Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
умея различать градации внимания взрослого, они не отличают одного взрослого от другого. Только к концу полугодия дети начинают устойчиво узнавать мать. Если после восьми месяцев младенцы начинают бояться чужого человека, то до этого времени просто меньше радуются ему, меньше проявляют инициативу в общении, т. е. в количестве обращений к родному и чужому есть различия. Качественные различия становятся заметными только со второго полугодия.

С шести месяцев до трех лет функционирует ситуативно-деловая форма общения ребенка со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Содержание потребности в общении — потребность в сотрудничестве. Мотив — деловой: взрослый как партнер по совместной деятельности, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний, помощник. Средства общения — предметно-действенные операции. Значение данной формы общения для психического развития ребенка — в развитии предметной деятельности, подготовке к овладению речью; это первый этап развития активной речи.

Из зарубежных теорий развития ранний опыт общения ребенка и близкого взрослого активно обсуждается в психоанализе. Здесь подчеркивается, что опыт отношений с родителями на первом году жизни порождает или нет привязанность к взрослому, что определяет дальнейший ход психического развития ребенка (Дж. Боулби, А. Фрейд, М. Эйнсворт). Привязанность есть особым образом сформированная эмоциональная связь, которая определяется тем, как взрослый обеспечивает защиту и безопасность ребенка. Качество привязанности зависит от качества материнского отношения к ребенку. Заботливый отклик на потребности младенца формирует у него надежную привязанность к взрослому и доверие к миру, что в дальнейшем влияет на успехи ребенка в обучении, отношения с ровесниками, на решение социальных и познавательных проблем. Типичное поведение ребенка с надежной привязанностью к взрослому характеризуется активной исследовательской деятельностью в новой обстановке, отсутствием страха перед незнакомцами и радостью при появлении матери. Авторы данного направления считают, что тенденция к формированию привязанности обусловлена врожденными генетическими механизмами. Кроме надежной, выделяют ненадежную и тревожно-амбивалентную привязанности. Эти виды привязанности формируются у ребенка, если мать или другой близкий взрослый деструктивно выстраивают с ним отношения, не чувствительны к потребностям малыша и не последовательны в общении с ним. По определению 3. Матейчека привязанность — это психологическое явление, а не биологическое, и проявление привязанности к матери — это граница в эмоциональном развитии ребенка. Специфическая эмоциональная привязанность проявляется у большинства детей к семи месяцам и после этого к восьми месяцам формируется страх чужого человека.


Неведущий вид деятельности в младенческом возрасте — сенсомоторная активность ребенка, связанная с освоением собственных телесных возможностей. В сенсомоторной активности младенца нет предмета, этим она отличается от предметной деятельности. Предмет — само сенсомоторное «тесто» (Е. Л. Бережковская). Младенец к трем месяцам активно следит за движением своих рук, тянет их в рот, равно как и стопы ног, осваивает повороты тела, умение держать голову. Позже, к пяти месяцам, при одобрительной поддержке взрослого осваивает умение ползать, ходить, удерживать предметы в руке и т. п. Разное положение тела в пространстве — это возможность видеть мир иначе, чем в горизонтальном положении в кроватке. Разные движения тела приносят ребенку удовольствие, радость, что стимулирует дальнейшее овладение своим телом. Даже падения и ушибы не останавливают малыша от освоения прямохождения. Особое значение имеют для ребенка все те действия взрослого, которые в народной педагогике именуют традициями пестования. Это телесные игры и забавы. В таких известных всем незатейливых играх, как «Идет коза рогатая...» или «Мы ехали-ехали по кочкам-кочкам, да в ямку — бух!» взрослый пестует растущее тело младенца, и оно, по народному выражению, «подходит как тестечко». Для того, чтобы младенец физически и психологически развивался, ему необходим частый физический контакт со взрослым. В этой связи можно утверждать, что избаловать ребенка заботой, любовью и вниманием взрослого в этот период невозможно.

Центральная психологическая функция сознания младенца — сенсомоторика. Сенсомоторика — это психофизиологическое целое, когда движения являются продолжением восприятия. Дифференциация сенсорики и моторики происходит благодаря слову взрослого, которое «вклинивается» в развитие этих функций, делая их самостоятельными. Все другие психические функции (память, мышление, речь) подчинены в своем развитии логике развития центральной функции. Подробнее остановимся на характеристике ощущений и их развитии в младенчестве и других возрастах.

Ощущение — это психический познавательный процесс, в результате которого человек познает только отдельные свойства предмета при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств (анализаторы). Ощущение совместно с восприятием относят в психологии к чувственной ступени познания, к первичному источнику знаний человека. Ощущения связаны с эмоциями. Чувство голода вызывает плач и неудовольствие, как и чувство боли. Нам нравятся или не нравятся определенные цвета, вкусы продуктов, высота звуков. Ощущения вызывают ассоциации (связи) с конкретными людьми, жизненными ситуациями. При недостатке сенсорных стимулов, в условиях изоляции человек испытывает «сенсорный голод», у него могут возникать замещающие реальность иллюзии или психическое состояние сенсорной депривации. Физиологической основой ощущений является работа системы анализаторов: зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных (дающих информацию о внешнем мире), анализаторов, сигнализирующих о состоянии положения нашего тела в пространстве, о положении опорно-двигательного аппарата, о состоянии внутренних органов. На основании этих видов анализаторов дают классификацию ощущений. Анализатор — специальный нервный аппарат, передающий нервные импульсы, устроенный следующим образом: рецептор (принимающее устройство), проводящие в определенный участок мозга пути, называемые афферентными и эфферентные пути, направленные обратно к рецептору, корковый участок анализатора, который находится в коре головного мозга. При повреждении одного из участков анализатора получение ощущения невозможно.



Ощущения характеризуются свойствами. Одно из самых важных свойств ощущений — это чувствительность. Какой силы должен быть раздражитель, чтобы мы получили ощущение? Если вы закроете глаза, а кто-то положит вам на открытую ладонь кусочек ваты, то у вас не возникнет тактильного ощущения. Каков должен быть объем ваты, чтобы почувствовать ее вес? Одному человеку нужно положить больший объем, другому — меньший, чтобы возникло соответствующее ощущение. Таким образом, не всякое раздражение вызывает ощущение. Раздражитель должен достигнуть определенной величины. Чувствительность характеризуется порогами ощущений. Та наименьшая сила раздражителя, которая вызывает ощущение данного вида, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Но если раздражитель сверхсильный, то он может не восприниматься и перерасти в болевое ощущение. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущений. Чувствительность анализатора обратно пропорциональна силе раздражителя: чем меньше сила раздражителя, чем выше порог чувствительности. Чувствительность анализаторов у все людей разная! Это входит в индивидуальную характеристику личности. Мы говорим, что человек чувствителен к высоте звуков, у него высокий порог звуковой чувствительности. Он не переносит, когда кто-то громко разговаривает рядом с ним, морщится, отходит от собеседника, говорит, что ему звук «режет уши», хотя другим людям кажется, что громкость разговора «нормальная».

К моменту рождения у ребенка есть все анализаторные системы, они сформированы, имеют высокий уровень развития и способны к относительно тонкой дифференциации. Однако готовность анализаторов в младенчестве к работе неодинакова. Дистантные анализаторы лучше развиты, поэтому ребенку раньше доступны зрительные и слуховые ощущения. Моторный аппарат младенца менее подготовлен к функционированию, проходит в своем формировании ряд последовательных этапов. Движение рук и ног осваивается через упражнения. Анализаторы младенца работают изолированно друг от друга, не представляют из себя системы, их функционирование пока не согласовано. Первичный факт работы анализаторных систем — появление зрительно-слухового сосредоточения к четырем-шести неделям жизни (вспомните, это компонент «комплекса оживления»). Ранним достижением в развитии ощущений является феномен зрительно-двигательной координации анализаторов, когда глаз и движение ребенка начинают действовать согласованно. Глаза ребенка двигаются, голова поворачивается в поисках предмета сосредоточения, а к четырем месяцам он уже активно реагирует на увиденное (двигается, повизгивает, радуется). После «слияния» работы анализаторов, зрение начинает побуждать к движению, ребенок стремится приблизить к себе увиденный им предмет. Под влиянием зрительных воздействий, совместной деятельности со взрослым происходит развитие «человеческой» руки, становление действий с предметами, зрительно-двигательной координации. Результаты исследований Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой подтверждают, что акт хватания с последующим удержанием предмета есть итог развития координации глаз — рука (около трех месяцев). Взрослые спонтанно обучают ребенка хватанию, сосредотачивая внимание малыша на предмете и поднося его на расстояние, с которого ребенок начинает направлять руку к предмету, и удаляют предмет, вынуждая младенца тянуться за ним. Далее интенсивно развиваются разнообразные повторные движения (похлопывания по предмету, размахивание им, перекладывание из руки в руку, дети ударяют одним предметом о другой). Появляются и цепные движения, которые представляют собой ряд отдельных дифференцированных движений, строго следующих одно за другим. Итак, рассматривание предмета и манипулирование им являются основными действиями с предметами, которые осуществляет ребенок к концу первого года.


Психологи и физиологи обнаружили, что между развитием движений и действий и развитием речи есть положительная корреляция (связь).

Потребность в получении новых впечатлений, ориентировка на новое развивается на протяжении всего второго полугодия жизни младенца и представляет собой уже форму поведения, а не простую реакцию.

Развитие чувствительности в последующих возрастах происходит уже на периферии сознания ребенка под влиянием центральной для этого возраста функции. Так, в раннем возрасте, благодаря слову взрослого, совместной с ним деятельности, самостоятельной деятельности с предметами у ребенка складывается целостный образ предмета (восприятие), он научается различать величину предметов, их свойства, ориентироваться в близком пространстве, происходит становление речевых кинестезий (овладевает моторикой языка для произнесения сложных слов, фонематического слуха и т. д.). Происходит активное развитие «действия на глаз», когда глаз начинает «забегать» вперед движения руки и управлять ею. Таким образом, к трем годам у ребенка складывается сенсорная система — основа развития познавательной сферы. Это означает, что дети эпохи раннего детства могут рассуждать о предмете только тогда, когда они находится у них перед глазами, когда они могут взять его в руки, непосредственно взаимодействовать с ним. В последующих возрастах чувствительность развивается за счет целенаправленного обучения (рисование, музыка, письмо), что создает основу для эстетического воспитания ребенка, включения его в более широкую культурную среду. С учетом доминирования чувственного способа познания у детей до 10 лет строится методика обучения детей. Это психологическое обоснование принципа наглядности. В современном образовании чаще говорят не о наглядности, а о визуализации. Любое научное явление, предмет, его строение и функционирование учитель стремится представить ученикам с помощью компьютерных технологий в трехмерном изображении, а не на картинке, схеме или реальном предмете. Текст, который произносит учитель, он визуализирует на слайдах. Как вы думаете, визуализация реализует принцип наглядности в образовании? Происходит опора на чувственный опыт ученика?

В ходе манипулирования предметом ребенку открываются его новые качества. При переходе в ранний возраст предметные действия, способы действия с предметами становятся содержанием общения ребенка и взрослого, т. е. происходит смена типа общения.


Центральным новообразованием литического периода младенчества является чувство доверия к близкому взрослому (Э. Эриксон), а через него — к другим людям, миру в целом. О наличии веры во взрослого можно судить по легкости кормления ребенка, его глубоком сне и нормальной работе кишечника. Первое социальное достижение младенца состоит в готовности позволить матери исчезнуть из виду безо всякой чрезмерной тревожности или гнева, поскольку ее существование стало внутренней уверенностью, точно также, как и ее новое появление — предсказуемым. Такое постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формируют зачаточное чувство собственной индивидуальности.

Л. С. Выготский в качестве центрального новообразования младенческого возраста указывал на появление в сознании ребенка позиции общения со взрослым — «пра — мы», которую он начинает к концу года занимать преднамеренно. Феноменологически это проявляется в активном привлечении взрослого к своим действиям, управление его поведением для удовлетворения своих желаний. Так, проснувшись раньше родителей, малыш не плачет, а тянется к взрослым, демонстрируя жестами свои желания. В новых ситуациях ребенок со здоровой привязанностью к взрослому, привлекает его к изучению новых предметов, показывает ему, что его интересует, спешит поделиться своим открытием, радостью или огорчением.

Младенческий период завершается кризисом одного года, первые проявления которого заметны уже к восьми-девяти месяцам. Кризис одного года отделяет младенческий период от раннего детства. На поведенческом уровне прохождение кризиса одного года сопровождается протестами ребенка против попыток взрослого управлять им, чрезмерной капризностью, требованием повышенного внимания; ребенок настаивает на самостоятельном выполнении отдельных действий, отказывается от предметов и пищи, предлагаемой взрослыми, требует выполнения своих желаний криками и истериками. Одно из желаний, связанных с вхождением в кризис одного года, — это стремление малыша занять вертикальное положение и ходить. По определению Л. Б. Филонова, кризис одного года — это кризис возражений: ребенок противопоставляет желаниям взрослого, которые были до этого программой поведения, свои желания и высказывает первые неудовольствия не только по поводу реальной ситуации, но и вне ее контекста. Автор видит достижения кризисного возраста в переориентации взрослого на возможные несогласия ребенка. Взрослый начинает контролировать свое поведение относительно ребенка как человека, имеющего собственный взгляд на окружающее. После прохождения этого кризиса ребенок может приобрести или социальные качества — дисциплинированность, сотрудничество, или нейтральные — тревожность, конформизм, или негативные — агрессивность, эгоизм.