Файл: Подходы к развитию личности в отечественной психологии и стратегии воспитания в современных энциклопедиях и словарях насчитывается несколько десятков определений личности. Понятие личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это − сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». Однако ценности имеют и личностные проявления − ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе.
Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации. Он включает несколько этапов:
- предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
- ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;
- выявление смысла ценности и ее значения;
- принятие осознанной ценности;
- включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;
- закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Одним из самых сложных вопросов воспитательной практики вообще, и в рамках аксиологического подхода в частности, является вопрос о том, как выражается ценностный результат воспитания. Существует несколько позиций в этом вопросе.
1. Освоение ценностей напрямую зависит от их осознания воспитанниками. Такая позиция тяготеет к «познавательным» (эпистемологическим) формам воспитательной деятельности: разъяснениям, беседам, дискуссиям.
2. Степень освоения ценностей проявляется только на уровне мотивов социального поведения. Воспитатели, стоящие на этой позиции, активно организуют собственную деятельность воспитанников, создают ситуации выбора, побуждения их к инициативным проявлениям и ответственности.
3. Результат воспитания на аксиологическом уровне связан с ценностным отношением воспитанников. Ценностное отношение имеет трехкомпонентную структуру:
-когнитивный компонент − понятия и представление о той или иной стороне жизни;
-эмоционально-оценочный компонент − переживание данного события, явления, его оценка;
-поведенческий компонент − опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определенным социальным действиям.
«Воспитанные дети − это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, ...поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились».
Но теоретики аксиологического подхода осторожно обходят принципиальную проблему: систему каких ценностей должно осваивать современное отечественное воспитание в качестве своего содержания? Одни авторы предлагают ориентироваться на глобальные ценности: Природа, Культура, Любовь, Семья, Труд, Свобода. Другие оперируют наименованиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность, толерантность, гуманизм. Наконец, третьи апеллируют к гуманистической философии, где достигнуто согласие, что подлинно человеческое определяется тремя главными ценностями − Истина, Добро, Красота, которые взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Парадоксальность ситуации состоит в том, что общественное сознание уже признает неизбежность пересмотра старого социокультурного содержания воспитания, а современная педагогика еще не готова выстроить принимаемые всеми ценностные воспитательные ориентиры.
Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) развивается в рамках педагогической антропологии и заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса [9, с.16]. Следует отметить, что антропологический подход широко и своеобразно воплощается в практике «гуманистической педагогики», «рефлексивной педагогики», «педагогики ненасилия». В СУТИ своей антропологический подход реализует известную со времен Я. А. Коменского концепцию природосообразности воспитания, которая была блестяще развита с использованием достижений научного человековедения XIX в. К.Д. Ушинским в его педагогической антропологии. В XX в. в антропологическую интерпретацию воспитания большой вклад внесли философы-экзистенциалисты, в частности О. Больнов.
Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека − потребность в воспитании. Поэтому ребенок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию со взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, в самовоспитании.
Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания, поскольку декларирует единство и целостность умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития. Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий:
− открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечности, доверия, благодарности, терпимости);
− специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта здорового образа жизни и безопасного поведения;
− постоянная педагогическая диагностика, изучение, в первую очередь, природных задатков, внутренних предпосылок дарований и способностей детей;
− организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в конкретном возрастном периоде, сенситивных предпосылок психического развития
;
− обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в деятельности (преодоление трудностей, проявление инициативы и ответственности);
− природосообразные, ненасильственные методы воспитания (особое внимание методам «наставления», «увещевания», «обращения», «включения в деятельность»), использование «здоровьесберегающей технологии» воспитания.
Несмотря на то, что сторонники антропологического подхода активно развивают идеи о «пробуждении» задатков и внутренних возможностей личности, о значении ее самосовершенствования, они все-таки устанавливают определенные «пределы» воспитанию, очерченные природными задатками и индивидуальными особенностями ребенка.
Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). Воспитание в современной педагогике все чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Дляэтого используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на детей и помогают им перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости.
В обиход педагогов пришли: арт-терапия и ее разновидности − музыкотерапия, танцевальная терапия; психодрама (социо-драма) − специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, общения и др.
Складывается впечатление, что здесь имеет место перенос достижений психотерапии в педагогическую практику. Но на деле все обстоит иначе: достаточно долго практическая медицинская психология заимствовала столетиями апробированные воспитательные технологии, а теперь происходит их возврат в педагогику, и обновленный набор приемов и психологическая терминология создают эффект новаций.
Возникает вполне резонный вопрос: как относиться к этому многообразию подходов к воспитанию? Воспитатель оказывается на сложном методологическом распутье: что предпочесть − привычные универсальные модели или научную рефлексию, как совместить традиционные технологии воспитания и новые, гуманистические?
В современной отечественной педагогике еще не утрачено стремление выстроить основательное педагогическое учение, которое, как некогда теория коммунистического воспитания, приняло бы «под свое крыло» все возможные педагогические проблемы.
Созревает понимание, что задачей педагогической науки как раз и является соотнесение и согласование различных подходов, концепций, моделей воспитания и разработка некой конвенциональной концепции, т. е. родившейся на основе достигнутых в научных дискуссиях договоренностей самих ученых.
Но наряду с этим, в среде педагогов-теоретиков очень сильны настроения методологического плюрализма как отражение полипарадигмальности самой отечественной педагогики. Обращает на себя внимание любопытная тенденция − своеобразное «смешение доктрин»: важные положения отдельных философских направлений «работают» одновременно в разных подходах к воспитанию (например, идеи экзистенциализма и феноменологии достаточно сильны и в антропологическом, и в социализирующем, и в аксиологическом подходах, а не только в герменевтическом; прагматизм проявляется и в социализирующем подходе, и в культурологическом и даже в формирующем). Большинство теоретических подходов к воспитанию признают как важные составляющие современного воспитания: субъект-субъектное воспитательное взаимодействие, значение индивидуальных достижений воспитанника и его самореализации, обращение к жизненному опыту ребенка, использование в процессе воспитания личностных механизмов рефлексии, автономности, свободного выбора, принятия ответственного решения.
За последние десятилетия мы уже отвыкли рассматривать ситуацию в образовании как идеологическое противостояние, как борьбу прогрессивных и реакционных тенденций. Многие авторитетные исследователи в области теории воспитания сходятся на том, что все многочисленные» подходы к воспитанию по существу декларируют гуманистические цели и реализуют личностноориентированную парадигму образования, а поэтому разными путями приводят к единым общечеловеческим ценностям.
«Блуждания» нашей теории воспитания в потоках авторитетных западных философских течений приводит и к пониманию того, что нам не стоит отказываться от глубинного смысла известных «корневых» идей русской классической педагогики: о значении самосовершенствования личности в условиях несовершенной жизни, о воспитании «внутреннего человека», о коллективизме, о любви к Отечеству.