Файл: Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Тесты к главам 1 – 3
1. Из перечисленных ниже профессий выберите те, которые соответ- ствуют понятию «профессия широкого профиля»: а) механизатор; б) учитель; в) системотехник; г) адвокат; д) водолаз; е) экономист; ж) токарь; з) писатель; и) правильного ответа нет.
2. Какие признаки характерны для профессии судьи: а) гностическая; б) изыскательная; в) преобразующая; г) самостоятель- ный труд; д) полуавтоматический труд; е) свободный творческий труд; ж) шаблонный исполнительный труд?
3. Кто является автором психоаналитической теории выбора профессии: а) Дж. Холланд; б) 3. Фрейд; в) Д. Сьюпер; г) Э. Берн; д) Е. А. Кли- мов; е) А. М. Климов; ж) К. Хорни; з) Э. Гинзберг?
4. Профотбор это: а) система мероприятий по подготовке личности к профессиональной деятельности; б) система психодиагностических методик и тестов для оценки уровня интеллекта; в) система мероприятий, позволяющих вы- явить людей, наиболее пригодных к обучению и дальнейшей профессио- нальной деятельности; г) система мероприятий для оказания помощи в выборе профессии, наиболее соответствующей индивидуальным возмож- ностям; д) правильного ответа нет.
5. Первым высшим техническим учебным заведением в Европе был(а): а) Академия опыта (Италия); б) Институт гражданских инженеров
(Англия); в) Политическая школа (Франция); г) Школа математических и навигационных наук (Россия); д) Институт инженеров-механиков (Англия).
6. Какие из перечисленных ниже профессиональных задач решает выпускник специальности «Машины и аппараты пищевых производств» в ходе научно-исследовательской деятельности: а) анализ эффективности производства; б) организация технического контроля; в) использование САПР при разработке нового оборудования; г) осуществление процесса производства продукции; д) создание моделей технологических процессов?
7. Какие из элементов предметной среды деятельности инженера по- лучили наибольшее развитие в XIX в.: а) техника; б) технология; в) технические науки; г) изобретательство; д) конструкционные материалы; е) чертежи?
8. К какому типу программ инженерного образования относится программа подготовки по специальности «Машины и аппараты пищевых производств»:
74
а) модульная; б) традиционная; в) интегрированная; г) междисцип- линарная; д) элитарная; е) правильного ответа нет?
9. Отсутствием каких форм обучения подготовка бакалавра отлича- ется от подготовки инженера: а) лекций; б) практических занятий; в) лабораторных занятий; г) производственных практик; д) семинарских занятий; е) дипломного проектирования?
10. В системе высшего профессионального обучения каких стран выпускнику присуждают следующие академические степени: дипломиро- ванный специалист – доктор: а) США; б) Франция; в) Россия; г) Германия; д) Швеция; е) Япония?
Тесты к главам 4 – 6
1. По каким признакам классифицируют пищевые производства: а) по типу преобладающих процессов; б) по виду перерабатываемого сырья; в) по объёму производимых продуктов; г) по виду отходов произ- водства; д) по степени механизации и автоматизации; е) по ассортименту выпускаемой продукции; ж) по агрегатному состоянию производимых продуктов; з) по видам конструкций технологического оборудования?
2. Какие из перечисленных веществ относятся к незаменимым ком- понентам пищи: а) белки; б) липиды; в) сахара; г) витамины; д) пищевые добавки; е) минеральные вещества?
3. Какие превращения могут происходить с углеводами сырья в про- цессе хранения и его переработки на пищевых предприятиях? а) денатурация; б) гидролиз; в) брожение; г) гидрогенизация; д) ме- ла-ноидинообразование; е) пиролиз; ж) правильного ответа нет?
4. Что понимают под технологией: а) последовательные и закономерные изменения в системе, приводя- щие к возникновению в них новых свойств; б) последовательное течение процессов и операций, в результате которого сырьё превращается в гото- вый продукт; в) определённое, заданное сочетание параметров называется технологическим режимом; г) подробное описание правил, определяю- щих соблюдение технологического режима; д) названия технологических процессов и операций, соединённых материальными потоками?
5. В каких из перечисленных ниже машин происходят механические процессы: а) фильтры; б) прессы; в) сушилки; г) сепараторы; д) холодильники; е) дробилки; ж) конденсаторы; з) экстракторы?
6. В каких пищевых производствах применяются многопоточные ли- нии с расходящимися потоками: а) производство сахара; б) производство молочных продуктов; в) производство спирта; г) производство карамели; д) производство хле- бобулочных изделий?
75
7. Назовите тип наиболее распространённой пастеризационно- охладительной установки, применяющейся в молочной промышленности в настоящее время: а) трубчатый; б) оросительный; в) пластинчатый; г) ротационный.
8. Укажите оборудование, которое используется в пищевой про- мышленности для проведения основных технологических операций: а) транспортёры; б) сепараторы; в) печи; г) насосы; д) фасовочно- упаковочные автоматы; е) дозаторы; ж) просеиватели; з) правильного от- вета нет.
9. Какие отрасли пищевой промышленности развивались в послед- ние 5 лет в Тамбовской области наиболее интенсивно: а) мукомольная; б) спиртовая; в) молочная; г) ликероводочная; д) масложировая; е) мясоперерабатывающая?
Приложение Б
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
1.
Теории выбора профессии.
2.
Типы профессий.
3.
Этапы профессионального становления личности.
4.
Профессиографический анализ подготовки и деятельности инженера.
5.
Модель современного инженера.
6.
Становление и развитие профессиональной компетенции в ходе обучения.
7.
Препятствия на пути к профессионализму.
8.
Особенности инженерной деятельности и системного техническо- го мышления.
9.
Виды инженерной деятельности.
10.
Научно-исследовательская деятельность инженера.
11.
Проектно-конструкторская деятельность инженера.
12.
Организационно-управленческая деятельность инженера.
13.
Производственно-технологическая деятельность инженера.
14.
Изобретательство как вид инженерной деятельности.
15.
Инновационная деятельность инженера.
16.
Структура и эволюция техносферы.
17.
Российские инженеры и изобретатели (в области пищевых произ- водств).
18.
Основные задачи эргономики и инженерной психологии.
19.
Профессия инженера в исторической перспективе.
20.
Тенденции и направления развития инженерии XXI в.
21.
Типы программ инженерного образования.
22.
Интеграция российской и международной систем подготовки ин- женеров.
76
23.
Инженерная деятельность и система высшего технического обра- зования в США.
24.
Инженерная деятельность и система высшего технического обра- зования в Великобритании.
25.
Инженерная деятельность и система высшего технического обра- зования в Германии.
26.
Инженерная деятельность и система высшего технического обра- зования во Франции.
27.
Инженерная деятельность и система высшего технического обра- зования в Японии.
28.
Инженерная деятельность и система высшего технического обра- зования в Китае.
29.
Инженерные задачи пищевых производств и машинно-аппаратур- ные варианты их решения.
30.
Тенденции развития технологического оборудования пищевых производств.
31.
Энерго- и ресурсосберегающие технологии в пищевой промыш- ленности.
32.
Малоотходные и безотходные технологии в пищевой промыш- ленности.
33.
Пищевая инженерия малых производств.
34.
История пищевых предприятий Тамбовской области.
35.
Итоги и перспективы развития предприятий пищевой промыш- ленности региона.
36.
Категория качества в пищевой промышленности.
37.
Физико-механические процессы в пищевой промышленности.
38.
Тепловые процессы в пищевой промышленности.
39.
Физико-химические процессы в пищевой промышленности.
40.
Массообменные процессы в пищевой промышленности.
41.
Биохимические и микробиологические процессы в пищевой про- мышленности.
42.
Значение технохимического контроля в пищевой промышленности.
43.
Функции инженера-технолога и инженера-механика на пищевом предприятии.
44.
Оборудование для подготовки сырья к основным технологиче- ским операциям.
45.
Оборудование для механической обработки пищевых масс.
46.
Оборудование для тепловой обработки пищевых масс.
47.
Оборудование для фасовки и упаковки готовой продукции.
48.
Механизация и автоматизация технологических процессов в пи- щевой промышленности.
49.
Конструкционные материалы в пищевой промышленности.
50.
Поточные линии в пищевой промышленности.
77
Приложение В
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Реферат включает титульный лист, содержание с указанием страниц, введение, разделы основной части, заключение и список рекомендуемой литературы. Объём реферата – 15 – 20 страниц текста, выполненного на компьютере.
Во введении характеризуется актуальность рассматриваемой в рефе- рате проблемы, приводятся основные понятия, производится презентация основных разделов реферата. Разделы основной части компонуются в за- висимости от специфики темы реферата. Структура реферата в целом, а также отдельных его частей может быть построена по дедуктивному, ин- дуктивному, спиральному или хронологическому принципам. В заключе- нии приводятся выводы по ранее изложенному материалу, перспективы развития объектов и явлений, рассмотренных в данной теме, отражается свое отношение к рассмотренным вопросам.
Например, для реферата «Виды инженерной деятельности» во введе- нии можно привести различные определения инженерной деятельности, показать своё отношение к ним, привести цифры, показывающие динами- ку роста инженеров, перечислить виды инженерной деятельности и т.д.
Для основной части возможна следующая структура:
1) эволюция видов инженерной деятельности;
2) научно-исследовательская деятельность инженера;
3) проектно-конструкторская деятельность инженера;
4) организационно-управленческая деятельность инженера;
5) производственно-технологическая деятельность инженера.
В заключении можно привести информацию о новых видах инже- нерной деятельности (инновационной, экспертной) и свои соображения о направлениях развития перечисленных в реферате видов инженерной дея- тельности в XXI в.
Реферат должен быть представлен в сброшюрованном виде и оформ- лен следующим образом:
1) титульный лист реферата должен быть оформлен в соответствии со Стандартом предприятия:
2) реферат должен быть напечатан на компьютере через 1,5 интер- вала; шрифт Times New Roman; размер кегля 14; поля: верхнее и нижнее –
2, левое – 3, правое – 1,5 см; выравнивание по ширине;
3) названия разделов должны быть выполнены заглавными буквами
(выравнивание по центру), нумерация страниц – в правом нижнем углу;
4) в реферат следует включать иллюстративный материал: рисунки, таблицы, графики, схемы;
5) в списке использованных источников для книг должны быть указа- ны авторы, название книги, место и год издания, название издательства, ко- личество страниц; для журнальных статей – авторы; название статьи; назва- ние журнала; год издания; номер журнала; страницы, занимаемые статьей.
78
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
3
Лекция 1. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................
4 1.1. Классификация профессий ......................................................................
4 1.2. Профессиональная пригодность, профориентация и профессиональ- ный отбор .........................................................................................................
5 1.3. Этапы профессионального становления личности ................................. 6
Вопросы для самопроверки и обсуждения ..................................................... 8
Лекция 2. ЭВОЛЮЦИЯ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................................................................................
9 2.1. Место инженерной деятельности в техносфере .....................................
9 2.2. Профессия инженера в исторической перспективе ................................ 10 2.3. Виды инженерной деятельности .............................................................. 11
Вопросы для самопроверки и обсуждения …………..................................... 15
Лекция 3. ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ..............
15 3.1. История высшего технического образования ......................................... 15 3.2. Современное состояние высшего технического образования и типы программ инженерной подготовки ………………………………………….
19 3.3. Нормативная база учебного процесса в техническом вузе .................... 21
Вопросы для самопроверки и обсуждения ..................................................... 22
Лекция 4. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ ............... 23 4.1. Краткая характеристика пищевых производств .....................................
23 4.2. Характеристика продовольственного сырья и продуктов .......................... 25 4.3. Общие представления о процессах пищевых производств ................... 27 4.4. Общие представления о технологии пищевых продуктов ....................
29
Вопросы для самопроверки и обсуждения ..................................................... 33
Лекция 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗ-
ВОДСТВ ................................................................................................................... 33 5.1. Классификация и основные требования к технологическому обору- дованию ............................................................................................................
33 5.2. Эволюция оборудования для механических и гидродинамических процессов .........................................................................................................
36 5.3. Эволюция оборудования для тепловых процессов ................................
38 5.4. Эволюция оборудования для массообменных процессов .....................
40
Вопросы для самопроверки и обсуждения ………......................................... 42
Лекция 6. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛЕЙ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННО-
СТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ .......................................................................... 42 6.1. Общая характеристика пищевой промышленности региона ................
42 6.2. Современное состояние и потенциал развития отдельных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности ......................................... 43
Вопросы для самопроверки и обсуждения ..................................................... 49