Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между процессами обучения и развития в образовании понятий должны существовать отношения позитивного характера. Обучение должно рассматриваться как один из основных источников развития научных понятий; образование понятий является особым, своеобразным способом мышления. Центральным, существенным моментом всего этого процесса является функциональное употребление знака или слова в качестве средства, с помощью которого только в подростковом возрасте ребенок подчиняет своей власти собственные психологические операции. Благодаря им он овладевает течением собственных психологических процессов и направляет их деятельность на решение стоящей перед ним задачи. Образование понятий, генетически связанное с переходным возрастом, являясь функцией социально-культурного развития, охватывает как содержание, так и способы мышления подростка. Путь, приводящий к развитию понятий, складывается из трех основных ступеней. Коротко опишем их.
Первой ступенью в становлении понятий, характерной для поведения ребенка раннего возраста, является образование неупорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов на основании неоформленного синкретического сцепления отдельных элементов, имеющих субъективную значимость во впечатлениях ребенка и приводящих к нерасчлененному слитному образу (вспомните автономную речь ребенка). Э. Клапаред называл эту тенденцию синкретизмом детского восприятия, П. П. Блонский — бессвязной связностью детского мышления. Это производство субъективных связей имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития мышления, так как оно является основой для дальнейшего процесса отбора соответствующей действительности и проверяемых практикой связей. Значение какого-либо слова у ребенка, находящегося на данной ступени развития понятий, по внешнему виду может на самом деле напоминать значение слова у взрослого человека (особенно когда оно относится к конкретному предмету окружающей действительности).
Вторая ступень — это мышление в комплексах, свойственное дошкольному возрасту. Обобщения, создаваемые с помощью этого способа, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов, или вещей, объединенных уже не только на основании субъективных связей, устанавливаемых во впечатлении ребенка, но и на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами. Ребенок, переходящий к этому типу мышления, преодолевает уже в известной степени свой эгоцентризм, перестает принимать связи собственных впечатлений за связь вещей и совершает шаг в сторону связного и объективного мышления. Но эти комплексы мышления отражают объективные связи другим способом, чем понятия, характерные для мышления подростка. Ребенок мыслит «фамильными» именами, т. е. в основе комплекса лежит не абстрактная и логическая, а конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав. Далее на этой ступени развития понятий появляются
понятия-коллекции, в основе которых лежит обобщение вещей на основе их функционального сотрудничества. Заканчивается этот этап появлением псевдопонятий (дети младшего школьного возраста). С внешней стороны это понятие, а с внутренней — еще комплекс, обычно построенный по ассоциации. Ребенок на этом этапе развития понятий мыслит в качестве значения слова те же предметы, что и взрослый, но мыслит иным способом, с помощью иных интеллектуальных операций. В основе образования псевдопонятий лежит то обстоятельство, что ребенок не свободно образует комплексы, объединяя предметы в целостные группы, а находит в речи взрослых слова, связанные с определенными группами предметов. Отсюда детский комплекс совпадает по своей предметной отнесенности с понятиями взрослого. Псевдопонятия являются переходным мостиком и одним из корней развития истинных понятий. Взрослому при воспитании и обучении ребенка важно помнить, что за одним и тем же словом у взрослого и ребенка стоят разные значения, которые необходимо уточнять, чтобы добиться высоких результатов в обучении.
Понятие в его естественном развитом виде предполагает не только обобщение отдельных конкретных элементов (что делает комплексное мышление), но и выделение, абстрагирование, умение рассматривать выделенные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны.
Генетической функцией третьей ступени в развитии детского мышления является развитие расчленений, анализа, абстракций. Выделенный признак является привилегированным и служит основной для включения предметов в общую группу. На этом этапе слово становится знаком. Этим знаком можно воспользоваться различными способами. Ребенок приходит к мышлению в понятиях в переходном возрасте, возрасте кризиса и созревания мышления, но он отнюдь не расстается с более элементарными формами. Даже взрослый человек далеко не всегда мыслит в понятиях. Очень часто мышление совершается на уровне комплексного понятия, оставаясь не более чем общими представлениями, обладая всеми признаками понятия с формальнологической точки зрения, но не являясь таковым с диалектической позиции.
По уровню развития мышление кроме понятийного может быть наглядно-действенным (возможность мыслить только в конкретной наглядно данной ситуации с одновременным манипулированием предметом, осуществляя двигательные пробы) и наглядно-образным (человек мыслит с опорой на изображение предметов, схемы, рисунки или образы представлений).
Словесно-логическое или понятийное мышление функционирует, как было сказано выше, на базе языковых, знаковых средств. Оно призвано выполнять синтезирующую и упорядочивающую функции. Благодаря этому виду мышления подросток получает возможность выделить и интегрировать существенные свойства объектов своего анализа, что создает основы для логической связи явлений внутреннего мира. Если школьник мыслит, припоминая, то подросток припоминает, мысля. Этот же вид мышления делает его независимым от ситуации, наличных внешних связей. Подростки способны решать интеллектуальные задачи, исходя из сделанных заранее гипотез и предположений, рассуждать об идеалах, создавать теории и т. п., одним словом, у них происходит становление основ мировоззрения. Эти достижения тесно связаны с интеллектуальным развитием ребенка. «Новое сигнификативное употребление слова, т. е. употребление его в качестве средства образования понятий, — вот что является ближайшей психологической причиной того интеллектуального поворота, который совершается на рубеже детского и переходного возрастов» (Выготский, 1999).
Все познавательные процессы и функции интеллектуализируются. Воображение, сближаясь с теоретическим мышлением, дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься различными видами конструирования. Но далеко не все из них стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя все используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.
Творческое мышление — это порождение новых идей, новых способов решения задач в противовес стереотипному мышлению. Однако в процессе обучения творческое мышление развивается только в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов педагога. Благодаря мышлению в понятиях подросток пытается осмыслить любую практику, именно эта потребность и поиски способов ее разрешения составляют содержание социальной ситуации развития подростка. Зная названное отношение подростка к действительности в общении с ним «легче» приводить теоретические аргументы, задавать смысловые вопросы, побуждающие подростка самостоятельно найти ответы, чем «читать нравоучения», приводя в пример свое прошлое или запугивая будущим.
В учении подростки испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Если познавательные интересы не получают удовлетворения, то дети испытывают на уроках скуку, апатию, а иногда и отрицательное отношение к учебному предмету, который неинтересно преподается. Для подростка в учении важно понимание значимости знаний, их жизненное значение для самопознания.
Резюме. Подростковый возраст характеризуется интимно-личностным общением со сверстниками как ведущим видом деятельности. Центральная психологическая функция сознания подростка обусловлена развитием мышления в понятиях, т. е. мышления высшего уровня. Самосознание как основное новообразование подросткового возраста связывается с овладением человеком самим собой, с процессом самопознания, уровнем развития мышления и воли. Интересы подростка группируются в соответствии с доминантами эгоцентризма, усилия, романтики и доминантой дали. Развивается словесно-логическое мышление, благодаря которому подросток получает возможность выделить и интегрировать существенные свойства объектов своего анализа, что создает основы для постижения собственного внутреннего мира. Рождается потребность в уединении и переживание одиночества, как особые формы общения подростка с самим собой. Возникает целенаправленность, складывается индивидуальная структура ценностей. Специфика обучения и воспитания подростков связана с интеллектуализацией познавательных процессов и функций. Проектная деятельность и чтение позволяют подросткам знакомиться с новые жизненными позициями, приобретая собственный опыт. Стремление к самоопределению знаменует завершение подростничества и переход к юности.
Психология ранней юности (15—18 лет). Особенности самоопределения юношей и девушек
Детство человека завершается возрастом ранней юности. Содержание развития в этом периоде продолжает уточняться современными учеными, так как только в середине XX в. он был включен в периодизацию детства. Мы опишем юность в сравнении с предыдущим подростковым возрастом. Вместе они составляют возраст перехода от детства к взрослости. По мнению многих исследователей развитие самосознания в юношестве продолжает оставаться «генеральным» содержанием возраста. Но в отличии от отрочества в самосознании юноши происходят важные изменения, которые ярче видны именно в сравнительном контексте.
Развитие самосознания в юности.
Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели, транслирует свой образ в будущее, сознательно подражает идеалу. В отличие от подростка, юноша соотносит имеющийся у него идеал с окружающими его людьми. Он пытается в живых реальных ситуациях и близких людях увидеть этот идеал. Но так как это в принципе невозможно, юноша конфликтует с этими людьми. Для него то, что соответствует его идеалам, положительно, а то, что не соответствует, — отрицательно. Юношеский максимализм — причина частых разочарований. Этот возрастной период образно характеризуют как период «черно-белой» логики. Только продолжающийся развиваться процесс самопознания позволяет юноше скорректировать свою оценку и найти равновесие между своей позицией и позицией других людей и начать соотносить идеал со своими личностными чертами. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Негативным следствием этого осознания может быть внутренняя напряженность, усиливающая чувство одиночества. Данное чувство активирует потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность в выборе друзей.
Развитие общения, дружба и любовь.
Избирательность в общении приводит к тому, что большое значение в ранней юности приобретают дружба и романтическая любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это сензитивный возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Те из юношей, которые не научаются данному умению, с большим трудом обретают друзей в течение последующей жизни. Кроме того, дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства,