Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 9 Хабаровск Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра философии и культурологи
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Вариант №9
Хабаровск
Содержание
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните смысл следующих понятий темы 3
Задание второе. «Образ человека в поздний период античной философии» (сочинение) 5
Задание третье. Изобразите схематически основные проблемы античной философии 14
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии 16
Задание пятое. Тестовая проверка знаний 21
Список использованных источников 24
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните смысл следующих понятий темы:
Архэ − (начало, принцип), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении: 1) отправная точка, начало чего-либо в пространстве или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство.
Атом (от греческого – неделимый) понятие древнегреческой философии, введённое Левкиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия из которых состоят все вещи.
Атараксия – (отсутствие волнений, невозмутимость), идеальное душевное состояние, к которому, по Эпикуру, должен стремиться человек.
Бытие − философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
Гедонизм (от греческого слова – наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждения как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.
Диалектика – искусство вести беседу, спор.
Диалог − особый вид философской литературы, раскрывающий философскую тему в инсценируемой беседе нескольких человек.
Детерминизм (от латинского – определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Душа − понятие, выражающее внутренний мир человека.
Знание − проверенный общественно - исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждениях, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Идея − форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практически преобразования мира.
Космос − термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого.
Логос − термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное».
Майевтика, или мэевтика буквенно-повивальное искусство.
Материализм (от латинского – вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основные вопросы философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Понятие − мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
Разум − сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.
Скептицизм – рассматривающий, исследующий.
Стоицизм − школа древнегреческой философии, получившая название от портика в Афинах, где она была основана Зеноном.
Фатализм − мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Эйдос −«вид», «образ».
Этический рационализм − нравственный поступок с нравственным предписанием.
Задание второе. «Образ человека в поздний период античной философии» (сочинение).
1. Общая характеристика эллинистического и римского периодов античной философии. Эпикуреизм и стоицизм, их представители.
Для эллинистического периода (периода кризиса греческих полисов, воцарения Александра Македонского) характерно распространение философии киников и других «сократических» школ, философии стоиков, скептиков, Эпикура. В этот период намечается упадок в развитии античной философской мысли. Эпоха эллинизма в философии уступает по глубине и содержанию классическому периоду.
Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар, неоплатоники, ранние христиане. Для философии этого периода было характерно воздействие на философию идей христианства, взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой).
Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.
-
Метродор, ученик Эпикура; -
Колот из Лампсака -
Аполлодор Эпикурейский; -
Зенон из Сидона, ученик Аполлодора; -
Федр; -
Филодем из Гадары; -
Метродор Стратоникейский; -
Диоген из Эноанды.
Философия Эпикура основывалась на атомизме Демокрита и гедонистическом учении киренаиков. Для атомистов Вселенная вечна и бесконечна и, кроме нее, ничего нет. Все вещи состоят из мельчайших частиц — неделимых и неизменных атомов, и из них слагается мир, как из букв — комедии и трагедии. Буквы — атомы, драматические произведения — наш мир.
В отличие от Демокрита Эпикур считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу (у Демокрита атомы невесомы). По Левкиппу и Демокриту, причинами неделимости атомов являются их малость и отсутствие частей; под влиянием критики Демокрита Аристотелем Эпикур пришел к выводу, что атомы имеют части, но неделимы из-за абсолютной непроницаемости. Эпикур также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. В ответ на критику Аристотелем атомистов за то, что они не объясняют природы движения атомов, он выдвинул гипотезу о самопроизвольном отклонении атомов от первоначального направления. В этике это соответствовало признанию свободы воли человека. «То, что зависит от нас, не подчинено никакому господину».
Принцип удовольствия, по Эпикуру, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. На вопрос, для чего нужна добродетель, Эпикур отвечает: чтобы приносить человеку удовольствие и делать его счастливым. Аристотель шел от идеализма Платона к реальному человеку, рассматривая добродетели как его свойства; Эпикур пошел еще дальше и выше всего поставил чувства, а не разум. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В основе человека лежат материальные потребности. Но все же в соответствии с общегреческим представлением о человеке Эпикур считал, что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом.
Основателем стоицизма был Зенон (ок. 336—264 до н.э.) из Кития, греческого города на Кипре.
Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп, на перечне сочинений которого соответствующий фрагмент труда Диогена Лаэртского обрывается .
Знаменитые стоики
-
Зенон из Китиона -
Клеанф -
Хрисипп -
Панетий Родосский -
Посидоний -
Эпиктет -
Сенека -
Марк Аврелий -
Диоген Лаэртский -
Арриан -
Антонин
Стоики говорили, что философия похожа на фруктовый сад, где логика является оградой, физика — деревьями, а этика — плодами. По их представлениям, вначале существовал только огонь (так считал и Гераклит), затем появились другие первоэлементы (воздух, вода и земля), а из них произошла Вселенная. Но рано или поздно свершится космический пожар, и все снова превратится в огонь. Это не конец, а завершение цикла: процесс же будет продолжаться вечно. Все, что случается, случалось и раньше и случится снова — и не однажды, а бесчисленное количество раз.
В мире два начала: страдательное — вещество и деятельное — бог, представляющий собой неотделимое от вещества дыхание. Бог (он же Ум, Судьба, Зевс) наполняет собой весь мир, как мед наполняет пчелиные соты. Бог — душа мира, и в каждом из нас содержится частица божественного огня.
Душа человека должна быть замкнута в себе, чтобы телесные страдания не сопровождались душевными. Человек должен поступать в соответствии с волей богов и проникаться внутренней силой и стойкостью от сознания этого. Важна не жизнь как таковая, а ее нравственное содержание. Зенон любил повторять: «Не в силе добро, а в добре сила».
В мире все предопределено, но лучше по своей воле действовать в согласии с природой
, в то время как дурных людей можно сравнить с собакой, привязанной к тележке и вынужденной идти туда, куда она едет.
Природа для стоиков — закон, разум (как космос не просто все, находящееся за пределами Земли, а разумно и гармонично устроенный мир).
Стоики, как и киники, считали, что добродетели достаточно для счастья, но, с их точки зрения, состояние внутренней свободы не является полным безразличием к внешнему, а связано с признанием его относительной ценности или отсутствием таковой. Богатство, славу, здоровье, силу и т.п. стоики относили к предпочтительному безразличному, как имеющему ценность для жизни, и таким образом они отходили от аскетизма киников.
2 Общество и человек в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков
Эпикур призывал не бояться ни богов, которые, блаженствуя на небесах, не оказывают влияния на жизнь людей (иначе как, всемогущие и всеблагие, они допустили зло на земле), ни смерти, которой нет, пока мы живы, а когда она есть, нет нас. Эпикур хочет освободить людей и от страха природной необходимости, судьбы. Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность независимости человека от общественных связей. Государство для Эпикура уже не «общее достояние», а необходимое зло. Кто желает сохранить душевный покой, должен жить в уединении. Вместо участия в общественных делах на первый план выходит личная дружба. Эпикур пишет: «В наших ограниченных обстоятельствах дружба надежней всего». Дружбу в отличие от своих предшественников — киников высоко ценили и стоики.
Лукреций разъяснил многое из взглядов Эпикура, произведения которого сохранились лишь в отрывках. Общественная жизнь людей — результат их первоначального свободного договора между собой. Боги не вмешиваются в жизнь людей, о чем свидетельствует существование зла и то, что наказание может постигнуть невиновного, а виновный останется цел.
Человек и общество в размышлениях стоиков.
Так как человек — не только отдельное, изолированное существо, но также существо общественное и вместе с тем часть мира, то естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвышается до заботы, о благе государства и даже до понимания обязанностей отдельного существа по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и в случае необходимости не колеблется принести ему в жертву даже свою жизнь: он знает и понимает, что в этом случае именно этого требует стремление к самосохранению. Расширяя эту точку зрения за пределы родного полиса, стоики приходили к космополитизму. «Человек, — утверждали они, — гражданин мира». Этот космополитизм был воззрением, характерным для гражданина эпохи образования мировой империи, поглотившей Грецию с маленькими полисами. Именно в этом качестве стоицизм перешел в римскую философию.