Файл: Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
1. Дайте слово, что не позволите себе утонуть в делах! Если вы не очень организованы, вам может показаться, что задания идут неудержи- мым потоком и вас захлёстывает. Однако, приняв твёрдое решение рабо- тать организованно, вы окажетесь в гораздо более сильной позиции чело- века, «оседлавшего волну».
2. Составляйте списки дел. Только не подходите к этому формально и не делайте записей типа «проработать конспекты». Пусть ваш список будет пространным, но содержит короткие и конкретные задачи. При этом у вас будет возможность достаточно быстро выполнить одно-два дела и вычеркнуть их из списка. Последнее обычно доставляет большое удо- вольствие.
3. Включайте в свой список каждое задание, которое вы получаете.
Введите систему определения приоритетности, но не по срокам, напри- мер, установленным вам срокам сдачи работ, а в порядке их значимости.
Установленные сроки, безусловно, учитывать необходимо, но не мень- шее, а даже большее значение следует придавать тем занятиям, которые представляются вам важными в долговременном плане.
4. Регулярно корректируйте списки дел (на это будет уходить всего несколько минут). Как только вы обнаружите, что значимость какого-то пункта возросла, повысьте его приоритетность в списке. Назначайте свои собственные сроки выполнения задач, включённых в перечень, устанав- ливая их с большим запасом относительно заданных извне сроков, напри- мер сроков сдачи работ.
5. Вносите разнообразие в свои занятия. Например, занимаясь целый вечер, не следует корпеть всё время над одним заданием. Часть времени проведите, повторяя что-нибудь, часть уделите планированию дел на бу- дущее или продолжению работы над заданием, которое вы начали выпол- нять до этого, и часть – чтению дополнительной литературы по изучае- мым предметам. Говорят, что перемена занятия – тот же отдых. Эффек- тивность вашей работы будет выше, если в течение вечера вы будете за- ниматься различными заданиями, а не монотонно трудиться над одним.
6. Используйте каждый кусочек свободного времени. Даже у самых занятых людей в течение дня то и дело выпадают свободные пара-другая минут. Используйте их для какого-нибудь небольшого дела, например, запишите интересные мысли, пришедшие вам в голову на одном из ауди- торных занятий на прошлой неделе. Вы удивитесь, насколько продуктив- ными окажутся эти маленькие отрезки времени. Ведь концентрировать внимание в течение длительного времени трудно, на протяжение же ко- ротких периодов активности это достигается легко.
7. Всегда и везде имейте с собой что-нибудь, чем вы могли бы за- няться! Не надо, конечно, целыми днями таскать с собой все учебники и тетради, однако что-то небольшое иметь при себе весьма полезно (напри- мер, записную книжку или карточку с записью ключевых положений изу- чаемого материала). Точно так же при подготовке к выполнению важного
69
задания, например сочинения, полезно несколько дней носить с собой план сочинения, чтобы, постепенно «сортируя» приходящие в голову идеи, заносить их в план в виде ключевых слов или фраз.
8. Никогда не работайте только в одном «любимом» месте. У боль- шинства людей есть места, в которых они предпочитают работать. Однако если вы всё время работаете в одном предпочтительном для себя месте, вам будет легко оправдать свое нежелание работать где-либо ещё.
9. С самого начала своих занятий учитывайте, каким способом будут оцениваться результаты. Если курс завершается экзаменами, начинайте практиковаться в ответах на вопросы сразу же, как только пройдёте мате- риал, достаточный для ответа хотя бы на некоторые из них! Вы должны быть готовы начать отвечать на вопросы к концу первой недели занятий.
10. По возможности занимайтесь вместе с сокурсниками. Работая самостоятельно, можно часами сидеть за столом без какого-либо ощути- мого результата. Когда вы являетесь частью работоспособного коллекти- ва, ваши возможности предаваться ленивым мечтам намного уменьшают- ся. Каждый раз, когда вы объясняете что-либо своему товарищу, вы эф- фективно обучаетесь сами.
11. Не позволяйте себе увлекаться «срочными» заданиями. Отдавая всё своё время и энергию одному срочному заданию, через какое-то время вы просто окажетесь перед необходимостью столь же срочно выполнять другое. К выполнению всех заданий старайтесь приступать пораньше, чтобы как можно меньшее их число переходило в разряд срочных.
12. Устанавливайте свои сроки выполнения заданий. Обычно при выполнении работы вы должны укладываться в предписанные сроки – назначайте себе свои сроки, более жёсткие, чем те, которые вам предпи- саны. Чувство удовлетворения от того, что вы работаете с опережением сроков, придаст вам уверенность и положительно скажется на качестве всей работы.
Составьте свой рабочий план по выполнению этапов работы, являю- щейся частью вашего курса. Иногда оказывается важнее, например, уде- лить некоторое время просто более глубокому усвоению пройденного, чем торопиться с выполнением следующих этапов.
13. Избегайте накопления незавершённых заданий. Многие студенты страдают от накопления «хвостов» по работам, выполняемым на протяжении курса (например, затягивая до последнего оформление лабораторной рабо- ты). Дело кончается тем, что они вынуждены сдавать «хвосты» в то время, когда гораздо важнее заниматься повторением и подготовкой к экзаменам.
14. Используйте первые 10% отведённого времени. Вы, возможно, заметили это свойство человеческой натуры – 90% дела выполнять в те- чение последних 10% времени. Рассуждая логически, это означает, что то же самое и столь же хорошо можно сделать в первые 10% отведённого времени. Подумайте, сколько других дел вы могли бы сделать в остав- шиеся 90%.
70
15. Постоянно закрепляйте пройденный материал. Не надейтесь, что будто по мановению волшебной палочки то, что вы учили на прошлой неделе, останется в вашей памяти на всю жизнь. Иметь в голове пройден- ный материал столь же важно, как и тот, который вы проходите в настоя- щий момент.
16. Будьте реалистом. Держать темп – значит работать эффективно, но не перерабатывать. Выбирайте темп, соответствующий уровню ваших жизненных сил. Учтите, что источниками энергии для поддержания темпа служат отдых и восстановление сил.
17. Наиболее ценным и разносторонним источником дополнитель- ных возможностей обучения для вас являются ваши сокурсники. Сле- дующие ниже рекомендации помогут вам извлечь максимум пользы из совместной работы с сокурсниками:
− для групповой проработки подбирайте такие задания, которые удобнее выполнять коллективно, а не в одиночку. Это может быть работа с источниками информации, составление плана письменной работы, са- мопроверка и «мозговой штурм»;
− цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждый член группы выигрывал от сотрудничества с другими. Учтите, что когда вы, например, что-то объясняете, то человеком, который в данный момент обучается с наибольшей эффективностью, являетесь именно вы. Лучшим путём к пониманию чего-либо является попытка объяснить это другому;
− избегайте жульничества. Целью работы в группе должно быть уменьшение личного объёма работы для её участников. Если все члены группы внесли одинаковый вклад в выполнение задания, можно с уверен- ностью сказать, что никто не пользовался чужим трудом;
− установите некоторые основные правила поведения в группе. Они должны соответствовать общепринятым нормам поведения, таким, как пунктуальность, уровень личного вклада в работу группы, конструктив- ность критики;
− лидируйте по кругу. Будет неплохо, если при работе над разными заданиями в группе будут лидировать разные её члены, чтобы каждый нёс ответственность за определённые аспекты коллективной работы;
− делите на всех общую часть работы, например, поиски информа- ции или источников, необходимых для выполнения задания. Это поможет каждому лучше использовать своё время, поскольку все сразу не будут гоняться за одной и той же книгой, статьёй или ссылкой;
− договаривайтесь между собой. Всем коллективом установите крайний срок выполнения задания. Договоритесь о том, какого рода вклад в работу группы будет сделан каждым её членом.
18. Научитесь рациональному конспектированию.
19. Овладевайте техникой быстрого чтения.
71
Вопросы для самоконтроля и обсуждения
1. Какие основные функции речи Вы знаете? Дайте определение по- нятия «речь».
2. Перечислите виды речи. Что необходимо для успешной речи?
3. Как Вы понимаете выражение «рациональное и эффективное кон- спектирование», и что для этого необходимо делать?
4. Что такое внимание и какие способы его развития Вы знаете?
5. Дайте определение термина «память». Перечислите её свойства, назовите основные способы улучшения памяти.
6. В чём отличие практических занятий от лабораторных? Способы подготовки к лабораторным и практическим занятиям.
7. Дайте определение понятий «зачёт» и «экзамен». Для чего нужны зачёты и экзамены?
8. Какой форме контроля знаний Вы отдаёте предпочтение и почему?
9. Что необходимо сделать, чтобы успешно сдать экзамен?
10. Роль самообразования и самовоспитания в системе подготовки к профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения данного пособия студент должен иметь пред- ставление:
− о типах профессий и этапах профессионального становления лич- ности;
− об эволюции характера и содержания инженерной деятельности;
− о структуре и тенденциях развития отечественной и зарубежных систем высшего технического образования;
− о содержании нормативных документов подготовки дипломиро- ванных специалистов по направлению «Пищевая инженерия»;
− об основных функциях инженера специальности «Машины и ап- параты пищевых производств» на предприятиях отрасли;
− об основах технологии производства продуктов питания;
− об эволюции оборудования отрасли для проведения механиче- ских, гидродинамических, тепловых и массообменных процессов;
− об истории, современном состоянии и перспективах развития пи- щевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации и
Тамбовской области.
Полученные знания будут способствовать формированию профес- сионального тезауруса, адаптации к будущей инженерной деятельности и развитию профессионально значимых качеств специалиста.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
72
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борщев, В. Я. Основы эксплуатации машин и оборудования : учебное пособие / В. Я. Борщев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.
2. В начале творческого пути. Советы студентам технических вузов : ме- тод. пособие / И. Н. Орлова, В. Г. Герасимов, П. Г. Грудинский и др. ; под ред.
В. И. Добрыниной. – Москва : Высшая школа, 1996.
3. Высшее техническое образование в России: история, состояние, пробле- мы развития / под ред. В. М. Жураковского. – Москва : Полиграф, 1988.
4. Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать (История инженерной профессии и её роль в современной культуре). – Москва : Знание, 1987.
5. Донченко, Л. В. История основных пищевых продуктов (введение в спе- циальность) / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. – Москва : ДеЛи, 2002.
6. Зюзина, О.В. Общая и специальная технология пищевых производств : лекции к курсу / О. В. Зюзина, Е. И. Муратова, Г. В. Матвейкина. – Тамбов :
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
7. Кайшев, В. Г. Пищевая и перерабатывающая промышленность России в новом тысячелетии // Пищевая промышленность. – 2001. – № 1. – С. 9 – 14.
8. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. – Москва :
Знание, 1990.
9. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Моск- ва : Высшая школа, 1996.
10. Машины и аппараты пищевых производств / под ред. В. А. Панфилова. –
Москва : Высшая школа, 2001.
11. Муратова, Е. И. Очерки по истории пищевых производств : учебное по- собие / Е. И. Муратова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001.
12. О концепции развития пищевой и перерабатывающей промышленности
Тамбовской области на 2003–2004 гг. – Тамбов, 2003.
13. Процессы и аппараты пищевых производств / под ред. В. Н. Стабникова. –
Москва : Пищевая промышленность, 1986.
14. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ : учебное пособие / под ред. М. М. Зиновкиной. – Москва :
Институт ИНФО, 2003.
15. Симоненко, О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники / О. Д. Симоненко. – Москва : Аргус, 1999.
16. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов /
Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000.
17. Технологическое оборудование пищевых производств / под ред.
Б. М. Азарова. – Москва : Агропромиздат, 1988.
18. Технология пищевых производств / под ред. Л. П. Ковальской. – Москва :
Агропромиздат, 1988.
19. Капитонова, Е. Н. Хронология важнейших изобретений и разработок в области конструкций химической техники / Е. Н. Капитонова, И. Е. Капитонов. –
Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 1998.
20. Введение в специальность «Машины и аппараты пищевых производств» /
С. Т. Антипов, В. Е. Добромиров, И. Т. Кретов и др. ; под ред. акад. РАСХН
В.А. Панфилова. – Москва : КолоС, 2007.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борщев, В. Я. Основы эксплуатации машин и оборудования : учебное пособие / В. Я. Борщев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.
2. В начале творческого пути. Советы студентам технических вузов : ме- тод. пособие / И. Н. Орлова, В. Г. Герасимов, П. Г. Грудинский и др. ; под ред.
В. И. Добрыниной. – Москва : Высшая школа, 1996.
3. Высшее техническое образование в России: история, состояние, пробле- мы развития / под ред. В. М. Жураковского. – Москва : Полиграф, 1988.
4. Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать (История инженерной профессии и её роль в современной культуре). – Москва : Знание, 1987.
5. Донченко, Л. В. История основных пищевых продуктов (введение в спе- циальность) / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. – Москва : ДеЛи, 2002.
6. Зюзина, О.В. Общая и специальная технология пищевых производств : лекции к курсу / О. В. Зюзина, Е. И. Муратова, Г. В. Матвейкина. – Тамбов :
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
7. Кайшев, В. Г. Пищевая и перерабатывающая промышленность России в новом тысячелетии // Пищевая промышленность. – 2001. – № 1. – С. 9 – 14.
8. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. – Москва :
Знание, 1990.
9. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Моск- ва : Высшая школа, 1996.
10. Машины и аппараты пищевых производств / под ред. В. А. Панфилова. –
Москва : Высшая школа, 2001.
11. Муратова, Е. И. Очерки по истории пищевых производств : учебное по- собие / Е. И. Муратова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001.
12. О концепции развития пищевой и перерабатывающей промышленности
Тамбовской области на 2003–2004 гг. – Тамбов, 2003.
13. Процессы и аппараты пищевых производств / под ред. В. Н. Стабникова. –
Москва : Пищевая промышленность, 1986.
14. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ : учебное пособие / под ред. М. М. Зиновкиной. – Москва :
Институт ИНФО, 2003.
15. Симоненко, О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники / О. Д. Симоненко. – Москва : Аргус, 1999.
16. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов /
Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000.
17. Технологическое оборудование пищевых производств / под ред.
Б. М. Азарова. – Москва : Агропромиздат, 1988.
18. Технология пищевых производств / под ред. Л. П. Ковальской. – Москва :
Агропромиздат, 1988.
19. Капитонова, Е. Н. Хронология важнейших изобретений и разработок в области конструкций химической техники / Е. Н. Капитонова, И. Е. Капитонов. –
Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 1998.
20. Введение в специальность «Машины и аппараты пищевых производств» /
С. Т. Антипов, В. Е. Добромиров, И. Т. Кретов и др. ; под ред. акад. РАСХН
В.А. Панфилова. – Москва : КолоС, 2007.