ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследование аналитической философии образования Р. Питерса позволило установить значимость и преимущество аналитического метода при рассмотрении состояний и выявлении перспектив совершенствования образования. Оно также показывает потенциал использования этого метода при исследовании других видов опыта, например исторического, политического, этического и т. д. В этом аспекте открывается обширный круг возможностей для его применения в области социальных наук, что позволяет по-новому осмыслить достижения М. Вебера, Г. Зиммеля и др, а также для сопоставления с результатами исследования подобных проблем в неокантианстве, экзистенциализме, прагматизме и проч. Не вызывает сомнения, что аналитический метод позволяет решать задачи по выявлению не общих закономерностей, а, наоборот, уникальности и неповторимости, индивидуальности явлений, что свидетельствует о его близости идеографическому методу исторических наук, разработанному и описанному Г. Риккертом. Становится очевидным, что аналитический метод опирается на положения герменевтики. В частности, следует обратить внимание, что семейство сходств, с помощью которого удается выявить значение понятия путем соотнесения отдельного с совокупностью других, имеет много общего с правилом герменевтического круга, применяемым в исследованиях Ф. Шлейермахера, В. Дильтея и др, согласно которому часть может пониматься при соотнесении с целым, поскольку целое выявится при рассмотрении совокупности входящих в него частей. Близость аналитического метода с прагматическим состоит в том, что он предполагает исследование опыта в его непосредственности, которое открывается в концепте как единство понятия и его практического применения, обусловленности языка и действия. Последнее показывает наличие общности аналитического метода с инструментализмом Дж. Дьюи, хотя основные его положения подвергаются Р. Питерсом критике, в первую очередь трактовка истины, согласно которой она тождественна практической пользе совершенного действия при достижении утилитарной цели. Но, отвергая инструментализм и утилитаризм, Р. Питерс принимает трактовку целесообразности в прагматизме, поскольку критерием продуктивности опыта оказывается то, что обеспечивает эффективность проявления личности в деятельности. Неслучайно концепт образование в первую очередь соотносится с концептом развитие, а в качестве цели образования выделяется способность к самостоятельному совершенствованию 226
Приведем выдержку из работы Р.С. Питерса: на первый взгляд, концепт образование является очень текучим понятием. С одной стороны, есть
Приведем выдержку из работы Р.С. Питерса: на первый взгляд, концепт образование является очень текучим понятием. С одной стороны, есть
122 Аналитический метод имеет общее с герменевтическими прагматическим методами, что предполагает использование правила герменевтического круга и трактовку пользы как истины. Прагматический аспект проявляется также в том, что основное внимание сосредотачивается на исследовании общественного опыта в его непосредственности. Это позволяет выявить не только его своеобразие, в данном случае образовательное, но и обнаружить его недостатки и показать перспективы совершенствования. недиференцированный и старый концепт, который касается просто любого процесса воспитания или выращивания, в котором связь как стем, что есть желанием, таки стем, что есть знанием, является чисто случайной. Более современный и более специфический концепт связывает такие процессы с развитием состояний индивида, которые предусматривают знание и понимание с широтой и глубиной, а также утверждает то, что они есть желанными для достижения. — Peters R. S., Hirst P. H. The logic of education. – London, 1972. – С. 41.
Научное издание Волков Александр Григорьевич,
Пешев Олег Олегович,
Семикин Михаил Александрович
Аналитическая философия образования Ричарда Питерса Технический редактор В.Н. Верескун Художественный редактор В.В.Трало Компьютерная верстка В.В.Трало Корректор Л.Т.Юсупова Подписано в печать 05.05.5016. Формат х. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. лист. 7,75. Тираж 100 экз. Заказ № 140 Издательство и изготовление
Издательско-полиграфический центр Люкс ЧП Верескун В.М. Адрес 72312, г. Мелитополь, ул. М. Грушевского, 10, тел (0619) 44-45-11 Свидетельство о внесении субъекта издательской деятельности в Государственный реестр издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции от 11.06.2002 г. серия ДК № 1125
Пешев Олег Олегович,
Семикин Михаил Александрович
Аналитическая философия образования Ричарда Питерса Технический редактор В.Н. Верескун Художественный редактор В.В.Трало Компьютерная верстка В.В.Трало Корректор Л.Т.Юсупова Подписано в печать 05.05.5016. Формат х. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. лист. 7,75. Тираж 100 экз. Заказ № 140 Издательство и изготовление
Издательско-полиграфический центр Люкс ЧП Верескун В.М. Адрес 72312, г. Мелитополь, ул. М. Грушевского, 10, тел (0619) 44-45-11 Свидетельство о внесении субъекта издательской деятельности в Государственный реестр издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции от 11.06.2002 г. серия ДК № 1125
124