ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
Каримова ФР Организация ранней психолого-педагогической помощи детям с невротическими расстройствами …………………………………………………………. 327
Качкина АР Актуальные проблемы ранней коррекционно-развивающей помощи детям третьего года жизни с тяжелыми нарушениями речи 330 Седина Л.Б. Лекотека – служба психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ………………………………………………………………... 333
Федорова В.Д. Развитие адаптационных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях службы ранней помощи 335
Чураева УЛ Специфика организации ранней помощи детям, страдающим детским церебральным параличом в Республике Татарстан………………. 337 РАЗДЕЛ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. 341
Бородина Л.А., Бородина Т.Г. Взаимосвязь работы логопеда с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. 341
Кадырова Э.А. Исследование преобладающего типа родительского отношения в семье к ребенку с задержкой психического развития 343
Кухтина Н.В. Применение метода сказкотерапии на совместных занятиях с детьми с отклонениями в развитии и их родителями. 347
Турусова В.В. Влияние типа взаимодействия в семье на возникновение тревожности детей с нарушениями интеллекта. 349
Усманова Н.К. Исследование понимания родителями детей с ОВЗ особенностей инклюзивного образования. 351
Федорова НА Особенности отношения родителей к детям с ограниченными возможностями, посещающим инклюзивный детский сад
9 Раздел 1. Проектирование инновационной модели инклюзивного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья Деятельность педагога-психолога в условиях инклюзивного образования в ДОУ Все вместе
Activities of an educational psychologist in terms of inclusive education in pre-school
educational institution "All together!"
Бережнова И.Г., Трусковская АИ Студентки 4 курса кафедры психологии образования Саратовского Государственного Университета им. Н.Г.Чернышевского Научный руководитель Горина Е.Н., к. соц.н., доцент Россия, г. Саратов
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Согласно Федеральному закону РФ, инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образования пытается сократить разницу между возможностями детей с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, инклюзивное образование слабослышащих детей предполагает их включение в систему общего образования, активное взаимодействие детей со сниженным слухом (и их родителями) и здоровых. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Затрудненность словесного общения, его нарушение является тем решающим условием, которое выступает как главная причина аномального развития. Необходимость специально организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом доказана многовековым практическим опытом. Саратовский регион получит 71 млн руб. в рамках государственной программы "Доступная среда" на 2011–2015 гг. В проекте примут участие 46 школ из всех районов области, которые в дальнейшем должны стать муниципальными ресурсными центрами инклюзивного образования. Средства направят на создание в школах безбарьерной универсальной образовательной среды. Будут установлены пандусы, оборудованы специальные гигиенические комнаты, учебные кабинеты на первых этажах зданий. Методики инклюзивного обучения нарабатывались в Саратовской области с 2007 года на базе региональных экспериментальных площадок инклюзивного образования в средних школах NN12, 24 Энгельса, N 93 Саратова, в гимназии N1 Балаково. С 2012 г. на базе гимназии N1 и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 3-4 видав Саратове действует федеральная экспериментальная площадка "Региональная модель формирования безопасной образовательной среды для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Она предполагает превращение коррекционной школы в ресурсный центр по поддержке инклюзивного и интегрированного обучения детей по своему профилю заболевания в любой школе области.
10 Цель проекта Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения, способствующей комфортному пребыванию слабослышащих и нормативно развивающихся детей в инклюзивном ДОУ. Задачи проекта
- формирование толерантного отношения к слабослышащим детям внутри группы и родителей
- диагностика, коррекция, консультация всех детей
- психолого-педагогическое консультирование родителей
- обеспечение методическим материалом работающего персонала со слабослышащими детьми
- проведение мероприятий по налаживанию взаимодействия, сплочение коллектива, группы детей с интеграцией в него детей с пониженным слухом Направления работы психолога
- создание условий, которые способствуют эмоциональному благополучию детей
- свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка
- диагностические мероприятия всей группы
- развивающая и коррекционная работа
- консультирование родителей по проблемам воспитания детей
- мероприятия по формированию толерантности у детей по отношению к слабослышащим ребятам
- собрания родителей по формированию толерантности, поддержки семей и детей. Важность данного мероприятия состоит в комплексе мероприятий с целью социальной адаптации слабослышащих детей в общей группе ДОУ (I); формирование толерантности по отношению к слабослышащим детям (I); обязательное включение родителей и педагогов в данную деятельность (II). Необходимые ресурсы
- методический материал (для диагностики, коррекции и развивающей работы)
- оборудование для игр и мероприятий Этапы реализации проекта
I. На начальном этапе реализации проекта мы предлагаем
- игры на знакомство
- на мимику и жесты (для большего понимания друг друга, атак же возможности понимать и общаться по жестами мимике,
- упражнения на сплочение, атак же упражнения на воспитание толерантности у детей. Данные игры и упражнения будут проводиться перед каждым диагностическим, коррекционным занятиями или консультацией. Игры на знакомство Давайте поздороваемся Ход игры Вначале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его. Круг имен Дети становятся вкруг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.Для усиления такого чувства можно взяться за руки. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое итак далее. Первый называет имена всех. Все эти методы подразумевают сплочение всех детей в группе истирание (или минимизацию) границ между возможностями слабослышащих и здоровых людей.
11 Игры на мимику и жесты Фрукты
1. Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
2. Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние выедите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам наголову. Также можно применять птицы, грибы, транспорт. Данное упражнение помогает и развить мимику, и показать, что комфортное и интересное общение может строиться даже имея ограничения по здоровью. Дом гномов Рассказывая стих, обязательное сопровождение мимикой и жестами
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе) Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак) Красят стены, крышу, пол, (руками красим сбоку, вверху, внизу) Прибирают всё кругом. («метём» метлой) Мы к ним в гости придём (шаги на месте) И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх) Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий со слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точными обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего. При показе дети должны повторять задание вслух. Упражнения на сплочение Печатная машинка Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. Посылка Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников отправляет посылку, легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений. Контакт без слов. Упражнение проводится в кругу. Для его проведения необходимо четное число участников. Ребята получают задание Насчет Раз каждый из нас должен находясь на своем месте и молча, найти себе пару. Когда я скажу два, вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу рази вы должны найти новую пару, а насчет Два начать делать одинаковое движение с новым партнером. Почему важна сплоченность возможность окунуться, увидеть, услышать, ощутить, испытать, возможность стать, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет. Данные упражнения способствуют усилению духа группы демонстрируют, что каждый ребенок вносит свой значимый вклад в общее дело группы, атак же направлены на получение эмоционального и физического удовольствия от выполнения заданий.
12 Упражнения по развитию толерантности Чем мы похожи. Процедура проведения члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает вкруг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д. Света выходит вкруг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Ты мне нравишься тем Ход упражнения участники встают вкруг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом Мне в тебе нравится, и называет понравившееся качество несколько качеств. Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников. Комплименты По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное – комплимент. Данные упражнения дают понять каждому ребенку, что все мы похожи, все мы значимы друг для друга. Проделывая задания, дети получают заряд положительных эмоций, причем эти эмоции направлены от всех участников, не разделяя или отстраняя кого-то.
II. Консультирование родителей и педагогов об особенностях развития детей со сниженным слухом, регулярное проведение встреч с педагогами на тему построения правильных взаимоотношений в детском коллективе. Возможность частных встреч с родителями, педагогами, атак же детьми по вопросам взаимодействия в коллективе и иным вопросам. Данный проект поспособствует включению слабослышащих детей в общую группу
ДОУ. Чтобы детям было комфортно находиться и развиваться, подобранные нами упражнения и игры (которые будут проводиться перед коррекционным, диагностическим или любым другим занятием психолога в группах) будут способствовать узнаванию и принятию друг друга. Проект направленна то, чтобы дети с нормальным уровнем здоровья не отстранялись от слабослышащих, которые непохожи на них, а наоборот видели в них сверстников, у которых помимо нарушения есть свои, значимые способности. Атак же развитие толерантности и минимальные навыки владения мимическими жестовым разговором (языком) для более тесного эмоционального общения друг с другом. Литература
1. Выготский Л. С. К вопросу о психологии и педологии. // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4.
2. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Психология развития ребенка. – М Смысл, Эксмо, 2004. \
3. http://www.radugazvukov.ru/istok_audio_trading/special/articles_for_specialists_in_t/det ail.php?ID=3316 4. http://www.ng.ru/education/2013-10-08/8_special_school.html
5. http://городской-суд.рф/zakon/rebenok/sanpin_detski_sad
13 Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья на примере слабослышащих детей с нарушениями письма)