Файл: Подходы к развитию личности в отечественной психологии и стратегии воспитания в современных энциклопедиях и словарях насчитывается несколько десятков определений личности. Понятие личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, заключающуюся в особенностях компонентов, составляющих объект познания, и в характере связей и отношений между ними, который раскрывается корреляционными связями.

– взаимодействие отдельных компонентов системы образует новые интегральные системные качества, не свойственные отдельно взятым элементам системы;

– системные качества возникают благодаря тому, что составляющие систему компоненты не бывают абсолютно элементарными;

– системные качества объекта проявляются как в результате взаимодействия между компонентами одной структуры, так и в результате взаимодействия между различными структурами объекта.

Главная особенность системогенетического подхода - раскрытие в исследовании системных проявлений объекта.

А.В. Карпов констатирует: «Любая психологическая система деятельности формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Процесс формирования психологической структуры деятельности обозначается понятием системогенеза».

Выяснение побудительных причин - мотивов деятельности является одной из задач анализа психологической структуры деятельности. В.Н. Дружинин выделял следующие виды мотивов:

– стремление к достижению успеха;

– избегание неудачи;

– уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание);

– аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений);

– агрессия (стремление нанести вред другому);

– автономия (потребность в уединении);

– преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий);

– повиновение (подчинение авторитету);

– самооправдание;

– доминирование (стремление к власти);

– демонстративность (артистизм, самолюбование);

– избегание опасности и др.

Говоря о целях деятельности, В.Д. Шадриков подчеркивает, что система всегда носит функциональный характер, а системообразующим фактором для системы деятельности является ее результат. Условия деятельности определяются объектом труда и его предметом.

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых компонентов субъекта и их опредмечивание, ориентация на реализацию конкретных системных функций, установление взаимосвязей между остальными блоками и укрепление этих взаимосвязей.


Таким образом, системогенетический подход к изучению личности отличается от аналитических подходов строгим математическим анализом динамической психологической системы деятельности субъекта.

Опираясь на системогенетический подход, А.В. Карпов опубликовал большой ряд работ по метасистемному подходу к изучению личности и функциональных закономерностей ее организации. Личность рассматривается как система качественно специфического класса, способная функционально включать в себя собственные содержательные характеристики и особенности.

Рассмотрев различные подходы к изучению личности, можно сделать вывод о том, что наряду с их различием имеется и общая тенденция, заключающаяся в опоре на составляющую деятельности. Эта тенденция дифференцируется в широком спектре аспектов изучения личности через призму профессиональной деятельности человека. Наиболее широко такой анализ личности представлен в аспектах:

– профессионального развития личности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.);

– профессионально значимых свойств личности (А.В. Карпов, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.);

– профессиональной пригодности (В.А. Бодров, К.М. Гуревич и др.);

– профессиональной компетентности (В.А. Болотов, А.К. Маркова и др.);

– закономерностей формирования профессионализма (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.) и т.д.

Вторая тенденция выводит на первый план изучение индивидуальных и личностных особенностей человека. Она широко представлена в аспектах:

– развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);

– индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А. Бине и др.);

– индивидуальных и возрастных особенностей (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева и др.);

– индивидуально-психологических особенностей (А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк и др.).

Таким образом, отечественная психология предлагает самые разнообразные подходы к изучению личности и имеет тенденцию к обобщению и систематизации накопленного опыта.

Фамилия исследователя

Предмет исследования

Основные положения теории

А.Н. Леонтьева

Личностный смысл

Леонтьев определяет личность как связь, иерархию деятельностей, а не психических процессов. «Индивид превращается в личность в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии. Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография, опыт жизни! Личность есть результат «кристаллизации» биографии. Личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов. Личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность — небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Л.И. Божович

Внутренняя позиция личности

Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. По мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Л.С. Выготский

Социальная среда, главный источник развития личности

Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.

Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им.

Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса.

С. Л. Рубинштейн

Личность как субъект жизни

В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность.

Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не являются чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению.

Б.Г. Ананьев

Единство биологического и социального в человеке

Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности.

Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений.

К.К. Платонов

Личность, как динамическая система


В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности: 1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт.

2. Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности».

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент).


В.Н. Мясищев

Отношение

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В. Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.

Д.И. Узнадзе

Экспериментальная психология установки

Экспериментально изучая различного рода иллюзии, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что решающая роль в их возникновении принадлежит так называемой установке. Он подчеркивал, что установка это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную активность.

А. Ф. Лазурский

Единство эндопсихики и экзопсихики

Основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

В.М. Бехтерев

Рефлексы

Личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой.

Социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями


В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический. Остановимся на характеристике каждого из них.


Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов). Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. «Формирование» понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя. Формирующее воздействие должно «разбудить» духовные ресурсы детей, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников. В настоящее время уже достаточно понятно, что формирующий подход к воспитанию активно реализует бихевпористпческий взгляд на личность. Б этом контексте воспитание − не что иное, как организация специальных педагогических воздействий, которые вызывают определенное поведение личности как систему ее реакций.

Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» − «объяснить» − «упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и принял в собственном поведении.

Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные. Именно поэтому в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах, очки, соревнования.

«Воспитание как формирование» всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определенные качества личности. Набор этих качеств напрямую связан с социальным заказом общества, его идеологией и политикой. Практика воспитания организует систему идеальных качеств личности в форме «Правил для учащихся», «Законов школы», «Кодекса чести» и др.

Формирующий подход характеризует достаточно прочно установившийся в педагогическом сознании линейный принцип осмысления процесса воспитания: каждое педагогическое воздействие воспитателя предполагает определенный отклик воспитанника (словом, действием, поступком). Для воспитателя в рамках формирующего подхода необычайную значимость имеет воспитательный идеал, программа воспитания, традиционные формы воспитательной работы, стремление организовать четко функционирующую воспитательную систему. В такой «формирующей» воспитательной системе всегда серьезное внимание уделяется режиму, порядку, дисциплине, преодолению детского своеволия.


Неверно думать, что формирующий подход − некий атавизм системы советского воспитания. Идеологи этого подхода успешно осваивают новый педагогический язык и уже определяют воспитание как «усвоение субъектом на познавательном, мотивационно-волевом и эмоциональном уровнях личностью значимого смысла, гуманистических ценностей, обретаемых учащимися в данном воспитательном пространстве». И в среде воспитателей-практиков еще достаточно сильно стремление уйти от теоретической и технологической неразберихи в традиционные и понятные способы формирования поведения воспитанников.

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова). В основе этого подхода лежат идеи философии постмодернизма и гуманистической психологии, в частности К. Роджерса. Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное − взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание − это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка.

Нельзя не заметить, что сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», т. е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. «Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношений. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует».

Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем. Педагог-фасилитатор не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему. «Фасилитатор создает психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль». Разработанная О. С. Газманом система деятельности «освобожденного классного руководителя» (тьютора) в полной мере воплощает фасилитаторские начала культурологического подхода, своеобразного неопедоцентризма в воспитании.