Файл: Подходы к развитию личности в отечественной психологии и стратегии воспитания в современных энциклопедиях и словарях насчитывается несколько десятков определений личности. Понятие личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подходы к развитию личности в отечественной психологии и стратегии воспитания
В современных энциклопедиях и словарях насчитывается несколько десятков определений личности. Понятие «личность» определяется следующим образом: человек, индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности (Платонов, 1986).
Направление исследований структур личности в отечественной психологии во многом определило следующее положение С.Л. Рубинштейна: «В психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всём этом многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются всё же в реальном единстве личности. Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности, превращающей ее облик в бесформенную туманность, так и другая, противоположная ей, которая видит в личности отдельные черты и, утрачивая всякое подлинное, внутреннее единство психического облика личности, тщетно затем ищет «корреляций» между внешними проявлениями этих черт» (Рубинштейн, 1948).
Одним из первых отечественных исследователей, применивших приведенное положение Рубинштейна при описании структуры личности, стал А.Г. Ковалев. В своей монографии он отмечает, что именно из психических процессов образуются свойства личности, которые связываются друг с другом в процессе деятельности и образуют свойства личности, которые связываются друг с другом в процессе деятельности и образуют сложные структуры, к которым относятся темперамент, направленность, способности и характер (Ковалев, 1965).
Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, существует определенная ограниченность концепции А.Г. Ковалева, проявляющаяся в том, что усилия автора направлены на изложение знаний о личности, а не на исследование ее сущности (Абульханова-Славская, 1997).
Дальнейшее развитие представлений о структуре личности посвящено проблеме индивидуальности и представлено в работах Б.Г. Ананьева и B.C. Мерлина.
В работах Б.Г. Ананьева отмечено, что индивидуальность человека можно понять при условии полного набора его характеристик. В своей работе «Человек как предмет познания» он пишет: «…человек как вид (Homo sapiens) и как человечество (общество в его историческом существовании) составляет основание для любого определения состояний каждого отдельного, единичного человека, являющегося индивидом, личность и индивидуальностью» (Ананьев, 1980). В работах Б.Г. Ананьева предлагается схематическое представление организации характеристик человека и способов развития его свойств. В.С. Мерлин, развивая идеи Б.Г. Ананьева, выделяет системы и подсистемы индивидуальности: система индивидуальных свойств организма (биохимические, общесоматические, свойства нервной системы); система индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности); система социально-психологических индивидуальных свойств (социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических общностях).
Б.Г. Ананьев рассматривал человека как развивающуюся систему свойств:
1) человек как индивид (темперамент: активные и реактивные свойства);
2) человек как индивидуальность (характер: когнитивные и аффективные свойства);
3 )человек как субъект (мотивационные стратегии);
4) человек как объект (способности организаторские и коммуникативные).
Главный принцип – единство биологического и социального в человеке – обеспечивается посредством единства характеристик: индивид (носитель биологического), личность, субъект (носитель социального), индивидуальность.
Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации: индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Характеризуя индивида, Б.Г. Ананьев выделяет в его структуре два класса свойств:
1) возрастно-половые;
2) индивидуально-типические:
– эндокринно-биохимические особенности;
– морфологические структуры организма в целом (конституция Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона);
– нейродинамические свойства: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов (И.П. Павлов). Теплов и Небылицын расширили перечень основных свойств динамичностью и лабильностью. Интеграция индивидуально-типических свойств представлена в задатках и темпераменте (психодинамические свойства индивида).
Психологическая характеристика личности включает:
• потребности;
• мотивы;
• способности (общие и специальные);
• характер;
• самосознание
Подходы к пониманию личности и её развития в отечественной психологии связаны с именами таких ученых Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Мясищев, Д.Н. Узнадзе и многие другие.
В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Поэтому личность изучается как саморегулирующаяся система, способная содействовать собственному развитию и совершенствованию.
Личность имеет множество самых различных проявлений. В связи с этим создание целостной картины личности из ее отдельных феноменов, таких, как мотивы, способности, потребности, влечения, черты характера, интеллект, воля, и т.д. представляет значительные трудности. Каждый из феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к отдельному человеку, не может быть квалифицирован как личность. По этой причине психология личности как предмет оказывается разделенной на психологию отдельных феноменов: деятельность - А.Н. Леонтьев, отношения - В.Н. Мясищев и т.д.
В деятельностном подходе к изучению личности в соответствии с пониманием личности А.Н. Леонтьевым: «Личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений». Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления.
«Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся». Разница между понятиями индивид и личность составляет необходимую предпосылку для анализа личности. «Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод научного познания психического отражения, сознания. В изучении индивидуальной психики это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них. Именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или их блоки, так как последние характеризуют не личность, а деятельность.
В свою очередь деятельность определяется через отношение. Деятельностью он называет не всякий процесс, а только те, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Деятельность - это совокупность действий, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию.
В деятельностном подходе одним из главных методологических принципов является тот, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный характер (а не являются только реакцией на различные стимулы).
Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать ответ перед собой и перед обществом, в котором живешь (А.Г. Асмолов).
А.Н. Леонтьев отмечает также, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Процесс формирования индивида продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру. Считается, что личность есть результат процесса вызревания генотипических черт под воздействием социальной среды. Данная интерпретация в той или иной форме свойственна большинству современных концепций личности.
В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и реализует способность стать ею через социально значимую деятельность, т.е. в процессе социализации. Социализация рассматривается как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Способности и функции личности, формирующиеся в ходе развития, воспроизводят в ней исторически сформировавшиеся человеческие качества.
В концепции личности Б.Г. Ананьева, яркого представителя концепции системной организации деятельности (системно-деятельностного подхода), для теоретического описания категорий индивид и личность предлагается следующая система понятий:
– индивид - совокупность в основном биологических свойств человека;
– личность - социальная и психологическая характеристика человека: человек как субъект деятельности и познания - совокупность познавательных и праксеологических особенностей;
– индивидуальность - синтез всех сторон индивида. Б.Г. Ананьев подчеркивает единство биологической и социальной природы человека, где индивид - отдельно взятый человек, независимо от биологической и социальной сути, биологическая природа которого определяется словом организм.
К.К. Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности. Согласно данной концепции личность изучается как сложная динамическая психологическая структура, включающая подструктуры, обусловленные как индивидуальными, так и социальными особенностями человека. При этом подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их обобщения.
В.Д. Шадриков развивает идею динамической структуры и дает определение уже динамической системе: «Динамическая система - это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции». При этом если динамика системы совпадает с прогрессивным развитием, то результатом может быть не только сохранение, но и улучшение функций, а при социальной или биологической деградации личности, наоборот, будет ухудшение.
Таким образом, личность и ее развитие в рамках системно-деятельностного подхода изучается как на основе системного подхода, определяющего структуру личности как динамическую систему, включающую все известные свойства личности и их обобщения, так и на основе деятельностного подхода, где личность рассматривается через социально значимую деятельность.
Теоретические принципы и методология системогенетического подхода к деятельности определяют «новую методологию познания сложных объектов, пришедшую на смену аналитическим исследованиям». В.Д. Шадриков выделяет ряд положений системного подхода к исследованию сложных объектов познания:
– объекты познания есть целостные образования, полиструктурные, многоуровневые, сложные;
– объекты познания являются системой, состоящей из компонентов и элементов;
– сложные объекты имеют специфику