Файл: Программа по предмету Технология на уровень основного общего образования (для 59хклассов) пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Трудового воспитания:
-
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; -
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; -
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; -
готовность адаптироваться в профессиональной среде; -
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; -
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
-
Экологического воспитания:
-
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; -
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; -
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; -
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; -
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
-
Ценности научного познания:
-
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; -
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; -
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; -
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; -
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; -
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; -
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; -
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; -
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; -
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; -
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; -
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; -
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; -
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
-
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); -
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; -
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; -
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; -
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; -
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; -
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; -
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
-
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; -
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; -
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; -
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; -
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); -
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; -
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
-
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; -
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; -
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; -
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; -
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; -
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
-
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
-
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; -
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; -
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; -
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; -
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; -
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; -
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); -
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
-
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; -
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; -
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); -
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; -
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; -
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
-
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
-
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; -
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); -
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; -
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; -
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
-
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; -
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; -
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; -
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; -
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; -
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
-
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; -
выявлять и анализировать причины эмоций; -
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; -
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
-
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; -
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; -
принимать себя и других, не осуждая; -
открытость себе и другим; -
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-
сформированность целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; -
сформированность представлений о современном уровне развития технологий и понимания трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем, ресурсосберегающей энергетики и других приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации; овладение основами анализа закономерностей развития технологий и навыками синтеза новых технологических решений; -
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; -
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, знаниями правил выполнения графической документации; -
сформированность умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; -
сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; -
сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Модуль «Производство и технология»
5—6 классы:
-
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; -
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме; -
выявлять причины и последствия развития техники и технологий; -
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития; -
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями; -
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности; -
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; -
соблюдать правила безопасности; -
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция); -
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач; -
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов; -
оперировать понятием «биотехнология»; -
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды; -
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».