, как реальность, тем острее происходят внутренние переживания. Помогают пережить кризис подготовленность юности к крупным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить свое поведение в соответствии с ними, а не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.
Сформированная к этому возрасту способность юношей и девушек самостоятельно принимать решения и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы — далекие и близкие, — выстраивать тактику и стратегию в собственной жизни, осознание того, что реально ожидать от будущего, также помогают в преодолении юношеского кризиса. Важным фактором преодоления его становится умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в своей душе идеалы. Отсутствие жизненного опыта зачастую приводит юношество к тому, что оно путает идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить в душе человека, иллюзии рассыпаются при первом же жизненном испытании). Романтика в восприятии юношей зачастую подменяется экзотикой, которая не способствует развитию позитивных качеств личности, а служит некоторым стимулом для внешнего проявления. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу — алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.
Наступление 18-летия знаменует собой завершение детства законодательно. В периодизации Д. Б. Эльконина также конец детства приходится на 18 лет. Процессы личностного и профессионального самоопределения помогают представителям юношеского возраста расставаться с мифами о себе, осознанно выбирая средства реализации поставленной цели. Способность трансформировать жизненные условия в жизненную задачу обеспечивает переход во взрослую жизнь.
Резюме. Последний возраст детства. Продолжает развиваться самосознание и самопознание, что помогает обретать равновесие между своей позицией и позицией других людей. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности, что повышает избирательность в общении со сверстниками и взрослыми. Сензитивный возраст для установления близких отношений с другими людьми. Формируется дивергентное мышление, внимание и память зависят от складывающегося в этом возрасте стиля мышления. Необходимость самоопределения меняет учебную мотивацию — профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности. Личностное самоопределение связано с принятием и переоценкой религиозных и моральных убеждений, выработкой политических взглядов, принятием набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. Завершение возраста связано с благополучным проживанием кризиса 17 лет и формированием устойчивого образа «Я», способного к осознанному выбору средств достижения поставленной цели.
Формирование устойчивого образа «Я» и кризис 17 лет.
Итак, психологические особенности юношеского возраста связаны с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я».
В кризисе 17 лет этот образ подвергается испытанию, когда в сознании взрослеющего человека происходит встреча реальной жизни с идеальными представлениями о ней. Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что в какой-то момент осознал, как реальность, тем острее происходят внутренние переживания. Помогают пережить кризис подготовленность юности к крупным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить свое поведение в соответствии с ними, а не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.
Сформированная к этому возрасту способность юношей и девушек самостоятельно принимать решения и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы — далекие и близкие, — выстраивать тактику и стратегию в собственной жизни, осознание того, что реально ожидать от будущего, также помогают в преодолении юношеского кризиса. Важным фактором преодоления его становится умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в своей душе идеалы. Отсутствие жизненного опыта зачастую приводит юношество к тому, что оно путает идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить в душе человека, иллюзии рассыпаются при первом же жизненном испытании). Романтика в восприятии юношей зачастую подменяется экзотикой, которая не способствует развитию позитивных качеств личности, а служит некоторым стимулом для внешнего проявления. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу — алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.
Наступление 18-летия знаменует собой завершение детства законодательно. В периодизации Д. Б. Эльконина также конец детства приходится на 18 лет. Процессы личностного и профессионального самоопределения помогают представителям юношеского возраста расставаться с мифами о себе, осознанно выбирая средства реализации поставленной цели. Способность трансформировать жизненные условия в жизненную задачу обеспечивает переход во взрослую жизнь.
Резюме. Последний возраст детства. Продолжает развиваться самосознание и самопознание, что помогает обретать равновесие между своей позицией и позицией других людей. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности, что повышает избирательность в общении со сверстниками и взрослыми. Сензитивный возраст для установления близких отношений с другими людьми. Формируется дивергентное мышление, внимание и память зависят от складывающегося в этом возрасте стиля мышления. Необходимость самоопределения меняет учебную мотивацию — профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности. Личностное самоопределение связано с принятием и переоценкой религиозных и моральных убеждений, выработкой политических взглядов, принятием набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. Завершение возраста связано с благополучным проживанием кризиса 17 лет и формированием устойчивого образа «Я», способного к осознанному выбору средств достижения поставленной цели.