Файл: Методика обучения по профилю География.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, в изучении географии есть ряд тем и понятий, которые тем или иным образом встречаются и изучаются в других предметах. Также видно, что, как правило, это смежные предметы, т.е. предметы естественнонаучного цикла. Из предметов гуманитарного цикла наиболее частая связь с историей. Хочется отметить и то, что, несмотря на повторяемость тем по разным предметам, виды связей неодинаковы [14].

Межпредметность курса географии очевидна, но основной проблемой остаётся их реализация учителями – предметниками.

Таким образом, межпредметные связи способствуют более глубокому, полному освоению предмета и смежных с ним дисциплин, развивают образное мышление учащихся, помогают развитию опыта творческой деятельности, вызывают интерес к другим учебным предметам. Одной из центральных задач учителей остается повышение эффективности учебно – воспитательного процесса. Одной из главных функций межпредметных связей является усиление объяснительного элемента.

Глава 2. Разработка интегрированных уроков при изучении населения стран Центральной Азии

2.1. Разработка урока на тему «Изучение населения стран Центральной Азии»

Тема урока «Изучение населения стран Центральной Азии».

Цели урока: изучить население региона.

Задачи:

Предметные - рассмотреть основные характеристики населения региона.

Метапредметные - формировать умение анализировать информацию по данной теме.

Личностные - воспитывать познавательный интерес к познанию мира и изучению предмета.

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока: атлас, настенная карта, компьютер, интерактивная доска, проектор, тетради.

Ход урока

Этаны урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация

Просмотр видео ролика о странах Центральной Азии
Что нового вы узнали из ролика?

Что такое Центральная Азия?

Какие страны в нее входят?

Смотрят

Отвечают на вопросы


Целеполагание

Что мы должны изучить за этот урок?


Делают предположения


Мотивация

Где нам пригодятся полученные знания?

Делают предположения


Освоение нового содержания и способов действия


Каждый ученик получил раздаточный материал с политической картой Центральной Азии и информацией о площади и населении стран Центральной Азии,
Используя раздаточный материал заполните таблицу (таблица состоит из следующих блоков: страны с высокой плотностью населения, страны с низкой плотностью населения, причины высокой и низкой плотности населения)
Рассчитаем плотность, вспомните, какую формулу для этого мы должны использовать?
Сравните полученные результаты для каждой страны с показателем средней плотности в мире (47 чел/км).
Рассчитайте общую плотность населения всего региона, как она отличается от среднего показателя по миру?
Как вы это можете объяснить? Какие исторические и культурные аспекты могли оказать влияние на формирование таких особенностей населения региона?
Заполняем таблицу
Следующее задание.

Пользуясь картами атласа, текстом учебника, заполнить таблицу примерами и сделать выводы.
Таблица: Рождаемость, смертность, естественный прирост.
Как измеряется естественный прирост? Как его рассчитать?
Вопрос: нужно ли снижать высокие темпы роста населения в Азии?
Какие мировые и национальные религии представлены в Азии? Доля приверженцев какой религии наиболее высока в Азии?
Оцените половой и возрастной состав населения Азии? В каких странах преобладают женщины, а в каких мужчины?

Что значит «молодые» и «стареющие» страны?

Поделитесь на группы, распределите между сбой страны и постройте половозрастную пирамиду, используя данные раздаточного материала.




Заполняют таблицу




Сравнивают, делают устные выводы


Считают, сравнивают

Рассуждают, высказывают предположения, вспоминают знания истории, информацию из видео в начале урока
Заполняют таблицу



Высказывают свое мнение

Отвечают


Изучают вопрос, ищут ответ


Делятся на группы, выполняют задание

Закрепление. Составьте синквейн к понятию «Центральная Азия»


Составляют

Задание на дом: доделать половозрастные пирамиды

Рефлексия: что нового мы узнали на уроке?


Таким образом, в данном плане-конспекте урока показано возможность интеграции географии, математики и истории при изучении населения региона.

2.2. Применение математических умений при организации урока географии

Необходимость применения математики в географии возникла потому, что со времен возникновения человеческой цивилизации увеличивалось количество человеческих открытий, осваивались новые земли, строились города, и поток географической информации все увеличивался. Он охватывал множество стран, городов, народов, все части и явления природы, население, культуру и многое другое, и становился огромным и необозримым. Тогда на помощь географам пришла математика.

Математические модели хорошо показывают, как с течением времени изменяются наблюдаемые географические явления. Модели позволяют «проигрывать» возможные ситуации развития какого-либо явления и получать самое лучшее решение, а также делать прогнозы. Такое математическое моделирование очень помогает при наблюдении за вулканами, землетрясениями, наводнениями и другими объектами. В настоящее время в географии используются достаточно сложные методы математического моделирования.

Карта – это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности, построенное по математическому закону на плоскости и показывающее посредством условных знаков размещение и свойства объектов.

Для изображения географических объектов на карте применяется масштаб. Масштаб был придуман ещё до нашей эры Евклидом, а полное определение «масштаба» звучит так: «Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом». Масштаб (от немецкого - мера и Stab - палка) – это отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности. Масштаб – это дробь, у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше, чем сама местность.

Пример: Нам нужно изобразить на тетрадном листе дорогу длиной 20 км. Для этого нужно применить масштаб. Выберем масштаб 1: 1 000 000, что означает, что в 1 см – 10 км, значит 1 см тетрадного листа соответствует 10 км дороги. Теперь мы можем изобразить дорогу в тетради. На тетрадном листочке её длина будет составлять 2 см. Так при помощи мастаба поместились на наши карты - все реки, горы, моря и океаны нашей планеты.



Математика необходима при нахождении географического объекта при помощи широты и долготы.

Пример: Необходимо определить объект по его координатам: 5,7522 северной широты и 37,6156 восточной долготы.

С помощью географической карты определяем, что этот объект – Мосва.

Математика нам пригодиться при вычислении плотности населения страны, региона, района и т.д. (т.е. определение количества жителей приходящихся на 1 кв. км. территории),

Пример: Площадь территории Тульской области в её границах составляет 25 700 км², численность населения по состоянию на 2020 год составляет 1 432 570 чел. Соответственно, для определения плотности населения региона, необходимо численность населения разделить на площадь, т.е. 633 1 432 570 чел. / 25 700 кв.км. В результате этого деления получим приблизительно 55,7 чел/ кв.км.

Математика нужна и при нахождении высот равнин, возвышенностей, гор и т.д.

Рассмотрим физическую карту. Суша на ней окрашена в разные цвета – зеленый, светло-коричневый, красно-коричневый. В нижней ее части находится шкала высот, тоже разноцветная. Чтобы определить абсолютную высоту объекта, расположенного на земной поверхности, нужно сравнить цвет этого фрагмента карты с приведенной на полях карты шкалой высот и глубин. Чем выше горы, тем темнее и насыщеннее оттенок.

На карте черной точкой обозначается высочайшая вершина каждого горного массива, а рядом подписывается ее название и абсолютная высота с точностью до метра.

По такому же принципу обозначаются самые низкие точки нашей планеты – глубочайшие впадины.

Пример: Необходимо определить наивысшую точку Воронежской

области.

По карте рельефа Воронежской области определяем, что находится она в северо-западной части и имеет отметку 259 м над уровнем моря. Обозначена данная точка светло коричневым цветом.

Таким образом, зная значения высот или глубин объектов, мы можем сравнивать их между собой по высоте или глубине.

Без математических вычислений не обойтись при расчете годовой и среднесуточной температуры.

Среднегодовая и среднесуточная температура воздуха находится путем определения среднего арифметического чисел.

Для нахождения среднегодовой температуры воздуха в расчет будет включена температура воздуха каждого месяца года

К примеру, в городе Кострома дневная температура воздуха в 2019 году составила [6] (Таблица 1):


Месяц

янв

фев

март

апр

май

июнь

июль

авг

сент

окт

нояб

дек

Температура t, °C

- 8

- 4

+ 1

+ 10

+ 18

+ 21

+ 18

+ 17

+ 14

+ 6

- 1

- 2

Таблица 1 – Температура воздуха в Костроме, 2019г.

Для нахождения среднего арифметического чисел, необходимо найти сумму всех значений, указанных в данной таблице, и разделить на их количество:

((−8)+(−4)+(+1)+(+10)+(+18)+(+21)+(+18)+(+17)+(+14)+(+6)+(−1)+(−2))/12

Сумма чисел с отрицательными значениями получилась равной - 15

Сумма с положительными значениями получилась равной 105

Общая сумма чисел равна -15+105 = 90

Средняя дневная температура воздуха за 12 месяцев составит: 90/12=7,5°C

Сегодня наша жизнь очень быстро развивается, информации становится все больше и больше. Географы уже изучают землю, не путешествуя по морям и суше, а при помощи космических аппаратов. И сейчас на помощь географии также приходит математика, только расчеты стали сложнее, а решение находятся быстрее, так как у человека в руках столько технических новинок.

Заключение

В ходе выполнения работы были выполнены поставленные задачи и цель. Исходя из этого были сделаны следующие выводы:

Интеграция – это объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними. Ее главная - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения.

Первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе, он позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии познавательной активности субъекта образовательного процесса-ученика.


Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального интуитивного, аналитического и синтетического. Интегративный подход позволяет аппелировать к духовному миру ученика и воздействовать на тонкую субстанцию – душу ребенка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие. Результатом такого подхода в образовательном поле является развитие эмоциональной сферы детей.

Межпредметные связи способствуют более глубокому, полному освоению предмета и смежных с ним дисциплин, развивают образное мышление учащихся, помогают развитию опыта творческой деятельности, вызывают интерес к другим учебным предметам, способствуют формированию у учащихся своих способов мышления, умения видеть общее в частном и частное анализировать с позиции общего, для развития умений самостоятельно решать межпредметные проблемы.

Одной из центральных задач учителей остается повышение эффективности учебно – воспитательного процесса.

Межпредметные связи обладают рядом важных аспектов. Например, организационным аспектом. Их реализация дает возможность экономнее во времени определить структуру рабочей программы, выбор учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом. С другой стороны, межпредметные связи обладают и структурным аспектом. Их использование дает возможность экономнее во времени определить структуру рабочей программы, выбор типа урока, определение с выбором УМК, что способствует рационализации всего естественнонаучного образования.

Одной из главных функций межпредметных связей является усиление объяснительного элемента. Межпредметные связи помогают увидеть с разных сторон одно и тоже явление, факт или процесс, получить о нем более целостное представление.

В ходе выполнения работы был разработан план урока с применением метода интегрирования на тему «Изучение населения стран Центральной Азии».

Список литературы

  1. Бабанский, Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. / Ю.К. Бабанский. – Москва : 2000. – 118 с.

  2. Басынина Л.Н. Целостно-интегрированный подход на уроках географии / Л.Н. Басынина. – Москва : Лань,

  3. Ббабич, О. А. Современные интегрированные уроки / О.А. Ббабич. – Челябинск : Цицеро, 2011. – 144 с.

  4. Боярчук, В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Ф. Боярчук. – Москва : Просвещение, 2000. – 174с.

  5. Воздинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков / Д.И. Воздинский. – Москва : Просвещение, 2015. – 312 с.

  6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – Москва : Педагогика, 1991. – 125 с.

  7. Герасимов, С.В. Когда учение становиться привлекательным / С.В. Герасимов. – Москва : Просвещение, 1999. – 213 с.

  8. Герасимова, О.В. Межпредметные связи в процессе обучения / О.В. Герасимова. – Москва : Просвещение, 2006. – 218 с.

  9. Данбаев, В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности учащихся при обучении в школе / В.С. Донбаев. – Астана : Арман-Пв, 2015. – 208 с.

  10. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика. / Ю.И. Дик. – Москва : Просвещение, 2000. – 247 с.

  11. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе / И.В. Душина, Е.А. Таможняя. – Москва : Астрель-АСТ, 2002. – 204 с.

  12. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. – Москва : Педагогика, 2000. – 137 с.

  13. Колягин, Ю.М. Интеграция школьного обучения: Начальная школа. / Ю.М. Колягин. – Москва : Просвещение, 2001. – 281 с.

  14. Колягин, Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания / Ю.М. Колягин. – Москва : Юрайт, 2020. – 253 с.

  15. Кондратюк, Н.Н. Дидактические материалы по географии / Н.Н. Кондратюк. – Москва : ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.

  16. Нарымовский, Д.К. Интеграция в образовании / Д.К. Нарымовский // Педагогика. Серии «Педагогические науки». – 2019. – Т. 282, № 1. – С. 118–121. – Библиогр.: 8 назв.

  17. Никитин, Б.П. Технология интегрированного урока / Б.П. Никитин. – Москва : Просвещение, 1998. – 214 с.

  18. Перепечева, Н.Н. Нестандартные уроки географии / Н.Н. Перепечева. – Волгоград : Учитель. 2004, – 96с.

  19. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

  20. Сергеева, И.С. Интеграция в школьном образовании / И.С. Сергеева. – Москва : АРКТИ, 2005. – 313 с. Соловьева, О.В. Развитие познавательных способностей школьников / О.В. Соловьева. – Ставрополь : Сервисшкола, 2015. – 383 с.

  21. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. – Москва : Просвещение, 2001. – 345 с.

  22. Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока. Педагогика нового времени / Е.Ю. Сухаревская. – Москва : Лань, 2018. – 218 с.

  23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Ф.Н. Талызина. – Москва : Академия, 2016. – 288 с.

  24. Татарченко, С.С. Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении / С.С. Татарченко. – Санкт-Петербург : КАРО, 2012. – 120 с.