Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 7 теория и организация адаптивной физической культуры и спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ООО «Столичный учебный центр»

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту: Теория и методика организации тренерской деятельности
МОДУЛЬ 3

«ПРЕДМЕТНЫЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ 7
«ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Оглавление


1.1.Цель реализации программы. 2

1.2.Содержание программы. 3

Тема 1. Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука и учебная дисциплина. 3

Содержание учебного раздела: 3

Тема 2. Адаптивное физическое воспитание. 4

Содержание учебного раздела: 4

Тема 3. Адаптивный спорт. 6

Содержание учебного раздела: 6

Тема 4. Адаптивная двигательная рекреация. 7

Содержание учебного раздела: 7

Тема 5. Адаптивная физическая культура для лиц нарушениями слуха. 9

Содержание учебного раздела: 9

Тема 6. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями зрения. 10

Содержание учебного раздела: 10

Тема 7. Адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальными нарушениями. 12

Содержание учебного раздела: 12

Тема 8. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере ДЦП). 13

Содержание учебного раздела: 13

1.3.Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры». 14

Тематика рефератов: 14

1.4.Электронные ресурсы: 15
    1. Цель реализации программы.


Целью реализации дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры и спорта» является формирование у обучающихся представлений об основных понятиях и видах адаптивной физической культуры, о способах организации адаптивной физической культуры для лиц с различными отклонениями в здоровье.
    1. Содержание программы.

Тема 1. Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука и учебная дисциплина.


Содержание учебного раздела:


Адаптивная физическая культура (АФК) как интегративная наука. Предмет, цель и задачи адаптивной физической культуры. Виды адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация. Основные понятия АФК: «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «реабилитация» и т.д. Направления и структура реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья /инвалидов.

Развитие отечественной адаптивной физической культуры. Развитие зарубежной адаптивной физической культуры. Отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины, валеологии, коррекционной педагогики. Связи АФК с другими учебными дисциплинами.

Адаптивная физическая культура вмещает в себя многие области знания и учебные дисциплины – физическая культура, коррекционная педагогика, теория и методика физической культуры и спорта и т.д. Некоторые исследователи отождествляют понятия адаптивной физической культуры и ЛФК. Современные изыскания доказывают обратное, адаптивная физическая культура является более объемным понятием и направлена на социализацию личности человека с ОВЗ, усовершенствование качества жизни людей с ОВЗ и т.д., а не только лечение и укрепление здоровья человека с помощью различных упражнений.

С теоретической точки зрения, адаптивная физическая культура как наука изучает особенности, цели и задачи, функции, принципы АФК. Также, адаптивная физическая культура совершенствуется с каждым днем, изучая новые ее виды, которые направлены на удовлетворение различных потребностей людей с ограниченными возможностями и инвалидов. АФК стремится учесть развитие всех сторон жизни человека с ОВЗ – формирование мотивов и потребностей, особенности развития личности и индивидуальных способностей и т.д.

Адаптивная физическая культура тесно связана с другими областями науки и стремится интегрировать понятия медицины, образования и т.д., с целью усовершенствовать развитие человека с ограниченными возможностями здоровья. Важной проблемой теории адаптивной физической культуры выступает исследование особенностей физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.



Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте понятие «адаптивная физическая культура».

  2. Дайте краткую характеристику развитию отечественной адаптивной физической культуры.

  3. Какие отличия адаптивной физической культуры от физической культуры?

Тема 2. Адаптивное физическое воспитание.

Содержание учебного раздела:


Особенности и содержание деятельности специалиста по АФК. Адаптивное физическое воспитание для лиц с ОВЗ без интеллектуальных нарушений. Адаптивное физическое воспитание людей с интеллектуальными нарушениями. Методы и средства адаптивной физической культуры. Коррекция основного нарушения с помощью средств и методов АФК как главная цель адаптивного физического воспитания. Задачи адаптивного физического воспитания. Адаптивное физическое воспитание в коррекционных образовательных учреждениях всех видов. Воспитание личности в адаптивной физической культуре. АФК как часть реабилитации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивное физическое воспитание – это основной вид адаптивной физической культуры. Занятия по адаптивному физическому воспитанию преимущественно проводятся в образовательных учреждениях. Процесс адаптивного физического воспитания относится к специальному образованию, направленному на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивное физическое воспитание в системе коррекционного образования проводится в дошкольных ОУ – комбинированного и компенсирующего видов, в специальных ОУ – I-VIII видов, в учреждения начального профессионального образования, в специальных профессиональных училищах и т.д.

Адаптивное физическое воспитание направлено на коррекцию и компенсацию двигательных возможностей лиц с ОВЗ, на всестороннее развитие лиц с ОВЗ и их адаптацию в социуме и т.д. Адаптивное физическое воспитание способствует реабилитации человека с отклонениями в развитии. Процесс адаптивного физического воспитания людей с ОВЗ характеризуется формированием специальных знаний, необходимых двигательных умений, физических и психических качеств и т.д.

Адаптивное физическое воспитание необходимо начинать с самого рождения ребенка или обнаружения того или иного дефекта, при этом, основное внимание уделяется коррекции основного дефекта. Также, немаловажной задачей занятий по адаптивной физической культуре является коррекция
вторичных дефектов и сопутствующих заболеваний, формирование механизмов компенсации. В ситуации, когда коррекция невозможна, ведется профилактическая работа. Адаптивное физическое воспитание выступает важным компонентом адаптивной физической культуры и в ситуации, когда отклонение или инвалидность приобретены и человеку приходится заново обучаться жизненно важным навыкам и умениям.

Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте методы и средства адаптивной физической культуры.

  2. Охарактеризуйте задачи адаптивного физического воспитания.

  3. Дайте краткую характеристику осуществления адаптивного воспитания в коррекционной школе VIII вида.

Тема 3. Адаптивный спорт.

Содержание учебного раздела:


Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры. Цели и задачи адаптивного спорта. Принципы адаптивного спорта. Функции адаптивного спорта. Основные направления развития адаптивного спорта. Классификация лиц, которые занимаются адаптивным спортом. Отличительные особенности адаптивного спорта.

Адаптивный спорт направлен на удовлетворение потребностей самоактуализации, самореализации своих возможностей и др. у людей с ограниченными возможностями здоровья. Также, одной из ведущих потребностей людей с ОВЗ выступает потребность в общении и социализации. Адаптивный спорт имеет свои специфичные черты.

Основная установка адаптивного спорта – это стремление к максимальному достижению, т.е. рекорду. Рекорд в адаптивном спорте понимается в широком смысле этого слова – сначала повышаются собственные показатели, затем устанавливаются рекорды региона, страны и т.д. Установка на рекорд является отличительной особенностью адаптивного спорта и становится одним из главных звеньев формирования личности спортсмена в адаптивном спорте.

Еще одной отличительной чертой адаптивного спорта выступает обязательное проведение соревнований – процесс сопоставления возможностей разных людей. Вообще спорт без соревнований практические не спорт, потому что именно в процессе соревнований устанавливаются различные рекорды.

Адаптивный спорт систематизирует классификацию спортсменов, разделяя их на классы. Это разделение проводится в соответствии с медицинскими показаниями – определение «остаточного здоровья» у спортсменов и, в соответствии со спортивно-функциональным направлением, которое разделяет спортсменов по их специфике двигательной активности в каждом виде спорта.


Адаптивный спорт нацелен на самореализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в определенном виде спорта или деятельности. Повышая самореализацию, повышается и социализация лиц с ОВЗ и их приспособление к нормам и правилам жизни в обществе здоровых людей. Сами спортсмены, в ходе занятий адаптивным спортом, приобщаются к определенным ценностям спортивной культуры и усваивают общественно-исторический опыт в данной сфере.

Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте принципы адаптивного спорта.

  2. Охарактеризуйте функции адаптивного спорта.

  3. Охарактеризуйте направления развития адаптивного спорта.

Тема 4. Адаптивная двигательная рекреация.

Содержание учебного раздела:


Понятие «адаптивная двигательная рекреация» (АДР). Цели и задачи адаптивной двигательной рекреации. Отличительные особенности АДР. Принципы адаптивной двигательной рекреации. Функции адаптивной двигательной рекреации. Средства адаптивной двигательной рекреации. Условия проведения адаптивной двигательной рекреации. Адаптивный туризм как средство и метод АДР. Виды адаптивной двигательной рекреации. Водные и игровые виды адаптивной двигательной рекреации. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации.

Адаптивная двигательная рекреация – это вид адаптивной физической культуры. Данный вид еще слабо развит в нашей стране. Адаптивная двигательная рекреация нацелена на удовлетворение потребностей людей с ОВЗ в процессе двигательной активности, смены вида деятельности, отдыха и т.д. Отличительными особенностями адаптивной двигательной рекреации выступают:

  1. Занятия адаптивной двигательной рекреацией зависят только от желаний самих занимающихся;

  2. Средства и методы адаптивной двигательной рекреации выбираются свободно и самими обучающимися.

  3. Занятия адаптивной двигательной рекреацией направлены на получение удовольствия и т.д.

Адаптивная двигательная рекреация нацелена оптимизировать состояние и восстановить физические и моральные силы людей с ОВЗ, которые они тратят в процессе занятий основным видом деятельности, потому что, как уже было сказано выше, занятия адаптивной двигательной рекреацией направлены на получение удовольствия и имеют релаксирующий характер.