Файл: Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. М. КЛИМОВ, Е. И. МУРАТОВА,
П. А. ГАЛКИН, А. В. МАЙСТРЕНКО
ВВЕДЕНИЕ
В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Тамбов
Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
2014

1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный технический университет»
А. М. КЛИМОВ, Е. И. МУРАТОВА,
П. А. ГАЛКИН, А. В. МАЙСТРЕНКО
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Утверждено Учёным советом университета в качестве конспекта лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700, 260100
Тамбов
Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
2014

2
УДК 664(075.8)
ББК Л80я73
К49
Рецензенты: доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
Н. Ц. Гатапова
генеральный директор ОАО «Тамбовский хлебозавод»
А. В. Насекин
К49
Введение в специальность : конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700,
260100 / А. М. Климов, Е. И. Муратова, П. А. Галкин, А. В. Майст- ренко. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 80 с. –
50 экз.
ISBN 978-5-8265-1253-1
Рассмотрены особенности инженерной деятельности и профес- сиональной подготовки современного специалиста в области проекти- рования и эксплуатации технологического оборудования пищевых производств.
Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направле- ниям 240700 и 260100.
УДК 664.000.93
ББК Л80я73-2
ISBN 978-5-8265-1253-1
©
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «ТГТУ»), 2014

3
ВВЕДЕНИЕ
Разработанные авторами лекции нацелены на развитие у студентов устойчивого интереса к выбранной сфере инженерной деятельности и профессиональной подготовке к ней в условияхтехнического университе- та. Дисциплина «Введение в специальность» формирует у обучающихся следующие общекультурные компетенции:
1. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и
мастерства, приобретению новых знаний в области техники и техноло-
гии, математики, естественных, гуманитарных социальных и экономи-
ческих наук.
2. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, об-
ладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятель-
ности.
Рассмотрены особенности инженерной деятельности и профессио- нальной подготовки современного специалиста в области проектирования и эксплуатации технологического оборудования пищевых производств, вопросы для обсуждения, тесты для проверки усвоения учебного мате- риала, названия и требования к содержанию и оформлению рефератов, представлен список рекомендуемой литературы.
Лекции посвящены знакомству с типами профессий, теориями про- фессионального развития и этапами профессионального становления лич- ности, эволюцией содержания инженерной деятельности, развитию выс- шего технического образования в России и за рубежом, анализу норма- тивных документов; предметной среде деятельности бакалавров направ- лений 240700 – «Биотехнология» и 260100 «Продукты питания из расти- тельного сырья» – технологические процессы и оборудование пищевых производств. Рассмотрены машинно-аппаратурные варианты решения инженерных задач на предприятиях пищевой промышленности, приведе- ны сведения по истории, современному состоянию и перспективам разви- тия отдельных отраслей пищевой промышленности.
Темы практических занятий и рефератов охватывают все существен- ные положения теоретического курса. Вопросы для обсуждения носят проблемный характер, стимулируют к поиску новых знаний и анализу информации, что, безусловно, будет способствовать развитию у студентов навыков к самостоятельной работе и интереса к будущей профессии.
Представленный список литературы позволит студентам самостоятельно познакомиться с интересующими их вопросами.


4
Лекция 1. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
В связи с многообразием и многогранностью профессий их класси- фицируют по различным основаниям.
По объекту труда различают пять основных типов профессий: чело- век – природа (агроном, лесничий), человек – техника (механик, токарь), человек – знаковая система (чертёжник, корректор), человек – художест- венный образ (писатель, художник), человек – человек (учитель, мили- ционер). Каждый тип профессии предъявляет определённые требования к личностно значимым качествам человека.
По целям различают гностические (эксперт, ревизор), преобразующие
(токарь, строитель) и изыскательские профессии (геолог, исследователь).
По средствам труда различают профессии, где доминируют ручной
(представители народных промыслов), механизированный (машинист, водитель) и автоматизированный труд (оператор).
По условиям работы различают профессии с комфортным микро- климатом (бухгалтер, учитель), со стандартными внешними условиями
(инспектор ГИБДД), с нестандартными внешними условиями (водолаз, пожарный).
По степени самостоятельности профессиональной деятельности раз- личают профессии со строго регламентированной деятельностью (сбор- щик на конвейере), с шаблонным исполнительным трудом (машинистка, швея), с самостоятельным трудом (конструктор, учитель), со свободным творческим трудом (изобретатель, учёный).
По характеру требований к психофизиологическим особенностям че- ловека – профессии, где каждый здоровый человек может достичь обще- ственно приемлемой эффективности деятельности (дворник, бухгалтер, вахтёр), профессии, где не каждый человек может достичь эффективности деятельности (учитель, инженер), профессии, предъявляющие специфиче- ские требования к человеку (музыкант, спортсмен).
По необходимой степени подготовки различают профессии, тре- бующие длительной дорогостоящей подготовки (инженер, врач), более простой подготовки (техник, слесарь), не требующие подготовки (вахтёр, дворник).
По необходимости сочетания у специалиста многих качеств – уни- версальные (широкого профиля), например преподаватель вуза, и узко- профильные, например сборщик на конвейере.
Профессия инженера относится одновременно к двум типам: чело- век – техника и человек – знаковая система. Помимо знания предметной области профессий типа человек – техника предъявляются к специалисту следующие требования: развитое техническое и творческое мышление и


5
воображение, умение переключать и концентрировать внимание, наблю- дательность, хорошая координация движений, точное зрительное, слухо- вое, вибрационное и кинестетическое восприятие. Профессии типа чело- век – знаковая система связаны с переработкой информации. Поэтому специалист должен обладать хорошей оперативной и механической памя- тью, способностью к длительной концентрации внимания на знаковом материале, точностью восприятия, умением совмещать условные знаки с реальными объектами, усидчивостью, терпением, логическим мышлени- ем. Таким образом, инженеру необходимо обладать достаточно развиты- ми техническими способностями, которые позволят успешно решать раз- личные инженерные задачи. Технические способности включают способ- ности оперировать зрительным образом моделей технических объектов, правильно воспринимать и оценивать пространственные модели, пони- мать общие физические и технические принципы проектирования и экс- плуатации оборудования.
Как определить свою пригодность к той или иной профессии, в част- ности, к профессии инженера? Для этого нужно пройти профессиональ- ный отбор.
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессио- нальной деятельностью. Основными структурными компонентами при- годности человека к работе являются:
• гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу); в некоторых профессиях, например судья, политик, недостаточное разви- тие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным;
• отношение к труду (интересы и склонности к данной области трудовой деятельности);
• общая дееспособность (широта и глубина ума, самодисциплина, самоконтроль, активность и т.д.);
• специальные способности (память на ароматы, музыкальный слух, пространственное мышление и т.д.);
• знания, навыки, опыт в данной профессиональной области.
Профориентация представляет собой систему мероприятий, направ- ленную на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профес- сии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Профессиональный отбор – это система мероприятий, позволяющих выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным свойст- вам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной дея-


6
тельности по определённой специальности. Профессиональная пригод- ность оценивается по медицинским показаниям, по данным образователь- ного ценза, по результатам психологических тестов.
В процессе профотбора можно выделить несколько этапов. Первый заключается в психологическом изучении профессии с целью выявления требований к специалисту и обобщения этих требований. Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, характеризующих психические процессы и профессио- нальные действия, в отношении которых оценивается профессиональная пригодность. Следующий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях, предъявляемых к специалисту, и полученных прогностических данных. Оценивая профессиональную при- годность, обычно ориентируются на поиск лиц с высоким уровнем разви- тия профессионально значимых качеств (подход по максимуму), однако порой более эффективным является выявление и устранение лиц с низки- ми показателями (подход по минимуму). При этом невысокие результаты, показанные кандидатом при отборе для одной группы специальностей, не исключают успешное прохождение им отбора для других специальностей.
1.3. ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Существуют различные теории профессионального развития и выбо- ра профессиональных предпочтений.
В психодинамической теории (3. Фрейд, К. Хорн, А. Адлер) профес- сиональное развитие личности связывается с проявлением структуры бес- сознательных потребностей и мотивов, складывающихся в раннем детстве.
В сценарной теории (Э. Берн) процесс выбора профессии и профес- сионального поведения определяется тем сценарием, который формирует- ся в раннем детстве мотивирующим воздействием родителя ребенка про- тивоположного пола («Если мать говорит детям, что они окажутся в сума- сшедшем доме, то это так и случается. Только девочки чаще всего стано- вятся пациентами, а мальчики – психиатрами»).
Теория профессионального развития Д. Сьюпера рассматривает ин- дивидуальные профессиональные предпочтения как попытку человека осуществлять «Я – концепцию». Так, если профессия инженера воспри- нимается одними студентами как научная, другими – как практическая, третьими – как престижная, то студенты предполагают принять на себя определённые роли в профессии инженера с сохранением их собственных ценностей.
В своей теории компромиссов с реальностью Э. Гинзбург исходит из того, что выбор профессии – это развивающийся в течение длительного периода процесс. Многие люди вынуждены по социальным и прочим


7
причинам менять свои профессии в течение всей жизни, кроме того, су- ществует группа людей, самопроизвольно меняющих профессии из-за особенностей личности.
Типологическая теория Дж. Холланда объясняет профессиональный выбор типом сформировавшейся личности. Профессиональная удовлетво- рённость и профессиональные достижения зависят от согласованности типов личности и окружения.
Климов Е. А. отличает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиции старших, семьи; 2) позиции сверст- ников; 3) позиции школьного педагогического коллектива; 4) профессио- нальные личные и жизненные планы; 5) способности и их проявления;
6) притязания на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности.
Существует несколько видов периодизаций профессионального пути человека.
По Д. Сьюперу весь профессиональный цикл делится на пять этапов:
1) рост (от рождения до 14 лет);
2) исследования (от 15 до 24 лет);
3) упрочение карьеры (от 25 до 44 лет);
4) сохранение достигнутого (от 45 до 64 лет);
5) спад (после 65 лет).
По Хейвигхерсту человек проходит следующие этапы профессио- нального пути:
1) идентификация с работником (от 5 до 10 лет);
2) приобретение основных трудовых навыков и трудолюбия (от 10 до 15 лет);
3) приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет);
4) становление профессионала (от 25 до 40 лет);
5) работа на благо общества (от 40 до 70 лет);
6) размышление о продуктивном периоде профессиональной дея- тельности (после 70 лет).
Особенно интенсивно профессиональное становление личности про- исходит в профессиональной деятельности (3-й и 4-й этапы у Сьюпера,
4-й и 5-й у Хейвигхерста).
Климов Е. А. выделил основные фазы развития профессионала, дающие представление о профессиональном пути человека:
1) оптант (период выбора профессии);
2) адепт (период профессиональной подготовки);
3) адаптант (привыкание молодого специалиста к работе);
4) интернал (квалифицированное выполнение профессиональных функций);
5) мастер (специализация или универсализация в профессиональной сфере, наличие формальных подтверждений квалификации);

8
6) авторитет (выполнение профессиональных задач за счёт умения организовать работу коллектива, известность в профессиональных кругах, обязательное наличие формальных показателей уровня квалификации);
7) наставник (передача опыта, наличие учеников).
В последние десятилетия наблюдается размывание границ этапов
(фаз), сближение и некоторое дублирование их содержания в связи с ус- корением темпов научно-технического прогресса, увеличением доли нау- коёмких производств, необходимостью постоянного самообразования, повышения квалификации и переподготовки специалистов в течение всей профессиональной карьеры.
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. Дайте определение и покажите взаимосвязи следующих понятий:
«профессия», «специальность», «инженер», «профессионализм», «компе- тентность», «квалификация», «профессиограмма».
2. По каким основаниям классифицируют профессии? Как влияют на развитие личности разные профессии и как проявляется индивидуаль- ность человека в профессиональной деятельности?
3. В чём своеобразие приведённых ниже типов профессий и какой стиль жизни связан с данными профессиями: массовая, рабочая, дефицит- ная, престижная, свободная, редкая, новая, мирная, женская, мужская, основная, резервная, семейная, экзотическая, вымирающая, элитарная, теневая, широкого профиля, вечная? Приведите примеры.
4. В чём преимущества и недостатки раннего и позднего профес- сионального самоопределения? Какой решающий фактор повлиял на Ваш выбор профессии?
5. Какого работника можно считать профессионалом? Различаются ли и как оптимальные возрастные периоды достижения вершин профес- сионализма в разных областях труда?
6. Может ли человек быть профессионалом не в одной области, профессионалом, но социально незрелым человеком?
7. Какие профессионально важные качества (способности, знания, умения) в различных профессиях являются стержневыми (трудно компен- сируемыми), а какие – второстепенными (легко компенсируемыми)?
8. Можно ли судить о профессиональности человека до того, как он начал осуществлять профессиональную деятельность или профессиональ- ное обучение?
9. Почему при аттестации важно опираться на обобщённую модель специалиста (профессиограмму), а не оценивать отдельные качества ра- ботников?