Файл: Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
«Машины и аппараты пищевых производств» отличаются сложностью и многообразием, поэтому для их решения требуются хорошая фундамен- тальная и специальная инженерная подготовка, формирование системы теоретических знаний и практических умений и навыков в профессио- нальной сфере деятельности.
Поэтому образовательная программа специальности включает более
40 дисциплин естественнонаучного, социально-гуманитарно-экономиче- ского, общепрофессионального и специального циклов, лекционные, практические и лабораторные занятия; учебную, технологическую, конст- рукторско-технологическую и преддипломную практики; курсовое и ди- пломное проектирование.
3. Содержание видов профессиональной деятельности
Виды деятельности Содержание данного вида деятельности
Перечень должностей
Производственно- технологическая
Организация эффективного контро- ля качества сырья и готовой продук- ции, процесса производства, подбор, монтаж, эксплуатация и ремонт обо- рудования
Технолог, ме- ханик, мастер, начальник цеха
Организационно- управленческая
Организация работы коллектива ис- полнителей, принятие управленче- ских решений, анализ эффективно- сти производства, организация кон- троля качества продукции
Менеджер, мастер, зав. лабораторией, начальник це- ха, директор
Научно-исследо- вательская
Создание моделей технологических процессов, анализ состояния и ди- намики работы технических объек- тов, использование современных методов экспериментальных иссле- дований для повышения эффектив- ности производства
Инженер по новой технике, инженер- исследователь, научный со- трудник
Проектно- конструкторская
Разработка проектов технологиче- ских линий с учётом механических, технологических, экономических, экологических требований, исполь- зование САПР и возможностей но- вых информационных технологий для проектирования технических объектов
Конструктор, проектиров- щик, системо- техник
15
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. Дайте определение и покажите взаимосвязь следующих понятий:
«техника», «технология», «материалы», «технические науки», «техносфе- ра», «готовая продукция».
2. Как классифицируют инженерную деятельность? Существуют ли отличия в инженерной и технической деятельности?
3. Какова роль инженера в развитии цивилизации?
4. Какие изобретения Вы считаете наиболее важными за всю исто- рию человечества, за последние сто лет?
5. Проведите сравнительный анализ видов инженерной деятельно- сти в XIX и XXI вв.
6. Какие изменения в инженерной деятельности, на Ваш взгляд, мо- гут появиться в будущем?
7. Назовите имена известных инженеров – творцов техносферы, учёных и инженеров, работавших в области создания техники и техноло- гии пищевых производств, инженеров и изобретателей – наших земляков.
8. Какой вид инженерной деятельности для Вас наиболее интересен и почему?
9. Перечислите функции выпускника бакалавриата по специально- сти «Технологии пищевых производств».
Лекция 3. ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
3.1. ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В средние века подготовка технических кадров шла по веками отла- женной схеме ученик – подмастерье – мастер с обязательными квалифи- кационными экзаменами и выпускной работой – «шедевром». Однако возможности этого способа передачи знаний и умений, заключающегося в тщательном освоении уже наработанного и высококачественном тира- жировании хорошо апробированных образцов, оказались исчерпанными к началу XIX в. До этого времени инженерное дело практически не ну- ждалось в фундаментальной науке. Не имея представления о термоди- намике, инженер изобретал, строил и применял паровую машину; не успев постичь законов дифракции света, изготовлял микроскопы и теле- скопы; не зная гидродинамики, строил шлюзы и корабли; не понимая химических процессов, красил ткани; не имея представления о микро- структуре металлов, варил чугун и сталь... Но два столетия назад стало ясно, что очевидное исчерпано, что для нахождения принципиально но- вых инженерных решений нужно идти вглубь, постигая природу вещей и суть явлений. Поэтому именно два столетия насчитывает история ин- женерного образования.
16
Формирование системы высшего профессионального образования в
России изначально было ориентировано на государственные цели – под- готовку нужных стране специалистов. Когда в XVIII столетии начинает развиваться горная промышленность и Россия значительно увеличивает объёмы производства чугуна и стали, для подготовки горных инженеров в
1773 г., во время царствования Екатерины Великой, организуется Горный институт. Вторым техническим вузом России стал открывшийся в Петер- бурге Лесной институт (1805). После Тильзитского мира, заключённого императором Александром I и Наполеоном, группа французских инжене- ров приехала в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в организации новой инженерной школы – Института инженеров путей сообщения
(1809). Деятельность Института инженеров путей сообщения позволила успешно решать задачи строительства железных дорог в России в слож- ных геофизических и климатических условиях. Оценив значительные ус- пехи выпускников Института, правительство использовало этот опыт как образец для дальнейшего развития инженерного образования в России.
В 1828 г. для подготовки инженеров-механиков и химиков в Санкт-
Петербурге был организован Технологический институт. Возникшие позднее Московское высшее техническое училище (1830) и институт гра- жданских инженеров (1842) полностью покрыли весь круг известных то- гда инженерных специальностей. Все эти учебные заведения, организо- ванные по образцу Института инженеров путей сообщения, имели пяти- летнюю программу обучения, а студенты с хорошей математической под- готовкой отбирались на конкурсных вступительных экзаменах. Это по- зволяло уже на первом курсе начинать преподавание математики, меха- ники и физики на довольно высоком уровне и давать студентам достаточ- но хорошую подготовку по фундаментальным предметам в первые два года обучения. Последние три года использовались в основном для изуче- ния инженерных дисциплин.
Во второй половине XIX в. инженерное дело во всем мире стало раз- виваться по пути всё нарастающей дифференциации специализаций. В это время были основаны такие известные вузы, как Массачусетский техно- логический институт (1861), Петербургский политехнический институт
(1899). Из стен последнего вышла плеяда выдающихся учёных и инжене- ров – академики А. Н. Крылов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курча- тов, Ю. Б. Харитон, И. К. Кикоин и др.
Дальнейшее развитие технического образования привело к сочета- нию практической профессиональной подготовки студентов в ходе учеб- ного процесса и в период производственной практики. В течение всей последней четверти XIX в. промышленность России развивалась интен- сивно. Производство чугуна и стали удваивалось примерно каждые десять лет, быстро расширялась сеть железных дорог. Было закончено строи- тельство Транссибирской магистрали, вызвавшее бурное экономическое
17
развитие Сибири. Резко возросшая в этот период потребность в инженер- ных кадрах удовлетворялась как за счёт расширения их подготовки в уже действующих учебных заведениях, так и за счёт открытия новых институ- тов, в основном политехнического типа, на основе четырёхлетней про- граммы обучения. В 1898 г. такие институты были открыты в Киеве и
Варшаве, а несколько позже в Петербурге (1902) и Новочеркасске (1906).
Профессия инженера в дореволюционной России была высокопрестиж- ной, а число желающих её получить в несколько раз превышало число вакансий, поэтому в инженерных вузах при отборе абитуриентов практи- ковались конкурсные вступительные экзамены.
Особенно большое влияние на развитие инженерного образования в
России в тот период имел Петербургский политехнический институт. Это было одно из крупнейших учебных заведений с просторными помеще- ниями и хорошо оборудованными по тем временам лекционными аудито- риями, чертёжными кабинетами и лабораториями. Преподавание фунда- ментальных дисциплин – математики, механики, физики и химии здесь было заметно улучшено за счёт ведения аудиторной работы с небольши- ми группами студентов. Параллельно с лекциями, читаемыми профессо- рами, в учебном плане были предусмотрены часы практических занятий для решения иллюстрирующих теорию задач. Эти задачи публиковались затем в виде сборников, лучшие из которых переводились на иностранные языки. Доныне эти образцовые задачи можно найти в учебниках всех стран мира.
Российские высшие инженерные учебные заведения не ограничивали свою деятельность преподаванием, но и принимали активное участие в развитии технических наук. В большинстве институтов публиковались сборники научных трудов преподавателей, а лаборатории использовались и для научной работы, решения насущных технических задач.
Таким образом, российское инженерное образование к середине
XIX в. по уровню уже не уступало западно-европейскому, а благодаря рывку, совершённому в 60 – 70-е гг. XIX в., по оценке немецких техниче- ских журналов того времени, превзошло многие страны, включая саму
Германию.
На первом этапе своего развития высшая техническая школа в России ориентировалась на подготовку универсальных инженеров-энцикло- педистов. Программы обучения, помимо точных и естественных наук, включали дисциплины, относящиеся в основном к прикладной или техни- ческой механике. После возникновения учения об электричестве инженер- ные образовательные программы были дополнены электротехническими дисциплинами. В 1884 г. крупнейшие учёные И. А. Вышнеградский и
Д. И. Менделеев разработали по существу первый в мировой истории науч- но обоснованный учебный план, основанный на принципах, почти полно- стью согласующихся с принципами современного системного анализа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18
На рубеже XIX и XX вв., благодаря развитию машиностроения и пе- реходу к серийному, а затем и к массовому производству, возникла по- требность в технологическом обеспечении производства. Это привело к изменению программ инженерной подготовки, появилось много различ- ных по содержанию, но связанных конечной целью технологических
(специальных) дисциплин. Тогда и произошли первые серьёзные коррек- тировки в специализации учебных планов и программ. Универсальных инженеров-энциклопедистов стали постепенно заменять «узкие» специа- листы. Практика последующих лет показала, что фундаментальность ин- женерного образования и высокий уровень практической подготовки принципиально важнее специализированной части программы обучения.
В 1914 г. в России насчитывалось 105 высших учебных заведений, в кото- рых обучалось 127,4 тыс. человек, из них технических, в которых занима- лись около 25 тыс. студентов, было 18.
Октябрьская революция привела к значительным изменениям в орга- низации высшей школы. В основу был положен классовый подход, что существенно изменило работу по подготовке инженерных кадров. В кон- це 1920-х гг., когда правительство планировало начать восстановление и дальнейшее развитие промышленности, в стране уже не осталось необхо- димого количества инженеров. К 1933 г. большинство «коммунистиче- ских» нововведений в этой сфере было упразднено. В технических инсти- тутах исключили специальные привилегии для детей рабочих и крестьян и снова ввели конкурсный отбор по способностям. Профессия инженера продолжала быть популярной, и технические учебные заведения привле- кали внимание наиболее способных молодых людей.
В период индустриализации в Москве была создана Горная акаде- мия, из которой затем выделились шесть втузов, в том числе инженерно- строительный (МИСИ), химико-технологический (МХТИ), институт ста- ли и сплавов (МИСиС). Появились и первые отраслевые инженерные ву- зы. В начале 1930-х гг. были созданы МАИ, МЭИ, МАДИ, Мосстанкин,
Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта,
Уральский и Челябинский политехнические, ряд технологических вузов, например, МАТИ. В 1928 г. количество технических вузов достигло 32, а в 1930 – 96. К 1941 г. в 164 вузах бывшего СССР обучалось более
200 тыс. студентов.
В 1950–1951-е гг. были созданы ещё 26 технических вузов, в том