ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
The problem of the relationship of parents to children with disabilities enrolled in inclusive
kindergarten.
Федорова НА, студентка 3 курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования
Казанского (Приволжского) федерального университета. Научный руководитель Твардовская А.А., к.псх.н.,старший преподаватель Россия, г. Казань. С каждым годом в России отмечается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности социально-психологической адаптации в условиях ДОУ. Важную роль в процессе обучения и адаптации к ДОУ играет характер детско-родительских отношений. Анализ литературы по вопросу изучения особенностей семей с детьми с ОВЗ в раннем детстве (Г. Аммон, Дж.Боулби, P.A. Даировой Ми др) показал, что исследователями признается важная роль детско-родительских отношений, особенно на этапе раннего детства, когда закладываются не только социальные когнитивные и эмоциональные основы функционирования личности, но и основы психосоматического благополучия ребенка. В зарубежной литературе первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был классический психоанализ З.Фрейда. В психолого-педагогической литературе понятие детско-родительские взаимоотношения имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. А.Я. Варга и В.В. Сталин предложили понимать Родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых приобщении с ним, особенности восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка. Вероятно, инклюзивное образование, создавая особую социальную ситуацию, когда дети с ОВЗ воспитываются вместе с детьми возрастной нормы, влияет на недостаточно адекватное восприятие родителями перспектив развития ребенка. Родители не стараются соотносить реальные возможности особого ребенка и перспективы его развития, перекладывая ответственность на специалистов. Вопрос о принятии ответственности родителями за воспитание ребенка, разделение ее со специалистами является проблемой и задачей при выстраивании взаимодействия специалистов детского сада и родителей детей с
ОВЗ. В нашем исследовании принимали участие 10 родителей, имеющих детей с ОВЗ, посещающих инклюзивный детский сад с лекотекой г.Казани. . По результатам проведения методики Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) были сделаны следующие выводы Шкала Принятие / Отвержение. Из десяти исследуемых семей двое родителей набрали низкий балл (от 0 до 8). Это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Шкала Кооперация. 30% исследуемых набрали высокий балл (от 7 до 8). Это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
kindergarten.
Федорова НА, студентка 3 курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования
Казанского (Приволжского) федерального университета. Научный руководитель Твардовская А.А., к.псх.н.,старший преподаватель Россия, г. Казань. С каждым годом в России отмечается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности социально-психологической адаптации в условиях ДОУ. Важную роль в процессе обучения и адаптации к ДОУ играет характер детско-родительских отношений. Анализ литературы по вопросу изучения особенностей семей с детьми с ОВЗ в раннем детстве (Г. Аммон, Дж.Боулби, P.A. Даировой Ми др) показал, что исследователями признается важная роль детско-родительских отношений, особенно на этапе раннего детства, когда закладываются не только социальные когнитивные и эмоциональные основы функционирования личности, но и основы психосоматического благополучия ребенка. В зарубежной литературе первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был классический психоанализ З.Фрейда. В психолого-педагогической литературе понятие детско-родительские взаимоотношения имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. А.Я. Варга и В.В. Сталин предложили понимать Родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых приобщении с ним, особенности восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка. Вероятно, инклюзивное образование, создавая особую социальную ситуацию, когда дети с ОВЗ воспитываются вместе с детьми возрастной нормы, влияет на недостаточно адекватное восприятие родителями перспектив развития ребенка. Родители не стараются соотносить реальные возможности особого ребенка и перспективы его развития, перекладывая ответственность на специалистов. Вопрос о принятии ответственности родителями за воспитание ребенка, разделение ее со специалистами является проблемой и задачей при выстраивании взаимодействия специалистов детского сада и родителей детей с
ОВЗ. В нашем исследовании принимали участие 10 родителей, имеющих детей с ОВЗ, посещающих инклюзивный детский сад с лекотекой г.Казани. . По результатам проведения методики Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) были сделаны следующие выводы Шкала Принятие / Отвержение. Из десяти исследуемых семей двое родителей набрали низкий балл (от 0 до 8). Это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Шкала Кооперация. 30% исследуемых набрали высокий балл (от 7 до 8). Это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
355 Шкала Симбиоз. 20% испытуемых не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. 30% (неполная семья) напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем. Шкала Контроль. Все 10 родителей показали средний балл поданной шкале. Это говорит о том, что контроль за действиями ребенка установлен в меру, нет строгих дисциплинарных рамок. Шкала Отношение к неудачам ребенка. 20% испытуемых считают, что ребенок - это маленький неудачники относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства детей кажутся им несерьезными, поэтому родитель игнорирует их. Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу симбиоз и маленький неудачник. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду. Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1.
Уровень родительских отношений
№ семьи Тип семейного воспитания симбиоз, принятие маленький неудачник, симбиоз контроль, принятие кооперация принятие, симбиоз симбиоз, кооперация принятие, маленький неудачник кооперация симбиоз, кооперация принятие.
Преобладающие типы родительского воспитания в семьях обследуемых детей приведены в таблице 2 .
356 Таблица 2
Преобладающие типы родительского воспитания
Можно сделать следующие выводы оптимальные родительские отношения наблюдаются в 3 семьях (30%); к нейтральному уровню отнесены- 5 семей родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 2 семьях (20%). Преобладающими типами воспитания является кооперация, самый благоприятный тип воспитания в семье и симбиоз - который является нейтральным. Однако, настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», тес одной стороны, родители любят своего ребенка, ас другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к появлению у детей тревожности. Входе исследования было выявлено, что в данной выборке преобладает нейтральный средний) уровень детско-родительских отношений, характеризующийся недостаточными взаимоотношения родителей с детьми. Родители видят своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. Необходимо отметить, что есть семьи с высоким уровнем, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность. Однако встречаются и такие семьи, где ребенок не удовлетворен своим семейным положением и испытывает постоянную повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду. Таким образом, для нормализации родительских отношений с детьми с ОВЗ необходима специальная психокоррекционная работа сними как с социальными группами, с целью устранения нестабильности и дискомфортности эмоциональных внутрисемейных взаимодействий, формирования социальной адаптивности. Развитие ребенка с ОВЗ находится в зависимости от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Анализ результатов взаимоотношений в семье показывает, что в психологической коррекции нуждаются как дети, таки их родители им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений
Литература
1.
Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь Меркурий, 2011. - С. 176-180.
2.
Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.
3.
Шевцова СВ. Психология семьи как предмет научного анализа / СВ. Шевцова Инновации в образовании. - 2004. - №4 - С. 79-82.
1.
Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь Меркурий, 2011. - С. 176-180.
2.
Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.
3.
Шевцова СВ. Психология семьи как предмет научного анализа / СВ. Шевцова Инновации в образовании. - 2004. - №4 - С. 79-82.
WWW.LOGOMAG.RU САЙТ ЛОГОПЕД-ВОЛШЕБНИК
призван объединить родителей, которым нужна помощь и нас, логопедов, дефектологов, специальных психологов, врачей, способных эту помощь оказать и просто людей неравнодушных. Давайте объединяться, вместе мы сильнее
Интернет-магазин сайта «Логомаг» - профессионально подобранное методическое обеспечение работы дефектологов печатные издания (учебники, монографии, сборники научных статей, словари, периодические издания конспекты занятий, диагностический материал рабочие тетради, наглядный и дидактический материал учебные и развивающие диски развивающие игры и игрушки (для развития речевого дыхания, просодики, мелкой моторики, сенсорного воспитании, вальдорфские, народные, эко-игрушки); оборудование для кабинета, логопедические зонды букинистический магазин и многое другое Гильдия специальных педагогов и психологов (дефектологов) – профессиональное сообщество специалистов информация о мастер-классах, профессиональных выставках, конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации информация о грандах, конкурсах, наградах новости ведущих ВУЗов анонс защиты диссертационных работ по специальной педагогике и психологии организация конкурсов и премий в области новейших разработок в области специальной педагогики и психологии поощрение научных и практических разработок в области специальной педагогики и психологии Рейтинг лучших специалистов отрасли, база данных для помощи в поиске и подборе специалистов для коррекции нарушений развития Форум – живое общение на профессиональные темы Помощь студентам краткие курсы лекций, презентации к ним вопросы и рекомендации к зачетам, экзаменам, контрольных и самостоятельным работам рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ лучшие курсовые и дипломные работы. Информация для родителей
Он-лайн консультации специалистов Индивидуальные программы для занятий Рекомендации по развитию и воспитанию детей Материалы для детей – он-лайн раскраски для автоматизации звуков Электронная библиотека – книги, статьи, программы, пособия, картинки для работы, планы и конспекты, документация Издательство «Логомаг»
WWW.LOGOMAG.RU Тел. +7 (499) 755-86-69
E-mail:
wizard@logomag.ru
НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛОГОМАГ»
Особые дети вариативные формы
коррекционно-педагогической помощи Особые дети вариативные формы коррекционно - педагогической помощи. Методическое пособие Под ред. Е.А.
Стребелевой, А.В. Закрепиной. -М ЛОГОМАГ, 2013. – с. В методическом пособии раскрываются вопросы организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возрастов с нарушением интеллекта в разных условиях стационаре, ПМПС центрах, смешанных группах в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов, подготовительном классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Раскрыты содержание, методы и приемы работы по формированию возрастных психологических образований и типичных видов детской деятельности у детей указанной категории. Пособие рекомендовано для руководителей и педагогов-дефектологов, работающих в различных дошкольных учреждениях, а также будут полезны для студентов дефектологических факультетов. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений
звукопроизношения. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. / Авт- сост.Григоренко НЮ, Покровская Ю.А. М ЛОГОМАГ, 2015.
Учебно-методическое пособие«Введение в логопедию. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения» предназначено для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 Специальное дефектологическое) образование профиль Логопедия (квалификация (степень) бакалавр материалы данного пособия рекомендуются для использования в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, работающих с детьми с речевыми нарушениями. Заикание с позиции
логопсихокоррекционного подхода. Курс лекций (с практическими материалами для коррекции речевых и личностно-коммуникативных нарушений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Автор-составитель –
Садовникова Е.Н. - М Логомаг, 2014. – 158 с.
Учебно-методическое пособие Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода является работой в рамках логопсихотерапевтического направления изучения данного сложного феномена и продолжает традиции школы Ю.Б. Некрасовой. Заикание рассматривается как нарушение общения, обусловленное особенностями в передаче или субъективной обработке аудиовизуальных и кинестетических сигналов обратной связи. Данное пособие – результат не только книжной работы, но и 20-тилетней практики автора в качестве учѐного-исследователя, непосредственно внедряющего научные идеи в личностно-ориентированный психолого- педагогический процесс устранения заикания.
Особые дети вариативные формы
коррекционно-педагогической помощи Особые дети вариативные формы коррекционно - педагогической помощи. Методическое пособие Под ред. Е.А.
Стребелевой, А.В. Закрепиной. -М ЛОГОМАГ, 2013. – с. В методическом пособии раскрываются вопросы организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возрастов с нарушением интеллекта в разных условиях стационаре, ПМПС центрах, смешанных группах в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов, подготовительном классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Раскрыты содержание, методы и приемы работы по формированию возрастных психологических образований и типичных видов детской деятельности у детей указанной категории. Пособие рекомендовано для руководителей и педагогов-дефектологов, работающих в различных дошкольных учреждениях, а также будут полезны для студентов дефектологических факультетов. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений
звукопроизношения. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. / Авт- сост.Григоренко НЮ, Покровская Ю.А. М ЛОГОМАГ, 2015.
Учебно-методическое пособие«Введение в логопедию. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения» предназначено для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 Специальное дефектологическое) образование профиль Логопедия (квалификация (степень) бакалавр материалы данного пособия рекомендуются для использования в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, работающих с детьми с речевыми нарушениями. Заикание с позиции
логопсихокоррекционного подхода. Курс лекций (с практическими материалами для коррекции речевых и личностно-коммуникативных нарушений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Автор-составитель –
Садовникова Е.Н. - М Логомаг, 2014. – 158 с.
Учебно-методическое пособие Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода является работой в рамках логопсихотерапевтического направления изучения данного сложного феномена и продолжает традиции школы Ю.Б. Некрасовой. Заикание рассматривается как нарушение общения, обусловленное особенностями в передаче или субъективной обработке аудиовизуальных и кинестетических сигналов обратной связи. Данное пособие – результат не только книжной работы, но и 20-тилетней практики автора в качестве учѐного-исследователя, непосредственно внедряющего научные идеи в личностно-ориентированный психолого- педагогический процесс устранения заикания.
Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Дизайн обложки –
И.А. Насырова Подписано в печать 06.11.2014. Бумага офсетная. Печать цифровая. Формат х 1/16. Гарнитура «Times New Roman». Усл. печ. л. 20,93.
Уч.-изд. л. 28,78. Тираж 200 экз. Заказ 3/11. Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательства Казанского университета
420008, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37 тел. (843) 233-73-59, 233-73-28
И.А. Насырова Подписано в печать 06.11.2014. Бумага офсетная. Печать цифровая. Формат х 1/16. Гарнитура «Times New Roman». Усл. печ. л. 20,93.
Уч.-изд. л. 28,78. Тираж 200 экз. Заказ 3/11. Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательства Казанского университета
420008, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37 тел. (843) 233-73-59, 233-73-28