Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
получить поддержку, необходимую для самоутверждения. Как отмечают возрастные психологи, юноши и девушки, общаясь с представителем противоположного пола, заменяют доминирующую в подростничестве физическую коммуникацию (объятия, щипки, поглаживания, прикосновения) на словесное общение (комплименты, ирония, остроумные шутки, игровые намеки). Для девушек чаще эмоциональной отдушиной выступают дневники.

В юношеском возрасте меняется формат общения со взрослыми. Восстанавливаются эмоциональные контакты на сознательном уровне, обсуждаются планы на будущее, жизненные перспективы. В родителях и наставниках молодые люди обретают советчиков и друзей, но на определенном уровне дистанции: это значимое общение, но не интимное (Р. М. Грановская).

Восприятие времени в юности.

В психологическом времени жизни для молодых людей акцентировано будущее. Настоящее — это только подготовка к будущей, подлинной (взрослой) жизни. Оно облегчает молодому человеку переживание неприятностей и разочаровании, позволяя с легким сердцем относится к ним. Обратной, негативной стороной такого отношения является пониженное чувство ответственности. Юноша, живя предвкушением будущего, в то же время желает получить результаты немедленно или в самое ближайшее время. Указанное противоречие, по мнению Грановской, имеет физиологические и психологические причины: для юноши время тянется немного медленнее, чем для зрелых людей.

Зрелость наступает тогда, когда молодой человек понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно. Преодоление этих иллюзий побуждает зрелого человека прикладывать определенные усилия для реализации жизненных планов. Разрушению иллюзий способствует определенный уровень развития познавательной сферы.

Особенности мышления.

Когнитивное развитие в возрасте юности характеризуется появлением дивергентного мышления. Взрослеющий человек начинает осознавать, что любое понятие не имеет однозначного толкования, истинность понятия или действия можно оценить только в контексте целостной ситуации. Теоретическое осмысление себя и мира приводит к построению абстрактных, теоретических моделей себя и мира. На этом основании юношеский возраст называют возрастом, от которого «всегда веет гениальностью» (В. В. Зеньковский) или возрастом «метафизической интоксикации» (И. С. Кон).


Выявлено, что чем ниже интеллектуальный уровень юноши, тем менее реалистична эта модель. Все другие познавательные процессы (внимание, память) зависят от складывающегося в этом возрасте стиля мышления.

В целом большинство авторов характеризуют юношеский возраст как период некоторой стабилизации по сравнению с подростковым возрастом. Юноши более оптимистичны, эмоционально уравновешены, внутренне самостоятельней. Равновесие внутреннего мира юноши нарушается необходимостью самоопределения, как личностного, так и профессионального.

Проблема самоопределения и развитие мировоззрения в юности.

Самоопределение можно определить как готовность человека осознанно и самостоятельно планировать, а потом реализовать перспективы своего развития. Самоопределение — важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение (система взглядов и убеждений) и связано с новым восприятием времени. Молодой человек задает себе вопросы: Что значу я в этой жизни? Каковы мои возможности? Какое место я занимаю в этом мире? С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Необходимость самоопределения порождает специфические страхи будущего у юношей и девушек, своей несостоятельности. Кроме этого в юношеском возрасте молодые люди, как и подростки, тревожатся о своей внешности, боятся физического насилия со стороны незнакомых лиц. По данным социологов, у старшеклассников тревогу порождают такие факторы, как неуверенность в завтрашнем дне, невозможность трудоустройства; состояние собственного здоровья; отношения с родителями и сверстниками.

Ведущий вид деятельности — учебно-профессиональная деятельность. В связи с необходимостью самоопределения в юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации. Учеба начинает рассматриваться молодыми людьми как предпосылка будущей профессии, поэтому в качестве ведущего вида деятельности в данном возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности.

Традиционно юношеский возраст рассматривается с позиции профессионального выбора. Е. А. Климов специально выделяет в стадиях становления профессионала стадию оптации, которая приходится на рассматриваемый возраст, когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от лат. — «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11—12 до 14—18 лет. Основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности (Л. А. Головей). В 16—17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов.



Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная.

Онтогенез профессионального самоопределения. Личностное самоопределение.

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения. Второй этап — подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю историю, стану-ка я историком!»), далее с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным — стану врачом»). Четвертый этап, по мнению И. С. Кона, — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации.

Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В современных условиях подросток 13—14 лет должен выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении.

В широком смысле самоопределение в этом возрасте включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы поло-ролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения.

Возникший не так давно термин «личностное самоопределение» большинством отечественных авторов анализируется в контексте профессионального самоопределения. В зарубежной психологии личностное самоопределение очень близко по своему содержанию к понятию «личностная идентичность». Э. Эриксон определил
идентичность как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении.

Идентичность достигается как благоприятный психосоциальный исход к концу ранней юности (18 лет), если этого не происходит, то развитие периода заканчивается приобретением феномена «диффузной идентичности», т. е. происходит смешение ролей. Выделяется четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: выбор профессии и профессионального пути; принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; выработка политических взглядов; принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства (А. Ватерман).

Исследования последних лет уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д. В. Каширского доказывается, что возраст 16—17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Кризис в системе ценностей происходит в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в вуз). Кризис 17 лет — это кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки. Автор доказывает, что на содержание системы ценностей в раннем юношеском возрасте оказывают влияние практика реальных выборов и профиль образования. Значимые социально-половые различия в содержании ценностных ориентаций автором обнаружены только при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту.

Социальная ситуация развития в юношестве.

Социальная ситуация развития в юношестве задается ситуацией множественных социальных выборов. Предельно формально выбор определяется как действие субъекта, когда он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой на определенном основании (Е. Ф. Василюк). Этим основанием могут быть только ценности. Чистая культура выбора всегда трагична, происходит отрицание отдельных альтернатив в угоду другим. Качество выбора, как его содержательная характеристика, связана с глубиной оснований предпочтения и с ясностью альтернативных смыслов жизненных отношений. История личности — это история ее выборов, и для познания этой личности продуктивнее анализировать отвергнутые ею альтернативы.


Понятие «выбор» в культурно-исторической теории используется для характеристики свободы и воли. Так, свобода — это выбор между возможностями, определенными не извне, а изнутри самим человеком. Л. С. Выготский отмечает, что овладение «реакцией выбора» связано с процессом обучения произвольному управлению своей деятельностью. В волевом действии автор выделяет два процесса: исполнительный и замыкательный. Для первого характерно наличие вспомогательного стимула, а для второго — борьба мотивов. Именно в замыкательном поле осуществляется процесс свободного выбора. Волевое решение человек принимает при выборе более трудного мотива. В ситуации, требующей личностного выбора, при разрешении конфликта между противоборствующими мотивами взрослеющий человек прибегает к внутренним средствам и приемам овладения своим собственным поведением. Часть этих средств он освоил с помощью взрослых и сверстников в процессе общения, часть он изобретает, открывает, чтобы решить возникшую проблему. По мнению Выготского, типичным случаем борьбы мотивов является борьба аффекта (хочу) с интеллектом (логические рассуждения о последствиях выбора). Выбор ответственного поведения — это момент появления новой воли. Воля, на которую влияют разумные доводы и доказательства, лежит в основе свободы выбора и реализации ответственного поведения. Таким образом, свободный выбор — это воля плюс интеллект. Слепая воля и несвободный выбор проявляются в ситуациях, когда отсутствует борьба аффекта и интеллекта, а воля «базируется» на аффекте. Таким образом, воля становится средством выбора, а его результатом — самоопределение.

Воля как центральное новообразование юношеского возраста.

В исследованиях Г. Г. Кравцова и И. В. Сысоевой показано, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежат процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста.

Воля — это специализированный процесс, направленный на преодоление трудностей и препятствий. Все психические процессы по участию в них воли делятся на произвольные и непроизвольные. Превращение элементарных психических функций в высшие в процессе онтогенеза связано с произвольностью. Включаясь в течение элементарных функций, воля перестраивает их, делает подвластным человеку, сознательно управляемыми им. Развитие волевой сферы в онтогенезе оказывается главным руслом развития личности, обеспечивающим единство аффекта и интеллекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициатива. Волевое действие в отличие от произвольного всегда имеет личностный смысл, характеризует целостную личность, ее инициативность. Произвольность — характеристика некоторой частичности субъекта.