Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ И ТУРИЗМА
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
профили «География», «Экономика»
дисциплина «Методика обучения по профилю «География»
Выполнил: студент
очной формы обучения
4 курса 2 группы
естественно-географического факультета
Каландеров Мекан
Научный руководитель:
к.г.н., заведующий кафедрой географии и туризма
Крутских Ольга Александровна
Воронеж – 2022
Содержание
Введение…………………………………………………...………………………3
Глава 1. Интеграция в образовании……………………………………………...4
1.1. Понятие интеграции, её цель и направления……………………………….4
1.2. Важность интеграции в образовательном пространстве…………………..6
1.3. Интеграция географии с другими школьными предметами……………..13
Глава 2. Разработка интегрированных уроков при изучении населения стран Центральной Азии……………………………………………………………….19
2.1. Разработка урока на тему «Изучение населения стран Центральной Азии»……………………………………………………………………………..19
2.2. Применение математических умений при организации урока географии………………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Введение
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях- теоретической, практической и прикладной. Главная цель – изучить особенности интегрированного урока математики. В настоящее время внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Объект исследования – интеграция в образовании.
Предмет исследования – интеграция географии с другими школьным предметами.
Цель курсовой работы – изучение методики организации интегрированных уроков географии.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть важность интеграции в образовательном пространстве;
2) Изучить особенности интеграции географии с другими школьными предметами;
3) Разработать урок с использованием интеграционных процессов в образовательном пространстве.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез научно-методической литературы.
Глава 1. Интеграция в образовании
1.1.Понятие интеграции, её цель и направления
Интеграция - процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [7].
В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной. Интегрированная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока [10].
Одно из самых распространенных слов в педагогическом лексиконе современного учителя, воспитателя, управленца в сфере образования – слово «система». Мы говорим об образовательном учреждении как системе, о системе учебного занятия, о системе взаимоотношений педагога и детей и т.д. Это естественно, ибо, как говорил А.С. Макаренко, никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятым от системы; никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний [18].
С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного.
Интеграцию можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности [19].
Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную).
Интеграция в образовательном процессе означает:
-
комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов; -
взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности; -
органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе; -
взаимосвязь общего и дополнительного образования; -
гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся; -
введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов; -
объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.); -
взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума [6].
Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
-
переход от внутри предметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира; -
увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности; -
интеграция учебного материала -
ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы; -
увеличивает информативную емкость урока; -
является средством мотивации учения, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости [20].
Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении,внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.
Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:
-
осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутрипредметные связи); -
осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпредметные связи); -
интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированное занятие); -
интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например, обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.) [21].
Различают также вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В образовательном учреждении можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту [5].
Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:
-
расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка; -
усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности; -
использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся [24].
Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.
Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий [22].
Таким образом, интеграция – это объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними. Ее главная - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения.
1.2. Важность интеграции в образовательном пространстве
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира.
Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе и в практике преподавания[8].
Развитие любой науки, и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике время от времени появляются новые слова-названия типа методист-исследователь, новатор, оптимизация обучения и т.д. Последняя новация такого рода, получившая распространение в 90-е годы, - это интеграция учебных предметов. Что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения [1].
На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что латинское слово «интеграцио»- восстановление, восполнение, «интегр»-целый принято к употреблению в двух значениях: 1) объединение в целом каких-либо частей, элементов и 2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем. Первое значение признается книжным, второе – экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук. Такое же наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция» и в методике, т.е. науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью [25].
Интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности – совсем не новое методическое явление. Оно ценилось и использовалось, например, еще К.Д. Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом.