Файл: Оглавление Введение Наука и общество Социальные проблемы организации науки Социальный климат науки Заключение Список литературы Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что касается взаимоотношений внутри научных коллективов, то они далеко не всегда устраивают их членов, ибо в организации их труда не соблюдаются элементарные требования, часто не бывает перспективы, поддержки новаторских идей, права на поиск и эксперимент.
Прагматический подход к науке привёл к тому, что общество не обеспечивает приток новых сил в эту сферу, плохо стимулируется их труд, не создаёт необходимые приоритеты для творчества. Необходимо максимально использовать такие стимулы научного поиска, как справедливая оценка со стороны научного сообщества, общественное признание, создания условий для выдвижения талантливых учёных, демократизация управления наукой, развёртывание дискуссий, обновление каналов научных коммуникаций.
И, наконец, профессиональная культура исследователя становится как никогда показателем того, насколько велика отдача его как учёного. Как бы не было велико значение творческого коллектива, двигателем прогресса в науке будут определённые идеи, творцом которых всегда является конкретный учёный. Но условия для выявления талантов слишком размыты.
Все это позволяет сделать вывод, что социальный климат науки серьёзно деформирован и не представляет серьёзного резерва для повышения её эффективности.
Заключение
Итак, состояние науки в нашей стране оставляет желать лучшего по различным причинам. Прежде всего, это финансовые проблемы, слишком мало средств выделяется на научные исследования, на содержание и поощрение учёных. Сильное ограничение свободы действий учёных, они творили не то, что хотели, а что требовалось правительству. Все основные успехи науки, так или иначе, связаны с военно-промышленным комплексом, в «мирных» областях достижения весьма скромные. Как следствие возникают некоторые негативные явления. Прежде всего, прерывается связь между поколениями в науке, это когда опыт учёных старшего возраста некому передавать, поскольку молодые люди не хотят быть учёными. Другая проблема - это «утечка мозгов», т.е. при возможности учёные покидают нашу страну в поисках лучших условий для своей жизни и деятельности.
Существующие проблемы не чей-то злой умысел, нет, это закономерные последствия, доставшиеся нам от недавнего социалистически-коммунистического прошлого. Чтобы понять, почему возникли эти проблемы, надо уяснить суть ушедшего политического строя. Словарь русского языка Ожегова даёт практически одинаковые определения для социализма и коммунизма, просто социализм считается первой фазой коммунизма.
Коммунизм:
1) идущий на смену капитализму в результате победы пролетарской революции и диктатуры пролетариата общественный строй;
2) основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства;
3) отсутствует деления на классы, при котором уничтожена противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом;
4) осуществляется распределение по потребностям.
В самом определении уже имеются противоречия и утопичные положения.
Что значит «общественная собственность на средства производства»? Под этим термином понимается государственная собственность на средства производства, т.е. государство вместо множества людей будет решать где, как и что производить. Государство слишком широкое и расплывчатое понятие. В более узком смысле государство - это чиновники или бюрократы, находящиеся в иерархической зависимости и составляющие аппарат управления. Таким образом, управлять производством будет чиновник - человек, назначенный на должность. Он выполняет приказы, приходящие «сверху», не имеет свободы действий. Нет мотивации, сохранять и преумножать вверенное ему имущество. То, что досталось без усилий не цениться. А в случае растрат и убытков, он как бы не причём, поскольку выполняет приказы и персональной ответственности за неудачи не несёт.
Деления на классы избежать не получится, поскольку любой пролетарий, назначенный на должность, становится бюрократом. Он получает кабинет, секретаря, средства связи для передачи приказов, шкаф для хранения бумажных распоряжений, чтоб последующие приказы не противоречили предыдущим и т.д. Хорошо если люди добровольно будут подчиняться бюрократу, а если нет. Тогда потребуется кто-то сильный, чтоб следить за выполнением приказов, и при необходимости принуждать к их выполнению, это ещё один класс.
Люди по возможности начинают сопротивляться, поэтому коммунизм возможен только в результате революции, т.е. силового захвата власти. Не имея возможности сопротивляться, люди начинают «голосовать ногами», т.е. бегут из коммунистического рая туда, где у них будет свобода действий, где они будут заниматься любимым делом, где их не будут принуждать работать на государство практически даром. Причём бежит народ наиболее способный, умный и талантливый.
Распределение благ по потребностям - это утопия, поскольку потребности человека неограниченны, а материальных ресурсов для получения различных благ всегда мало. Люди не получали оплаты адекватной их результатам труда. На практике люди работали за строго фиксированную плату, как не работай - получишь одинаково, люди стараются не выполнять работу по любым предлогом. В итоге производительность труда снижалась до минимально допустимого уровня, а это ведёт к обнищанию государства.
Итак, коммунизм в силу бедности по сравнению с капитализмом, не может обеспечить достойного финансирования науки, содержания учёных и не только. Учёные не желающие работать даром и принудительно, по возможности «голосуют ногами», те, кто останутся, работают с минимальной эффективностью.
Современный строй с рыночной экономикой даёт большие возможности для развития науки. Люди работают без принуждения, по контракту и с максимальной отдачей, однако без поддержки государства всё равно не обойтись. Почему? Потому что частный предприниматель хочет получить прибыль, как можно быстрее с минимальным риском. Ему больше подходит инвестирование в прикладную науку, там результат можно получить быстрее, соответственно раньше можно продать результаты труда и получить выгоду.Финансирование же фундаментальной науки остаётся прерогативой государства, инвестиции здесь не дают быстрой прибыли, поскольку результаты научных исследований могут принести плоды через годы, а иногда и десятилетия.
Список литературы
1. Бардашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспективы // социологические исследования, 2000. - №3.
2. Бербер Ю.В. Социология науки. Социология сегодня. - М., 1992.
3. Волков Г.Н. Социология науки. - М., 1968.
4. Керимов Д.А., Кайзеров Н.М. Интеллектуальная собственность. М., 1993.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Третье издание под редакцией академика С.П. Обнорского. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва - 1953.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп., и перераб. - М.: Прометей, Юрайт, 1999. - 512 с.