Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д.Б. Эльконина
Периодизация Д. Б. Эльконина — это творческое развитие идей П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева о социально-культурной обусловленности детского развития, общении как движущей силе психического развития, ведущей деятельности. В новейшей психологии данная периодизация психического развития является наиболее востребованной в понимании и объяснении процесса развития и его движущих причин. На ее основе разрабатываются стратегии воспитания и обучения детей в России.
Эльконин предложил другое понимание психического развития. Он рассмотрел две системы «Ребенок» и «Мир» в отношениях к друг другу. Согласно его концепции, смена стадий развития подчинена закону чередования типов отношений ребенка и окружающего мира (социального и предметного). Первый тип отношений — «ребенок — общественный взрослый»; второй — «ребенок — общественный предмет». Эти отношения составляют специфику социальной ситуации развития ребенка. В онтогенезе сначала устанавливается между ребенком и миром первый тип отношений, через которые он ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, у него происходит становление мотивационно-потребностной сферы, развитие эмоционально-волевых качеств личности. Только потом ребенок вступает во второй тип отношений с миром, через которые осваивает общественно выработанные способы действия с предметом. Данный тип отношений обеспечивает становление операционально-технической сферы, познавательных процессов. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, так как они взаимодополняют друг друга. Но в каждом возрастном периоде одна из тенденций является преобладающей. Каждому типу отношений соответствует ведущий вид деятельности, в котором этот тип отношений реализуется и осваивается.
Первому типу отношений соответствуют интимно-личное общение ребенка со взрослым, игра, общение со сверстником. Второй тип отношений реализуется в предметной деятельности, учебной и учебно-профессиональной деятельностях Парность периодов составляет эпоху детства. Всего автором выделено три эпохи: «раннее детство», «детство» и «подростничество». Каждая эпоха включает в себя два периода. Общая закономерность смены периодов такова, что сначала ребенок ориентируется в смыслах человеческой деятельности, переходя в следующем периоде к ее освоению.
Динамика переходов от одной эпохи к другой и от одного периода к другому связана с кризисами развития. Кризисы обозначают начало и окончание возрастного периода. Всего в детском возрасте Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.
Первый период — младенчество (0—1 год). Ведущая деятельность — непосредственно-эмоциональное общение, доминирует мотивационно- потребностная сфера.
Второй период — раннее детство (1—3 года). Ведущая деятельность — предметная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых способов действий с предметами, познает функции предметов. Преобладает операционно-техническая сфера.
Третий период — дошкольное детство (3—6 лет). Ведущая деятельность — игра, доминирует в развитии мотивационно-потребностная сфера.
Четвертый период — младший школьный возраст (7—10 лет). Ведущая деятельность — учебная, дети осваивают учебные действия. В развитии преобладает операционно-техническая сфера.
Пятый период — подростковый возраст (10—15 лет). Ведущая деятельность — общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении, во взаимоотношениях с людьми появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Доминирует мотивационно-потребностная сфера.
Шестой период — ранняя юность (15—17 лет). Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. В этот период происходит ориентация юноши на его будущее, дифференцированное отношение к учебным предметам, знание которых необходимо для освоения будущей профессии. Операционно-техническая сторона деятельности преобладает.
Итак, определяя возраст, как относительно замкнутый период детского развития, Эльконин характеризовал каждый такой период (возраст) главными показателями — социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности, центральным возрастным новообразованием.
При решении проблемы периодизации в отечественной педагогической науке учитываются выделенные критерии возрастного развития ребенка, однако, учитываются и исторически сложившаяся система воспитания. Поэтому в современной отечественной педагогической науке и образовании принята следующая периодизация:
— младенческий возраст (0—1 год);
— ранний возраст (1—3 года);
— дошкольный возраст (3—6 лет), где выделяют младший дошкольный возраст (3—4 года), средний (А—5 лет), старший (5—6 лет);
— младший школьный возраст (7—10 лет);
— средний школьный возраст (11—14 лет);
— старший школьный возраст (15—18 лет).
Психологический возраст младенчества (0—1 год). Особенности воспитания и обучения ребенка младенческого возраста
Следуя логике периодизации детства, любой возрастной период начинается с критического возраста. Первый кризис развития ребенка — это кризис новорожденности. Он длится с момента рождения до 12—14 недель. Период новорожденности, по словам Л. С. Выготского, — самый своеобразный из всех периодов детского развития. Он стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе самым ярким кризисом развития. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, изменяется весь строй его жизни, характеризует начальный период внеутробного развития. Основная задача периода новорожденности — адаптироваться к новым условиям жизни, выжить, так как изменяется тип дыхания (дышит воздухом), тип питания (нужно проявлять активность и самостоятельно добывать пищу — сосать грудь матери), меняется температурный режим (от 36° в утробе матери до 18—20° окружающей среды) и т. п. В приспособлении к новым условиям жизни ребенку «помогает» большой набор врожденных (безусловных) рефлексов, а также забота и уход близких людей. Без взрослого ребенку не преодолеть этот сложный кризисный период жизни. Традиционно новорожденный считается беспомощным существом, но исследования последних лет показывают, что у ребенка есть большой потенциал выживаемости. Существуют и тенденции к переоцениванию этих возможностей. Например, предлагают обучать ребенка чтению с момента рождения (система Глена Домана), плавать и т. п.
В последние десятилетия актуализировались поиски методов исследования развития ребенка во внутриутробный период, возможностей влияния матери на развитие некоторых способностей плода. В русле культурно-исторической теории развития приоритетные направления исследования связаны с изучением психологического состояния матери и ее ближайшего окружения. Работы Г. Г. Филиповой, М. Е. Ланцбург посвящены специфике развития психологической готовности к родительству в целом и материнству в частности во взаимосвязи с развитием ребенка во внутриутробном периоде и первые месяцы после рождения. Динамическая система «мать — дитя», которая формируется в перинатальный период и распадается в кризисе трех лет, обеспечивает удовлетворение потребностей ребенка в развитии и потребности женщины в материнстве (М. Е. Ланцбург). При рождении ни одна потребность ребенка не может быть удовлетворена им самостоятельно. Взрослый обеспечивает ему выживание, удовлетворяя его биологические потребности и психическое развитие, его социальные и индивидуально-психологические потребности. Взрослый организует жизнь младенца в едином ритме с ним, становится чувствительным к его проблемам и спешит их удовлетворить. Если родителю удается это сделать, то к 12—14 неделям жизни ребенка критический возраст заканчивается. Новорожденный переходит в стабильный возраст собственно младенчества. Известно, что новорожденный большую часть времени спит (бодрствование составляет примерно 6 ч) или находится в полудреме. Островки бодрствования, активного бодрствования появляются ближе к концу критического периода (10—12 недель). Ребенок при появлении взрослого сосредотачивает свой взгляд на нем, замирает, улыбается, а потом начинает хаотично двигать ручками и ножками, издавать голосовые реакции (вокализировать), следить за перемещениями родителей (зрительно-слуховое сосредоточение). Такое поведение ребенка называют «комплексом оживления». Впервые его описали отечественные психофизиологи Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигу- рин, М. П. Денисова.
«Комплекс оживления» — первая социальная реакция, выработанная прижизненно. Эта поведенческая реакция указывает на появление в психике (сознании) ребенка новообразования кризиса новорож- денности — «индивидуальной психической жизни» (Л. С. Выготский), на возросшие возможности малыша, появившиеся потребности в познании и общении.
Социальная ситуация развития младенческого возраста — ситуация «пра — мы». Это неповторимая общность, которая соединяет мать и ребенка одним ритмом и дыханием жизни. Ребенок для матери настолько значим, что она предвосхищает его желания. Чем ярче и полнее проживается ребенком симбиотическое единство с матерью в младенческом возрасте, тем гармоничнее складываются его отношения с окружающим миром и самим собой в будущем. Специфика социальной ситуации развития младенчества отражена в главном противоречии возраста: ребенок хочет и стремиться к общению со взрослым, но у него отсутствуют речевые средства реализации этого желания.
В развитии речи как средства общения выделяются две связанные между собой линии: понимание речи взрослого и становление собственно активной речи. Развитие понимания речи взрослого опережает развитие собственной речи ребенка. Понимание изначально ситуативно. Например, только на руках у мамы на вопрос с особой интонацией «Где часы?» ребенок поворачивает голову в сторону хронометра. Смысла слова «часы» ребенок еще не понимает. Спросите его с другой интонацией, на руках у другого человека — результат будет отрицательный. Позже ситуативность общения и поведения ребенка снижается, по мере освоения слова как средства общения, что происходит ближе к трем годам. Собственно активная речь младенца в своем становлении проходит ряд этапов: первые вокализации и гуление (пропевание гласных звуков: а—а—а), которые уже входят в состав комплекса оживления. В начале второго полугодия появляется лепет (произнесение слогов: ба—ба—ба; па—па—па; да—да—да), и к 8,5—9,5 мес. ребенок вокализирует модулированным лепетом (лепет с интонированием) или лепетным говорением. К концу года в речи ребенка появляются первые слова (от 5—6 до 10—12). Это простые слова, содержащие повторяющиеся слоги (мама, баба, дай и др.), слова-звукоподражания (му—му; ав—ав).
Но в основном младенчество — это возраст доречевого общения: ребенок использует невербальные, паралингвистические средства: эмоциональные реакции (крик, плач и позже смех), указательный жест. Только к концу года после прохождения ребенком кризиса одного года речь начинает выступать в функции коммуникации, т. е. установления связи.
Ведущей за собой развитие деятельностью в младенчестве является эмоционально-физическое общение ребенка со взрослым. Далеко не всякое общение развивает ребенка! Только то, которое удовлетворяет его основные психологические потребности. Историческими фактами и многочисленными зарубежными и отечественными исследователями (А. Адлер, Л. И. Божович, Дж. Боулби, М. И. Лисина, Й. Лангмейер и 3. Матейчек, В. С. Мухина, X. Ф. Харлоу, А. Фрейд и др.) доказано, что удовлетворение органических потребностей, предоставление разнообразной сенсорной информации младенцу не обеспечат возрастно-нормативного психологического развития, если ребенку будет не доставать эмоционально-телесного контакта со взрослыми. В психологии развития хорошо известны феномены депривации, госпи- тализма (психическое и физическое отставание в развитии младенцев), недоразвития, искаженного развития как следствия недостаточности эмоционального контакта ребенка и ухаживающего за ним взрослого. Телесный контакт, поглаживание, эмоционально-позитивный тон речи, пение, покачивание, совместные игры со взрослым, сидя у него на коленях или руках — вот основной перечень способов общения взрослого с ребенком. В традициях фольклора всех народов существуют особые виды текстов для младенцев, называемые материнским фольклором. Это колыбельные песни, пестушки, потешки, которые дают понять ребенку на доступном ему «языке», что он нужен, любим, важен для взрослого, что этому миру можно доверять, он безопасен.
С точки зрения М. И. Лисиной, ребенок уже с первых недель своей жизни становится субъектом общения. А примерно к двум месяцам жизни у него формируется потребность в общении. Предмет этой потребности — другой человек.
Специфика коммуникативной потребности состоит в устремленности ребенка на понимание и оценку себя и других людей — тех, с которыми он общается. Результатом освоения деятельности общения является «образ Я»: первичное эмоциональное отношение к себе (собственно самооценка) и знание о себе (оно мизерно, ограничивается сигналами о «жизни тела»). Потребность в общении на протяжении первого года жизни ребенка содержательно изменяется, равно как формы ее проявления. Первое полугодие у младенца преобладает потребность в доброжелательном внимании взрослого. А с шести месяцев до трех лет общение со взрослым должно удовлетворять его потребность в сотрудничестве.
На период младенчества приходятся две формы общения.
Ситуативно-личностная форма общения появляется примерно в два месяца и имеет самое короткое время существования — до шести месяцев. Место общения — общение с близкими людьми, обеспечивающими выживание ребенка. Мотив — личностный, взрослый — индивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка. Средства общения — экспрессивно-мимические. Ребенок первого полугодия жизни четко реагирует на различия в интенсивности внимания взрослого (появление, улыбка, разговор), но не умеет еще отличать их от отрицательных экспрессий взрослого (укоризна, гнев). Лишь во втором полугодии дети начинают адекватно реагировать на подобные экспрессии: хмурятся, плачут, отстраняются. Своеобразие общения младенцев также состоит в том, что в первом полугодии жизни,