Файл: Т. В. Артемьева Рецензент канд псих наук, доцент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Казань, 11–12 ноября 2014 г. КАЗАНЬ
2014

УДК 376
ББК 74.3 И Научный редактор канд. псих. наук, доцент Т.В. Артемьева Рецензент канд. псих. наук, доцент И.А. Нигматуллина И Инновационные формы и технологии и комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 11–12 ноября 2014
г) / сост. АИ. Ахметзянова. – Казань Изд-во Казан. унта, 2014. – 360
с.
ISBN 978-5-00019-295-5 Сборник содержит материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Содержание статей направлено на решение актуальных проблем и вопросов специального образования. Материалы конференции представляют интерес для студентов, магистрантов, аспирантов, овладевающих знаниями в области специальной педагогики и психологии, а также для работников специальных коррекционных) образовательных организаций и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
УДК 376
ББК 74.3
ISBN 978-5-00019-295-5
© Коллектив авторов, 2014
© Издательство Казанского университета, 2014

3 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ………………………… 9
Бережнова И.Г., Трусковская АИ Деятельность педагога-психолога в условиях инклюзивного образования в ДОУ Все вместе. 9
Габдуллина А.А., Занько В.С. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья на примере слабослышащих детей с нарушениями письма. 13
Голубева МА, Бабкина С.Н. Отрошко Г.В. Создание образовательной среды, обеспечивающей развитие жизненных компетентностей у детей с ОВЗ, обучающихся в школе по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР.......................................................................................................................... 16
Закирова АР К вопросу о барьерах в инклюзивном образовании и возможных путях их преодоления. 19
Залялетдинова АД Подходы в изучении самодетерминации личности в условиях инклюзивного образования. 22
Земскова Е.А., Леушкина А.М. К вопросу об инклюзивном образовании детей с синдромом Дауна........................................................................................................................... 24
Игнатьев А.Е. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования. 27 Ильина С.Д.
Взаимоотношения школьников с нарушенными сохранным слухом в условиях совместного обучения. 29
Калимуллина О.А. Основы ситуации успеха в учебной деятельности с детьми с ОВЗ….. 31
Киваева ИВ, Грядунова О.В. Методическое сопровождение коррекционного обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. 34
Кириллова Е. А Предпосылки возникновения и развития инклюзивного образования в России. 37
Комарова С.Н., Булякова НА Опыт практической работы специалистов вариативных форм специального образования. 39
Макарова А.В. Развитие инклюзивного образования в Республике Татарстан.................. 43 Македонская О.А.
Трудности или Плюсы и минусы инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в условия общеобразовательной школы. 45
Маркина Ю. Д, Хуснутдинова Л. АО проблемах инклюзивного образования в России 49
Миндукова Ю.Е. Организация психологического сопровождения инклюзивного образования студентов 1 курса с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете. 52
Михайлова МС Модели сопровождения детей и подростков с особенностями развития в интернатных учреждениях. 54
Набиуллина Р.Х. Проблема взаимоотношения детей с ОВЗ и окружающей средой. 59
Нуриева Р.Р. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных условиях дошкольного учреждения (из опыта работы с детьми имеющими речевые нарушения и проблемы адаптации. 63


4
Позднякова МА Особенности социальной интеграции детей с нарушенным слухом в условиях комбинированной группы дошкольного образовательного учреждения по методике Э.И. Леонгард……………….. 66
Растатурина А.В. Внедрение инклюзии, как способ улучшения качества образования в общеобразовательных учреждениях. 70
Сафина АИ Адаптация и реализация программ МЛ. Лазарева «Интоника» и Здравствуй в условиях инклюзивных групп на базе Центра адаптации, реабилитации и ресоциализации «VERA»……………………………………….................. 72
Трушина СВ, Роль тьютора в обучении детей с ВОЗ 75
Уварова Т.Б. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида с семьями воспитанников в условиях инклюзии………………. 79
Усманова Н.К. Современное состояние дошкольного инклюзивного образования в России ………………………………………………………………………………………. 83
Ушакова Е.В., Гусейнова А.А. Современные тенденции обучения и воспитания детей с ОВЗ ....................................................................................................... 86
Файзрахманова АТ Социально-психологическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ВУЗа 90
Файзрахманова Л.Д., Яппарова ФР Мониторинг представлений родителей детей старшего дошкольного возраста о реализации инклюзивного образования в Республике Татарстан……………………………………………………………………… 93 РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 97
Алиуллина Ф.М. Игра по правилам как предпосылка к формированию понимания нормативной ситуации 97
Бабина ОС Использование интерактивного оборудования Mimio Studio в логопедической работе. 99
Баранова Е.Г. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста с использованием верботонального метода. 101 Беляк О.А.
Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми имеющих нарушения развития аутистического спектра 104
Бондаровская МГ Использование нетрадиционных приемов обучения дошкольников на фронтальных логопедических занятиях. 106
Буреева Л.М. Право выбора ходить или зависеть. 109
Валитова ИЗ Технология биологической обратной связи в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР ОНР III уровня. 112
Василова Ф.Ф. Использование инновационной технологии дидактического синквейна в работе с детьми общим недоразвитием речи для развития лексической стороны речи 115
Власова Е. А, Покровская Ю. А Исторические аспекты использования музыкально-ритмических занятий в коррекционной работе 117
Гаевская В.В. Метод наглядного моделирования – эффективное средство при формировании навыков связной монологической речи у детей с ОНР III уровня 121
Долматова Т.Л. Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 125


5
Закирова Л.Р., Логоритмика и метод изографического моделирования в формирование слоговой структуры слова 128 Ильина Е.В. Использование инновационной технологии БОС – здоровье в системе логопедической работы с дошкольниками 131
Коротаева И.А. Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии………………………….. 134 Македонская О.А., Антипова В.С. Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей и диагностической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 136
Рогожкина А.В. Развитие мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста средствами авторской сказки. 140
Сабирзянова Л.Н., Чупракова Л.А. Развитие познавательных способностей у детей с речевыми нарушениями методами кинезиологии………………………………. 142
Сайфуллина МН Метод Блисс-коммуникации в работе с безречевыми детьми. 146
Салахова ГМ Прием антиципации в понимании учебного текста младшими школьниками с задержкой психического развития 149
Струнина Е.В. Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 151
Тимошинова НС Развитие просодических компонентов речи у детей с ТНР с использованием элементов музыкальной терапии. 154
Файзрахманова РТ Творческий рассказ как эффективный метод развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. 157
Хуснутдинова Л.Р. Су-джок терапия в работе с детьми с нарушениями речи. 160
Юсупова С.А. Использование инновационных и информационных технологий в специальном образовании. 163 РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 169
Блиялкина ДМ Особенности лексико-семантической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения. 169
Булдакова А.Э. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением зрения и интеллекта. 172
Велиханова Н.Ф. Социально-педагогическая деятельность по повышению уровня социальной адаптации воспитанников школы-интерната 8 вида 175
Галимова З.И. Исследование мотивации общения старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития со сверстниками в процессе игровой деятельности 180
Гарипова Э.З. Индивидуальная работа на уроках русского языка в начальной школе 183
Дуткевич Т.В., Чайковская ОН Психологическая сущность цели в коррекции конфликтности младших подростков, склонных к девиантному поведению. 186
Ибрагимова Г.Х. Особенности самосознания детей с ранним детским аутизмом. 190
Исмаков Т.М. Особенности поведения в конфликтных ситуациях учащихся с нарушениями зрения старшего школьного возраста. 193
Князева Н.В. Анализ подходов в сопровождении детей со сложными нарушениями в развитии в России и за рубежом. 196


6
Конькина О.И. Особенности работы над развитием речевого слуха и формированием произносительной стороны речи в Казанской школе-интернате
I-II вида им. Е. Г. Ласточкиной у детей с комплексными нарушениями. 200
Коробченко К.К. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев руку детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. 202
Марачковская ОС, Юсупова ИВ Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи в свете личностно-ориентированного обучения. 204
Мущинина КГ Психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с девиантным поведением. 208
Пущина С.А. Сравнительная характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН при нормальном и минимальном сниженном слухе. 211
Cухонина НС Основные направления развития компенсаторных процессов у учащихся с нарушениями зрения на уроках математики. 214
Тимофеева НА Словарная работа на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 217
Халиуллова АН Особенности самооценки подростков с нарушением слуха. 219 РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. 223 Александрова КВ Исследование динамики развития связной речи в условиях специального обучения и воспитания у детей с моторной формой алалии……………… 223
Ахметзянова Е.А., Свилина ТА Особенности восприятия и понимания повествовательных текстов детьми с общим недоразвитием речи. 226
Ахметсафина Р.Р. Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи. 229
Булычева О.Ф. Рисуем двумя руками. 231
Быкова КМ, Покровская Ю. А. Нарушение глотания у больных с афазией 233
Войтович Э.И., Ушакова Е.В. Проблемы оказания коррекционно-логопедической помощи дошкольникам, воспитывающимся в условиях двуязычия. 237
Габитова ЭР Логоритмика в системе коррекционного обучения. 241
Ганиева Р.И. Особенности понимания художественных текстов дошкольниками с общим недоразвитием речи. 243
Дмитриева Р.Г. Особенности сформированности интонационной стороны речи школьников с нарушением слуха 246
Журавлева Ж.И. Возможности словесного творчества в социокультурном становлении личности старших дошкольников с нарушениями речи и задержкой психического развития. 249
Зайдуллина ЭР Индивидуально-психологические особенности детей подросткового возраста страдающих заиканием. 252
Зиновьева О.В. Расслабляющие упражнения в работе с заикающимися детьми 255
Казачкова КМ, Кудрявцева ОС Исследование особенностей нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха. 257
Каримуллина ГМ Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 261
Лаврентьева А.Е. Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня 264


7
Матюх ИВ Усвоение лексической сочетаемости слов младшими школьниками с системным недоразвитием речи …………………………………………………………... 266
Миннеханова ГР Дидактическая игра – эффективное средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. 269
Мягкова Л.П. Особенности понимания грамматических форм детьми с ОНР…………... 273
Нуриева Э.М. Коррекционная работа по формированию навыков словообразования. 275
Поздеева Н.В., Кожокарь А.В. Особенности лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей с задержкой психического развития. 279
Прожерина ИВ Значение развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. 281
Рузаева ИВ Тренажеры речевой активизации – Волшебные Колечки. 283
Саликова Л.Ф. Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями речи. 286
Тараканова Л.В. Формирование навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи. 288
Фадеева Л.А. Логопедическая ритмика как средство работы с детьми с различными речевыми нарушениями. 290
Федотова К.Э. Развитие эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня. 294
Шашкина ГР Логопедические технологии выявления дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. 297
Юнусова А.Ф. Использование логопедической ритмики в работе с детьми с общим недоразвитием речи. 300 РАЗДЕЛ 5. ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 302
Володченко МА Особенности конфликтности педагогов в зависимости от стажа их работы в общеообразовательном учебном учреждении. 302
Нафигуллина Д.Э. Исследование состояния голоса и его выносливости у молодых педагогов. 305 Носко ИВ Компетентностная подготовка магистров к инклюзивной образовательной деятельности 307
Отрошко Г.В. Формирование компетенций учителей начальных классов по вопросам диагностики и коррекции нарушений письма и чтения. 311
Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей. 314 Толков АС Факторы влияния на процесс адаптации студентов к условиям высшей школы. 317
Якубжанова ДБ Формирование профессиональной компетентности студентов-дефектологов……………………………………………………………………... 319 РАЗДЕЛ 6. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. 324
Бондарькова Ю.А. К проблеме выбора диагностического инструментария для изучения детей с ОВЗ первого-второго года жизни. 324