Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм Тема занятия Что мы Родиной зовем Класс 5 Д.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»
Тема занятия: «Что мы Родиной зовем?»
Класс: 5 «Д»
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма: Родина, Отечество, патриотизм, патриот, любовь к Родине, традиционные ценности, единство, гордость за свою страну
Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия:
Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Содержательные блоки занятия Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Рефлексия
Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап (не более 5 минут).
Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Демонстрация видео (дикторский текст)
В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными.
У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.
Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.
Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В родном доме и стены помогают.
В дом, где смеются, приходит счастье.
Всякий дом хозяином держится.
И малый дом большим трудом славится.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут)
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина - это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Задание. Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина - это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Командная работа
Работа с интерактивным заданием № 1.
Работа с пословицами - копилкой народной мудрости (Установление соответствия)
В копилке народной мудрости - пословицах - выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край - сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Где родился — там и пригодился.
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.
Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют три команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде. (Количество разыгрываемых категорий выбирает учитель - для 5 классов можно предложить 2-3 категории, для более старших классов - все, в зависимости от подготовки класса).
1 категория. «Символы России».
Вопрос стоимостью 10 баллов: В каком порядке идут цветные полосы на флаге РФ?
Белый, синий, красный
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какая птица и какой святой изображены на гербе России?
Двуглавый орёл и Георгий Победоносец
Вопрос стоимостью 30 баллов: Назовите головной убор – символ власти Великих русских князей?
Шапка Мономаха
Вопрос стоимостью 40 баллов: Кто является авторами слов и музыки гимна Российской Федерации?
Сергей Михалков, Александр Александров
Вопрос стоимостью 50 баллов: Как называется свод законов, по которым живет страна?
Конституция
2 категория. «География России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Сколько часовых поясов в Российской Федерации?
11
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какое озеро входит в перечень семи чудес России и славится тем, что из него вытекает всего лишь одна река, а впадает 336.
Байкал
Вопрос стоимостью 30 баллов: Самым высоким зданием Европы считается ...
Лахта центр, Санкт-Петербург
Вопрос стоимостью 40 баллов: Какие горы России являются самыми древними?
Уральские
Вопрос стоимостью 50 баллов: Какой океан не омывает Россию?
Индийский.
3 категория. «История России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Какое самое древнее название нашей страны?
Русь
Вопрос стоимостью 20 баллов: Как назывался предмет, который использовался нашими предками для защиты от злых сил?
Оберег
Вопрос стоимостью 30 баллов: Как звали первого князя?
Рюрик
Вопрос стоимостью 40 баллов: Орган власти в средневековой Руси, который занимался вопросами войны и мира, избранием князей и принятием законов?
Вече
Вопрос стоимостью 50 баллов: Кто стоит во главе Русской православной церкви?
Патриарх
4 категория «Праздники России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Когда отмечается День Победы над фашизмом?
9 мая
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какого числа православные России празднуют Рождество Христово?
В ночь с 6 на 7 января
Вопрос стоимостью 30 баллов: На какой праздник на Руси проводились кулачные бои и пеклись блины?
Масленица
Вопрос стоимостью 40 баллов: Город, родина российского Деда Мороза?
Великий Устюг
Вопрос стоимостью 50 баллов: Чтобы сберечь русскую культуру, в особенности язык, в нашей стране ежегодно 24 мая отмечают праздник, в честь создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Назовите его.
День славянской письменности и культуры
5 категория «Имена России».
Вопрос стоимостью 10 баллов: Его называют «солнцем русской поэзии». Кто он?
А. С. Пушкин
Вопрос стоимостью 20 баллов: Этот человек первым полетел в космос. Кто он?
Ю. А. Гагарин