Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 7 теория и организация адаптивной физической культуры и спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Адаптивная двигательная рекреация еще не получила широкого распространения и для того, чтобы это произошло, основным условием выступает изменение отношения к людям с ОВЗ/ инвалидам в нашей стране. Также, необходимо, чтобы сами лица с ОВЗ /инвалиды относились к этому виду адаптивной физической культуры как ценной и полезной деятельности, которая усовершенствует их жизнедеятельность.

Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте принципы адаптивной двигательной рекреации.

  2. Охарактеризуйте функции адаптивной двигательной рекреации.

  3. Охарактеризуйте виды адаптивной двигательной рекреации.

Тема 5. Адаптивная физическая культура для лиц нарушениями слуха.

Содержание учебного раздела:


Характеристика нарушений слуха у детей. Адаптивная физическая культура (АФК) для лиц с поражениями слуха и ее историческое развитие. Задачи адаптивного воспитания лиц с нарушениями слуха. Двигательные нарушения у детей с нарушениями слуха.

Двигательная сфера детей с нарушениями слуха имеет свои особенности:

  1. Происходит понижение уровня развития физических качеств – показатели силы мышц тела и туловища, отставание скоростно-силовых качеств.

  2. Происходят трудности в сохранении равновесия.

  3. Характеризуются недостаточной координацией движений.

  4. Низкий уровень ориентации в пространстве.

  5. Замедление скорости выполнения движений.

Процесс физкультурно-оздоровительной работы с людьми/детьми с нарушениями слуха должен раскрывать своеобразие ребенка и способствовать разработке специальной индивидуальной коррекционной программе, которая нацелена на его всестороннее развитие. Достоверно известно, что у детей с патологией слуха наблюдается дисгармония физического развития, дефекты опорно-двигательного аппарата и задержки моторного развития. Дети с нарушениями слуха характеризуются определенной ослабленностью и недостаточной двигательной подвижностью. Нарушения слуха сопровождаются нарушениями вестибулярного аппарата (например, поддержание равновесия) и адаптивная физическая культура способствует коррекции этих двигательных нарушений. В процессе занятий адаптивной физической культурой с детьми с нарушениями слуха, используются различные упражнения – так, например, для коррекции вестибулярной функции используются различные повороты головы, кувырки и т.д.


Немаловажной частью развития двигательных возможностей детей с нарушениями слуха, выступает развитие силы и скоростно-силовых качеств рук. Важно отметить, что на занятиях используются кубики из поролона и упражнения с ними весьма различны: сжимание кубика ногами и руками, поднятие кубика в положении сидя и лежа, бег за кубиком и др. Для того, чтобы занятия были достаточно эмоциональны и интересны, специалисты по адаптивной физической культуре используют круговую организацию – упражнения распределяются по станциям и имеют сюжетный характер.

Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте коррекционные задачи адаптивной физической культуры для лиц с нарушениями слуха.

  2. Охарактеризуйте методические требования к занятиям адаптивной физической культурой для лиц с нарушениями слуха.

  3. Охарактеризуйте упражнения для коррекции равновесия.

Тема 6. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями зрения.

Содержание учебного раздела:


Характеристика нарушений зрения. АФК для лиц с поражениями зрения и ее историческое развитие. Задачи адаптивного воспитания лиц с нарушениями зрения. Физические упражнения для лиц с нарушениями зрения. Особенности коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения. Методы обучения, используемые на занятиях адаптивной физической культурой с лицами с нарушениями зрения. Этапы освоения движений.

Процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения строится на основе данных о физическом, соматическом и психическом состоянии такого ребенка. Занятия АФК включают в себя упражнения для охраны зрения, упражнения для улучшения кровообращения глаз, упражнения для укрепления мышц глаза и т.д. При занятиях адаптивной физической культурой необходимо учитывать положения компенсаторной теории – зрение компенсируется повышением вибрационной чувствительности. При формировании двигательных действий, большая роль относится формированию пространственной ориентации людей / детей с нарушениями зрения. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей, физической подготовленности ребенка и эмоциональной насыщенности.

При занятиях адаптивной физической культурой для детей с нарушениями зрения необходимо учитывать некоторые ограничения. Детям с нарушениями зрения (при некоторых заболеваниях)

категорически запрещено резко наклоняться, прыгать, выполнять упражнения с дополнительным весом, выполнять акробатические упражнения – кувырки, стойка на голове и т.д., выполнять упражнения высокой интенсивности, выполнять упражнения с длительным мышечным напряжением и т.д. К заболеваниям, имеющим такие ограничения относят: отслойка сетчатки, глаукома, опухоли глаз, травма оболочек глазного яблока, катаракта, миопия и т.д.

Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте коррекционные задачи адаптивной физической культуры для лиц с нарушениями зрения.

  2. Охарактеризуйте методические требования к занятиям адаптивной физической культурой для лиц с нарушениями зрения.

  3. Охарактеризуйте общеразвивающие упражнения для лиц с нарушениями зрения.

Тема 7. Адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальными нарушениями.

Содержание учебного раздела:


АФК для лиц с интеллектуальными нарушениями и ее историческое развитие. Задачи адаптивного воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями. Двигательные нарушения детей с интеллектуальными нарушениями. Физические упражнения, используемые для детей с интеллектуальными нарушениями. Коррекция ходьбы у детей с интеллектуальными нарушениями. Коррекция бега у детей с интеллектуальными нарушениями. Коррекция прыжков у детей с интеллектуальными нарушениями. Коррекция и развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями. Коррекция дыхания. Коррекция плоскостопия. Коррекция осанки.

Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности, на которые оказывает воздействие степень интеллектуального нарушения, вторичные нарушения и т.д. Нарушения физического развития детей с нарушениями интеллекта характеризуются бедностью движений, недостаточной массой тела, нарушениями осанки и развития стоп, парезами верхних и нижних конечностей и т.д. Двигательные способности детей с нарушениями интеллекта характеризуются нарушениями координации, нарушениями пространственной ориентации, нарушениями равновесия, нарушениями физических качеств – силы мышц, быстроты реакций, выносливости, нарушениями основных движений – неточность движений в пространстве и времени.


Моторика детей с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности, которые связаны с тем, что у таких детей недостаточно развиты высшие уровни регуляции. Недостаточная развитость этих уровней определяет низкий уровень эффективности всех операционных процессов для всех видов деятельности, что и проявляется в плохой координации движений, несформированности дифференцированных движений, затруднениях при выполнении движений и т.д.

Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте коррекционные задачи адаптивной физической культуры для лиц с интеллектуальными нарушениями.

  2. Охарактеризуйте мероприятия, направленные на коррекцию ходьбы у детей с интеллектуальными нарушениями.

  3. Охарактеризуйте мероприятия, направленные на коррекцию бега у детей с интеллектуальными нарушениями.

Тема 8. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере ДЦП).

Содержание учебного раздела:


АФК для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ее историческое развитие. Задачи адаптивного воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные расстройства при детском церебральном параличе. Двигательная реабилитация детей с ДЦП – ЛФК. Тренировка удержания головы. Тренировка поворотов тела. Тренировка сидения и ползания. Тренировка стояния. Коррекция дыхания и осанки. Нормализация произвольных движений и мелкой моторики.

Двигательные расстройства проявляются у всех детей с детским церебральным параличом. К таким нарушениям можно отнести: парезы, параличи, насильственные движения. Также, характерным признаком нарушений при ДЦП являются нарушения регуляции мышечного тонуса - спастика, ригидность, гипотония, дистония. На основе этих нарушений формируются изменения в мышцах и костях, которые называются контрактуры и деформации.

В процессе двигательной реабилитации детей с ДЦП использую лечебную физическую культуру, которая использует различные методы коррекции тех или иных двигательных расстройств при ДЦП. ЛФК выступает одной из важнейших частей адаптивной физической культуры. Лечебная физическая культура использует дозированные упражнения. ЛФК придерживается основного плана лечения больного ребенка и направлена на коррекцию нарушений, обучение и воспитание больного ребенка. В процессе лечебной физической культуры для каждого ребенка составляется план коррекционной работы.


Задания для самоконтроля (выполняются индивидуально, на сайт для проверки не высылаются).

  1. Охарактеризуйте процесс тренировки поворотов туловища.

  2. Охарактеризуйте процесс коррекции мелкой моторики у детей с ДЦП.

  3. Охарактеризуйте процесс тренировки стояния у детей с ДЦП.
    1. Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры».




Форма контроля

Виды оценочных материалов

Зачет 7


Реферат (одна тема на выбор)

(Приложение 1. Требования к написанию и оформлению реферата)


Внимание! Разрабатываемые материалы не рецензируются. В названии документа указывайте вид работы и название.

Доступные форматы для загрузки: doc, docx.

Тематика рефератов:




  1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина.

  2. Развитие отечественной адаптивной физической культуры.

  3. Развитие зарубежной адаптивной физической культуры.

  4. Особенности и содержание деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.

  5. Адаптивное физическое воспитание как вид адаптивной физической культуры.

  6. Методы и средства адаптивного физического воспитания.

  7. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры.

  8. Направления развития адаптивного спорта в России.

  9. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры.

  10. Средства и методы адаптивной двигательной рекреации.

  11. Виды адаптивной двигательной рекреации.

  12. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями зрения.

  13. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями слуха.

  14. Адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальными нарушениями.

  15. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
    1. Электронные ресурсы:




  1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Е25 Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.: ил. https://151020.selcdn.ru/public/b9253d7a1c49fc39019090946502e224.pdf

  2. Насибулина Т.В., Новикова И.Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ОВЗ: учебное пособие. – Сыктывкар, 2016 г. http://kriro.ru/upload/docs/Организация%20занятий%20адаптивной%20физической%20культурой%20с%20детьми%20с%20ОВЗ.pdf

  3. Теория и организация адаптивной физической культуры Tl 1 [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. Исто­рия, организация и общая характеристика адаптивной фи­зической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2005. - 296 с.: ил. https://studfiles.net/preview/4113293/

  4. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб- ное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с. https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/