Файл: Контрольная работа по дисциплине Методы принятия управленческих решений. Исполнитель студентка группы 3эзп20.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
Кафедра экономики и финансов
Контрольная работа
по дисциплине
«Методы принятия управленческих решений».
Исполнитель:
студентка группы 3-ЭЗП-20
Майорова К.А.
Санкт-Петербург
2023
Вариант 5.
Задание 1.
1) считая что у1-у4 – возможные состояния внешней среды, найти оптимальное решение при Р(у1) = 0,3; Р(у2) = 0,2; Р(у3) = 0,4; Р(у4) = 0,1.
2) решить задачу при неизвестных вероятностях состояний, используя критерий Вальда, крайнего оптимизма и Гурвица при К = 0,5.
3) считая, что у1-у4 – возможные стратегии второго игрока, найти оптимальные стратегии игроков при заданной платежной матрице Q.
xi/yi | y1 | y2 | y3 | y4 |
x1 | 3 | -12 | 20 | 1 |
x2 | 2 | -15 | 17 | 8 |
x3 | 6 | -10 | 3 | 5 |
x4 | -2 | -5 | -2 | -1 |
Решение.
1) За оптимальные принимается та стратегия (чистая) Ai, при которой максимизируется средний выигрыш a или минимизируется средний риск r. Считаем значения ∑(хijpj)
∑(х1,jpj) = 3·0,3 + (-12)·0,2 + 20·0,4 + 1·0,1 = 6,6
∑(х2,jpj) = 2·0,3 + (-15)·0,2 + 17·0,4 + 8·0,1 = 5,2
∑(х3,jpj) = 6·0,3 + (-10)·0,2 + 3·0,4 + 5·0,1 = 1,5
∑(х4,jpj) = (-2)·0,3 + (-5)·0,2 + (-2)·0,4 + (-1)·0,1 = -2,5
хi | y1 | y2 | y3 | y4 | ∑(хijpj) |
х1 | 0,9 | -2,4 | 8 | 0,1 | 6,6 |
х2 | 0,6 | -3 | 6,8 | 0,8 | 5,2 |
х3 | 1,8 | -2 | 1,2 | 0,5 | 1,5 |
х4 | -0,6 | -1 | -0,8 | -0,1 | -2,5 |
pj | 0,3 | 0,2 | 0,4 | 0,1 | |
Выбираем из (6,6; 5,2; 1,5; -2,5) max = 6,6. Ответ: Выбираем стратегию N=1.
2) По критерию Вальда за оптимальную принимается чистая стратегия, которая в наихудших условиях гарантирует максимальный выигрыш, т.е. a = max(min aij)
хi | y1 | y2 | y3 | y4 | min(хij) |
х1 | 3 | -12 | 20 | 1 | -12 |
х2 | 2 | -15 | 17 | 8 | -15 |
х3 | 6 | -10 | 3 | 5 | -10 |
х4 | -2 | -5 | -2 | -1 | -5 |
Выбираем из (-12; -15; -10; -5) максимальный элемент max = -5. Ответ: выбираем стратегию N = 4.
Критерий крайнего оптимизма (критерий максимакса) ориентирует статистику на самые благоприятные состояния природы, т.е. этот критерий выражает оптимистическую оценку ситуации.
xi | y1 | y2 | y3 | y4 | max(хij) |
x1 | 3 | -12 | 20 | 1 | 20 |
x2 | 2 | -15 | 17 | 8 | 17 |
x3 | 6 | -10 | 3 | 5 | 6 |
x4 | -2 | -5 | -2 | -1 | -1 |
Выбираем из (20; 17; 6; -1) максимальный элемент max = 20.
Ответ: выбираем стратегию N = 1.
Критерий Гурвица является критерием пессимизма - оптимизма. За оптимальную принимается та стратегия, для которой выполняется соотношение: max(si),
где si = К min(xij) + (1 – К)max(xij) Рассчитываем si.
s1 = 0,5·(-12) + (1 – 0,5)·20 = 4
s2 = 0,5·(-15) + (1 – 0,5)·17 = 1
s3 = 0,5·(-10) + (1 – 0,5)·6 = -2
s4 = 0,5·(-5) + (1 – 0,5)·(-1) = -3
xi | y1 | y2 | y3 | y4 | min(xij) | max(xij) | К·min(xij) + (1 – К)·max(xij) |
x1 | 3 | -12 | 20 | 1 | -12 | 20 | 4 |
x2 | 2 | -15 | 17 | 8 | -15 | 17 | 1 |
x3 | 6 | -10 | 3 | 5 | -10 | 6 | -2 |
x4 | -2 | -5 | -2 | -1 | -5 | -1 | -3 |
Выбираем из (4; 1; -2; -3) максимальный элемент max = 4. ответ: выбираем стратегию N = 1. Таким образом, в результате решения статистической игры по различным критериям чаще других рекомендовалась стратегия A1.
3) считая, что у1-у4 – возможные стратегии второго игрока, найти оптимальные стратегии игроков при заданной платежной матрице Q.
Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях. Считаем, что игрок I выбирает свою стратегию так, чтобы получить максимальный свой выигрыш, а игрок II выбирает свою стратегию так, чтобы минимизировать выигрыш игрока I.
Игроки | y1 | y2 | y3 | y4 | a = min(хi) |
х1 | 3 | -12 | 20 | 1 | -12 |
х2 | 2 | -15 | 17 | 8 | -15 |
х3 | 6 | -10 | 3 | 5 | -10 |
х4 | -2 | -5 | -2 | -1 | -5 |
b = max(уi) | 6 | -5 | 20 | 8 | |
Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(хi) = -5, которая указывает на максимальную чистую стратегию A4. Верхняя цена игры b = min(уj) = -5. Седловая точка (4, 2) указывает решение на пару альтернатив (х4, у2). Цена игры равна -5.
Задание 2.
Потребность сборочного предприятия в деталях некоторого типа составляет D = 11 500 деталей в год, причем эти детали расходуются в процессе производства равномерно. Детали поставляются партиями равного объема. Хранение детали на складе стоит ch = 150 рублей в год, а поставка партии с0 = 11 000 рублей. Определить наиболее экономичный объем партии и интервал между поставками.
Решение. Оптимальную величину заказа определим по формуле:
Оптимальное количество заказов в год:
Оптимальное время между заказами:
Задание 3.
Заявки поступают по телефону с интенсивностью λ = 115 (1/ч), а средняя продолжительность разговора по телефону
Определите финальные вероятности состояний системы и показатели эффективности работы СМО (вероятность отказа, относительную и абсолютную пропускную способность) при наличии одного телефонного канала.
Решение.
Интенсивность потока обслуживаний:
Финальные вероятности состояний системы:
Относительная пропускная способность:
Вероятность отказа:
Абсолютная пропускная способность:
т.е. в среднем в час будут обслужены 39,5 заявок. Очевидно, что при наличии только одного телефонного номера СМО будет плохо справляться с потоком заявок.
Задание 4.
Решить задачу предыдущего задания при наличии трех телефонных каналов (найти финальные вероятности состояний и характеристики эффективности работы СМО).
Решение.
по условию n = 3; λ = 115 (1/ч);
Интенсивность потока обслуживаний:
Интенсивность нагрузки телефонного канала:
Найдем предельные вероятности состояний:
Вероятность отказа (вероятность того, что все 3 телефонных канала будут заняты):