Файл: Содержание Введение глава i история возникновения чая.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на то, что исторически чай был дворянским напитком, в России прижилась так называемая традиция «пить чай по-купечески», что означает длительное, затяжное чаепитие, которое сопровождается поеданием всевозможных варений, печений, и прочих сладостей. «Самовар кипит – уходить не велит» - в России не принято «перехватывать» чай на ходу, чаепитие должно быть неспешным, неторопливым, человек должен получать удовольствие как от питья и еды, так и от приятного общения. В связи с продолжительностью процесса чаепития предполагается, что гости не должны быть голодными. Поэтому чайный стол всегда был богат едой: несладкие пироги с капустой, грибами, кулебяки, блины, всевозможная сладкая выпечка: ватрушки, баранки, сушки, пряники, не говоря уже о тортах, варенье, меде и конфетах. Такое гастрономическое богатство нередко превращает чаепитие в отдельный прием пищи. Богатый стол также является символом знаменитого русского гостеприимства, ведь даже в сказках говорится, что гостя первым делом нужно «накормить-напоить».[4]
Попробуем описать традиционное русское чаепитие. Сделать это не так просто, как кажется, ведь за последние 150 лет в жизни и быте русских людей произошло довольно много изменений. И, тем не менее, традиции остаются традициями. Кроме того, в последние годы все больше людей проявляет интерес к национальной культуре: кафе и рестораны оформляются в традиционном русском стиле, с вышитыми скатертями, самоварами, традиционной едой. В этом выражается любовь людей к своему прошлому, своей культуре.
Итак, прежде всего чайный стол покрывается скатертью: нарядной праздничной – для особых случаев, и более простой – для каждодневных чаепитий. А что же дальше? Первейшим и непременным атрибутом русского чайного стола является …конечно же самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Самовар – это символ уюта, домашнего тепла, он - живое существо, настоящий хозяин дома. Без самовара просто невозможно представить традиционное русское чаепитие [ 7].
Самовару всегда отводилась за столом роль молчаливого собеседника. Кстати, будучи одним из символов русской культуры, самовар не является русским изобретением. Некое его подобие использовалось еще в Древнем Риме. Попав в Россию из Европы, самовар «обрусел» и стал настоящим «хозяином» застолий. «Император белых чашек, чайников архимандрит» - так писал о самоваре знаменитый писатель Н. Заболоцкий.[8] Самовар всегда ставится в центр стола, что подчеркивает его особую важность. Интересно, что в самоварах всегда ценилась «музыкальность». Дело в том, что перед закипанием самовар начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло. Кроме того, что самовар - очень удобное экономичное устройство для нагревания воды, нередко это еще и настоящее произведение искусства (например, знаменитые тульские самовары).
Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. Находятся они ближе к месту хозяйки, ведь именно она должна разливать чай и угощать гостей. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными «грелками» из плотного материала. В народе их часто называют «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могут принимать форму сказочных животных, матрешек и часто являются настоящими произведениями народного декоративного искусства.
Что касается, заваривания чая, то здесь существует несколько способов. Самый распространенный из них – ополоснуть чайник кипятком, насыпать заварку (как правило, традиционно используется черный чай) и залить горячей водой. Затем накрыть чайник грелкой и дать настояться.
Особенностью русского чаепития является так называемая «двухчайниковая» заварка: заварка разливается из заварочного чайника по чашкам, а затем разбавляется кипятком из самовара (либо из чайника с кипятком). Однако изначально в чай кипяток не добавляли. Такая традиция сложилась в рабоче-крестьянской среде по причине экономии, а затем была перенята другими слоями населения.[18]
Кроме самовара и заварочного чайника на стол выставляется фарфоровый или фаянсовый сервиз: чашки и блюдца, сахарница. Чайная пара – чашка и блюдце – а также тарелочка для пирога ставятся напротив каждого места за столом. Существует и другой способ пить чай, который иностранцы считают истинно «русским» - из стаканов в подстаканниках. Традиция пить чай из стаканов уходит корнями в 17-18 века. В то время в трактирах чай подавали именно в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы еще не вошли в моду. Со временем стаканы заменили чашки, но стаканы по-прежнему использовались в некоторых семьях. Подстаканник же нужен был для того, чтобы не обжечь пальцы, ведь у стаканов в отличие от чашек не было ручек. Дорогие подстаканники обычно изготавливались из серебра, обычные же, как правило, из сплава меди и никеля. Сейчас чай из подстаканников можно отведать во время путешествия в поездах, ибо это самый удобный «походный» вариант.
Далее на стол ставится угощение: розетки с вареньем, тарелочки с нарезанным тонкими ломтиками лимоном (кстати, в Европе русским чаем называют именно чай с лимоном!), вазочки с конфетами, пряниками, сушками и другими мелкими кондитерскими изделиями. На середину стола выставляется свежеиспеченный пирог или торт. Нарезает его хозяйка, как правило, уже на столе, когда все гости в сборе.
Стоит упомянуть и о том, каким образом в чай добавляют сахар. Итак, на стол ставится сахарница с ложечкой. Каждый гость насыпает себе в чашку сахар этой ложечкой, но не опускает ее в чашку. Для размешивания сахара у каждого гостя есть своя индивидуальная ложка, которая находится рядом с чайной парой.
А как же знаменитое питье чая из блюдец? Действительно, во многих семьях купцов и мещан было принято пить чай подобным образом. Однако чаще всего это было возможно только в узком семейном кругу, потому как такой способ чаепития считался неприличным и вульгарным.
Итак, самовар дымится, угощения ждут…все к столу.
2.3 Сходство и различия традиций чаепития.
Изучив обширный материал из разных источников информации по теме работы, мы описали и сравнили особенности традиций чаепития в Англии и России.
Во-первых, мы изучили и описали историю чаепития в двух странах: когда чай впервые был привезен в Англию и Россию, как проходило знакомство жителей с этим чудесным напитком, какова была судьба чая в двух странах на протяжении нескольких веков. Так, мы выяснили, что в Англию чай впервые попал в 17 веке, а в Россию– в 16-ом. Таким образом, традиции чаепития как в Англии, так и в России насчитывают не одну сотню лет, однако, как оказалось, история знакомства двух народов с чаем, а также судьба этого любимого всеми напитка на протяжении времени различна.
Во-вторых, мы изучили и сравнили особенности традиционного чаепития в Англии и России, а именно: значение, которое имеет чаепитие для англичан и русских, смысл, который в него вкладывают оба народа, что должно непременно находиться на столе и почему, чем традиционно угощают хозяева своих гостей и т. д. Проанализировав изученный материал, можно сделать следующие выводы в сходстве и различии чайных традиций:
Сходство:
-
Составляющие чайной церемонии:
-
Выпечка: печенье, пирожки и пирожное. -
Сладости: конфеты, сахар.
-
Для лучшего заваривания чая и медленного остывания в Англии используется чехольчик-tea-cosy,родственник русской «чайной бабы» -« грелки» из плотного материала.
Различия:
-
Англичане и русские по-разному понимают значение чаепития. Так, в России чаепитие – это прежде всего форма общения людей, чайный стол объединяет всех присутствующих. Во время чаепития в России не принято молчать, люди должны общаться, обмениваться мнениями, делиться новостями, отдыхать и радоваться. Важна атмосфера душевности и непринужденности. В Англии же прежде всего важен стиль: то, как накрыт стол, как подан чай, как разговаривают люди, важна и обстановка дома в целом. Главное в английском чаепитии – это произвести хорошее впечатление, показать, что дом уважаемый и приличный. -
По-разному проходит в России и Англии само чаепитие. Так, различается сервировка чайного стола. Например, непременным атрибутом русского чаепития в отличие от английского всегда был самовар. Без него сложно представить себе настоящее чаепитие по-русски. Различна и традиционная форма чайного сервиза: в Англии предпочитают вытянутые формы, а в России больше любят пить чай из «пузатых» чашек. В России часто пьют чай из стакана в подстаканнике, тогда как в Англии такой предмет чайного стола отсутствует. -
Существуют различия в сортах чая, подаваемых к русскому и английскому чайному столу. В России традиционно пьют черный чай, а в Англии, согласно чайному этикету, непременно нужно предложить гостю несколько сортов чая на выбор. -
Обязательное правило для англичан - для каждого времени существует свой сорт чая:
-
English Breakfast и Irish Breakfast на завтрак; -
English Tea №1 из верхних листочков днём; -
English Afternoon (Английский полдник – файф-о-клок); -
Ear l Grey или Darjeeling («Дарджилинг») для вечернего стола;
-
Традиционный чай также различен. В Англии принято пить так называемый «белый» чай, т. е. чай с молоком (причем сначала в чашку нужно налить молоко и только потом – чай), в России же молоко не добавляют, предпочитая класть в чай ломтик лимона. -
Имеет свои неповторимые особенности и угощение, подаваемое к чаю в Англии и России. В целом, английский чайный стол весьма сдержан на угощение по сравнению с русским чайным столом, который, как правило, «ломится» от всевозможных угощений, что говорит о широкой русской душе. -
Особенностью русского чаепития является так называемая «двухчайниковая» заварка, когда заварка разливается из заварочного чайника по чашкам, а затем разбавляется кипятком из другого чайника. В Англии такой способ заваривания чая отсутствует.
Таким образом, несмотря на то, что чаепитие – это питье чая, традиции чаепития в Англии и России имеют свою историю и свои неповторимые особенности.
Глава 3. Исследовательская часть
3.1 Статистические данные
Статисты подсчитали, что если учесть принятую у многих народов своеобразную норму потребления чая – 5-6 стаканов в день, то ежегодно человечество выпивает 700 миллиардов стаканов чая, который освежает и подкрепляет самочувствие людей разных стран и континентов.
Все европейские государства можно поделить на две группы. В первой преобладает в качестве повсеместного напитка чай, во второй – кофе. Рекордсмены-чаеманы – англичане. В наше время, как и в прошлых веках, все рекорды в потребления чая по-прежнему бьет Англия. За последние 50 лет у англичан наблюдается неуклонный рост чайных аппетитов. 1800 чашек чая в год выпивает средний англичанин. Чай здесь – главенствующий напиток. В Англии на душу населения приходится 4,5 кг чая в год. Это значительно больше, чем в Китае, Индии, России, США, Японии и Канаде, вместе взятых! Кстати, родина чая – Китай – занимает десятое место в мире по потреблению чая.
Соотношение потребления чая в различных странах на душу населения в кг
-
Великобритания – 4,5 -
Ирландия – 3,45 -
Новая Зеландия – 3,09 -
Австралия – 2,95 -
Канада – 1,72 -
Япония – 0,9 -
Голландия – 0,82 -
США – 0,43 -
Россия – 0,35 -
Индия – 0,28
( Приложение 1)
В Англии и Ирландии, где чай пьют больше всего, каждый среднестатистический житель выпивает в день 4-5 чашек этого напитка. Причем мужчины пьют больше, чем женщины. Употребление чая увеличивается с возрастом. Если 15-летние юноши и девушки выпивают в день 2 чашки, то на лиц старше 45 лет приходится по 5,5 чашки чая ежедневно.
Согласно статистики:
-
98% британцев пьют чай с молоком, но только 30% добавляют в чай сахар -
на чай приходится 40% от всей жидкости, выпиваемой в Британии. -
из всего потребляемого чая 86% выпивается дома и 14% – вне дома -
за раз англичане выпивают две, максимум три чашки крепкого чая, причем молока в нем примерно 20–30 %. -
англичанин не станет заваривать гранулированный чай, выбирая только крупнолистовые черные сорта высокого качества, примерно следующий образом: на 80 % – это чай, привезенный из Южной Азии (50–55 % индийского чая и 25–30 % цейлонских сортов).
Англия – страна истинных чаеманов, то есть любителей чая, которые смотрят на него как на божественный напиток.
Чай является одним из самых популярных и всенародно любимых напитков и в России. Даже в разгар жаркого лета 77% наших соотечественников предпочитают утолять жажду чаем.
Познакомимся с результатами исследования по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения, которое было проведено в 2012 году.
Лидеры известности и потребления.
Среди лидеров известности российского рынка чая 2010 года находятся следующие марки: «Майский чай», «Беседа», «Брук Бонд», «Цейлонский», «Индийский» со слоном и «Индийский» чай. Каждую из перечисленных марок знают от 80 до 90% россиян. Лидерами по уровню спонтанного упоминания марок чая являются «Индийский», «Майский чай», «Брук Бонд» и «Принцесса Гита». Их называют от 40 до 50% россиян (Приложение 2).
В наибольшей степени россиянам известны следующие марки чая: первое место занимает реклама чая «Беседа», ее знают более 60% опрошенных. Далее следуют «Брук Бонд» и «Майский чай» — от 50% до 60% россиян знают рекламу этих марок чая. За группой лидеров следуют «Липтон», «Принцесса Гита» и «Принцесса Нури», рекламу этих марок знают от 40% до 45% опрошенных (Приложение 3).
Что касается уровня потребления различных марок чая, здесь распределение несколько другое. Самой популярной маркой чая оказалась «Принцесса Гита». В семьях 27% опрошенных обычно пьют эту марку чая. Также прочные позиции в потребительском предпочтении традиционно имеют такие марки, как «Индийский» и «Индийский» со слоном, так и «Майский чай» — 23—24%. Далее следует группа из трех марок с долей потребления 19—20%: «Брук Бонд», «Принцесса Канди» и «Принцесса Нури».
Какой чай предпочитает Россия?
Большинство россиян регулярно с удовольствием употребляют традиционный черный чай. Значительно менее популярны среди наших соотечественников другие типы чая. Около трети опрошенных время от времени пьют травяной или цветочный чай. Более половины россиян отметили, что никогда не употребляют чай фруктово-ягодный, со вкусовыми добавками, травяной и зеленый чай, а красный чай совсем не популярен, его употребляют немногие россияне (6%) и то время от времени (Приложение 4).
Традиционны и предпочтения россиян относительно того, с чем лучше пить чай. Подавляющее большинство россиян (69%) обычно пьют чай только с сахаром. Почти каждый десятый россиянин — с лимоном. Еще меньше тех, кто пьет чай с медом или вареньем или вообще без каких-либо добавок (по 7%). Пьют чай «по-английски», т.е. со свежим молоком или сливками только 4% россиян. Среди ответов о том, с чем обычно пьют чай, встречаются также сгущенка, мята, бальзам, спиртные напитки и другие варианты, но их доля в сумме составляет лишь 4%. ( Приложение 5)
Опрос показал также, что абсолютное большинство россиян (86%), какие бы виды чая они не предпочитали, регулярно употребляют чай в пачках. Чай в пакетиках среди россиян употребляется значительно реже, около трети опрошенных употребляют его регулярно или время от времени, а другая треть не употребляет никогда. Оставшаяся треть опрошенных пьют его очень редко (Приложение 6 )
Где купить чай?
Чай в российских семьях покупают достаточно часто: треть россиян делают это как минимум раз в неделю, а более половины — раз в две недели или раз в месяц. ( Приложение 7) При этом почти половина россиян (40%) совершает покупки чая в продуктовом магазине. На оптовых рынках покупают чай 23% опрошенных, пятая часть россиян — в коммерческих палатках и павильонах. 10% россиян не заостряют свое внимание на том, где покупать чай, и приобретают его в различных торговых точках. Другие места покупки чая, такие как крупные универсамы и специализированные чайные магазины, менее популярны, их доля в сумме составляет лишь 5%.(Приложение 8). Если говорить о том, сколько пачек чая покупается за один раз, то более половины россиян (63%) приобретают во время визита в магазин одну пачку чая. Примерно четверть россиян предпочитают приобретать две пачки напитка. Более двух пачек чая во время одного посещения магазина приобретает приблизительно каждый десятый россиянин. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время россияне не склонны запасаться этим продуктом впрок, а покупают его по мере необходимости .
Что влияет на выбор потребителя?
Изучая, чем россияне руководствуются при выборе чая, мы проанализировали различные критерии, которые в наибольшей степени значимы для потребителей. Оказалось, что марка, цена, страна-производитель и польза для здоровья имеют самое большое значение при выборе чая. Менее важным фактором при потребительском выборе является упаковка, а реклама, по мнению самих потребителей, для них скорее не важна. Далее рассмотрим подробнее каждый из показателей.
Оказалось, что чуть менее половины граждан (45%) полагают, что упаковка при выборе чая является для них важной, почти такая же часть опрошенных (41%) считают, что упаковка в этом случае не важна.
Как показал опрос, большое влияние на потребительский выбор того или иного чая оказывает страна-производитель. Для 82% опрошенных страна-изготовитель является важной характеристикой при выборе чая, причем наибольшую степень важности данного критерия отметили 37% опрошенных, а не важна эта характеристика для 10%.
Что касается важности такого критерия, как марка чая, этот показатель оказывает очень большое влияние на потребительский выбор. 83% граждан отметили марку чая как показатель, являющийся важным, причем наибольшую степень важности данного критерия отметили 42% опрошенных, а не важна марка только для 7% опрошенных.
Также очень важным показателем является цена товара. Если другие рассматриваемые характеристики, влияющие на потребительское поведение, являются скорее субъективными и относятся к вкусам и предпочтениям покупателей, то ценовой фактор является объективным и способен в свою очередь самостоятельно влиять на потребителей. 83% граждан признали, что цена является для них важным фактором при выборе чая, причем наибольшую степень важности данного критерия отметил 51% опрошенных. Цена чая не важна для 11% опрошенных.
Исследование показало, что большая часть респондентов полагает, что на их выбор не слишком значительное влияние оказывает реклама. Только 17% россиян ответили, что реклама является важным фактором для определения их предпочтений, а 67% ответили, что реклама для них не важна. Такие представления, однако, являются не совсем правильными. Как показывают уже приведенные ранее данные, наибольшей известностью пользуются как раз самые «раскрученные» в ходе рекламных компаний марки. Таким образом, можно говорить о восприятии россиянами рекламной информации и неосознанном влиянии рекламы на потребительский выбор.
Интересно также проследить, каким образом влияет на потребительские предпочтения предположительная польза для здоровья, связанная с потреблением той или иной марки чая. Важным данный показатель является для 76% россиян, причем наибольшую степень важности данного критерия отметили 43% опрошенных, а не важным данный показатель является только для 9% опрошенных (Приложение 9).
Таким образом, можно подвести итоги. Россияне по-прежнему любят чай. Преимущественно — черный, «Индийский», с сахаром. Но отдельные потребители предпочитают зеленый, красный, травяной и другие экзотические разновидности чая. Приобретают чай обычно в количестве одной-двух пачек в продовольственных магазинах или на оптовых рынках один-два раза в месяц. При выборе чая большое внимание уделяют марке, цене, стране-производителю, пользе для здоровья, а никак не рекламе. В последнее время рынок чая характеризуется большим разнообразием, что вынуждает производителей и дистрибьюторов совершенствовать политику распространения, рекламы, внимательно изучать конкурентов, выстраивать стратегию поведения на рынке не только следуя спросу, но и формируя его.