Файл: Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки 240700.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
64
своему здоровью и многое другое. Каких бы высоких результатов ни дости- гал студент самоотверженной работой в сессию – все они будут ниже того успеха, который даётся организованным трудом в семестре. Настоящий спе- циалист никак не складывается из сессионных штурмовщин. Ниже приведе- ны рекомендации, как готовиться и сдавать зачёты и экзамены.
1. Для овладения всеми изучаемыми дисциплинами студенту необ- ходимо в течение семестра самостоятельно заниматься 4–5 часов еже- дневно, кроме выходных дней.
2. Особенно важно выработать свой собственный, с учётом индиви- дуальных особенностей, стиль в работе, установить равномерный ритм на весь семестр. Под ритмом мы понимаем ежедневную работу приблизи- тельно в одни и те же часы, при целесообразности чередования её с пере- рывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли, самопринуждение. Од- нако со временем принуждение постепенно будет ослабевать, возникнет привычка и установленный режим превратится в потребность.
3. Чем эффективнее работа в установленные часы, тем больше сво- бодного времени останется. Содержание работы на каждую неделю в зна- чительной мере определяется расписанием занятий.
4. Главное – научиться сосредоточенности и целеустремлённости, не бросаться бессистемно от одной дисциплины к другой. В то же время не- целесообразно весь день заниматься только одним предметом или одним видом работы, например черчением. Это нередко приводит к более быст- рому утомлению. Опыт показывает, что наиболее разумно в течение дня заниматься двумя-тремя дисциплинами.
5. Особенно эффективен процесс усвоения знаний, если он происхо- дит на основе положительных эмоций, с увлечением, с повышенным ин- тересом. В первую очередь надо научиться владеть своими эмоциями, уметь перестраивать их, воздействовать на них разумом и волей. Целесо- образно подробнее узнать об изучаемой дисциплине, её практическом значении, истории возникновения, о выдающихся учёных и инженерах её создавших. От этого лишь возрастёт интерес к занятиям, а ещё лучше за- няться научной работой в этой области.
6. Нужно научиться не прерывать занятий и не отвлекаться, пока чи- таемое не получит логического завершения (например, чётко сформули- рованный вывод, тезис, принцип).
7. Чрезвычайно важно с наибольшей пользой для себя и общества использовать время, самые малые его промежутки. Сосредоточенная, упорядоченная умственная и физическая работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и менее утомительна, чем неор- ганизованный труд.
8. Порядок на рабочем месте и благоприятная окружающая обстановка существенно повышают эффективность умственного труда. Всё, что лежит на рабочем месте, должно помогать, а не отвлекать от работы. Поэтому нужно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
65
убрать книги, не связанные с темой занятий, всякого рода предметы, фото- графии, отвлекающие внимание. Но зато всё, что используется во время ра- боты, должно быть либо на столе, либо на рядом расположенных полках.
Здесь должен соблюдаться порядок, всё должно лежать на своём месте.
9. Рабочая комната должна быть хорошо проветрена.
10. На эффективность работы заметное влияние оказывает освеще- ние. Плохая или излишняя освещённость тетрадей и книг приводит к бы- строму утомлению не только глаз, но и всего организма, и эффективность занятий резко падает.
11. Успех на зачёте и экзамене во многом обусловлен тем, насколько систематически и глубоко работал студент в течение семестра. Совершенно очевидно, что серьёзно продумать и усвоить содержание изучаемых дисци- плин за несколько дней подготовки просто невозможно даже для очень спо- собного студента. Кроме того, хорошо известно, что быстро выученные на память разделы курса также быстро забываются после сдачи.
12. Подготовку к экзамену следует начинать с первого дня изучения дисциплины. Как правило, на лекциях подчёркиваются наиболее важные и трудные вопросы или разделы курса, требующие внимательного изучения и обдумывания. Нужно эти вопросы выделить и обязательно постараться ра- зобраться в них, не дожидаясь экзамена, проработать их, готовясь к практи- ческим или лабораторным занятиям, попробовать самостоятельно решить несколько типовых задач. Если, несмотря на это, часть материала осталась неусвоенной, ни в коем случае нельзя успокаиваться, надеясь на то, что это не попадётся на экзамене. Факты говорят об обратном: если те или другие вопросы курса не вошли в экзаменационный билет, преподаватель может их задать (и часто задаёт) в виде дополнительных вопросов. Не следует ос- тавлять без внимания ни одного раздела курса. Если не удалось в чём-то разобраться самому, нужно обратиться к товарищам; если и это не помогло выяснить какой-либо вопрос до конца, нужно обязательно задать этот во- прос преподавателю на предэкзаменационной консультации.
13. Чрезвычайно важно приучить себя самостоятельно мыслить, ду- мать и понимать суть дела. Очень полезно после проработки каждого раз- дела восстановить в памяти содержание изученного материала, кратко записав это на листе бумаги, изобразить необходимые схемы и чертежи, наметив последовательность выводов теоремы или формулы. Если этого не сделать, то большая часть материала останется не понятой, а лишь формально заученной, и при первом же вопросе экзаменатора студент убедится в том, насколько поверхностно он усвоил материал.
14. На непосредственную подготовку к экзамену обычно даётся три – пять дней. Этого времени достаточно только для углубления, расшире- ния и систематизации знаний, на устранение пробелов в знании отдель- ных вопросов, для определения объёма ответов на каждый из вопросов программы.
66
15. Работа студента во время сессии, так же как и в семестре, должна вестись планомерно и систематически. Очень важны сосредоточение и мобилизация, переключение и эмоциональная перенастройка, отдых, сон.
Огромное большинство людей этому никогда не учится. Между тем, ов- ладев перечисленными процессами вкупе с учебными навыками (работа с книгой, работа с конспектом, планирование), студент имеет все шансы избежать эмоционального стресса, истощающего нервную систему, пре- вращающего нормальный акт контроля в «барьер отчуждения», разумное испытание – в двустороннюю пытку для студента и преподавателя.
16. Нельзя полагаться на «авось повезёт». Опыт учения доказывает: обладаете ли вы отличной природной памятью или уже с детства весьма находчивы и сообразительны – так или иначе, отсутствие системы в рабо- те приведёт к существенным пробелам в знаниях, обесценит многие уси- лия, сведёт на нет прекрасные начинания.
17. Планируйте подготовку с точностью до часа, учитывая сразу не- сколько факторов: неоднородность материала и этапов его проработки
(например, на заучивание у вас уходит больше времени, чем на повторе- ние), свои индивидуальные способности, ритмы деятельности и привычки организма.
18. Научитесь отдыхать. Интенсивный труд и оптимальный отдых взаимоопределяют друг друга. Устраивая себе физзарядку или трениров- ку, не переусердствуйте. Чрезмерная физическая нагрузка наряду с общим утомлением приведёт к снижению тонуса интеллектуальной деятельно- сти. Рекомендуется делать перерывы в занятиях через каждые 50 – 60 мин на 10 мин. После 3–4 ч умственного труда следует сделать часовой пере- рыв. Для сокращения времени на включение в работу целесообразно ра- бочие периоды делать более длительными, разделяя весь день примерно на три части – с утра до обеда, с обеда до ужина и с ужина до сна. Каждый рабочий период дня должен заканчиваться отдыхом в виде прогулки, не- утомительного физического труда и т.п. Время и формы отдыха также поддаются планированию. Работая в сессионном режиме, студент имеет возможность увеличить время занятий с десяти (как требовалось в семе- стре) до тринадцати часов в сутки.
19. Начинать подготовку к зачётам и экзаменам следует с общего планирования своей деятельности в сессию, с определения объёма мате- риала, подлежащего проработке. Необходимо внимательно сверить свои конспекты с программой, чтобы убедиться, все ли разделы отражены в лекциях. Отсутствующие темы законспектировать по учебнику.
Более подробное планирование на ближайшие дни будет первым этапом подготовки к очередному экзамену.
20. Весь объём материала, который необходимо выучить, нужно распределить на ближайшие дни. Систематически изучайте материал по данному предмету с обязательной записью всех выкладок, выводов, формул.
67
21. Нужно чередовать углублённое повторение особенно сложных вопросов с беглым повторением всего материала. Повторяйте заученное через 15 – 20 минут, через 8–9 ч и на следующий день. Мысленно, сжато – вечером, перед сном и после сна, утром. При повторении целесообразно руководствоваться программами или оглавлением учебника, но ни в коем случае не билетами и не контрольными вопросами.
22. При подготовке к зачётам или экзаменам помимо конспекта лек- ций используйте учебники и рекомендованную литературу.
23. В любом случае будет полезным составление логических схем изучаемого материала. Уже само то, что составление их невозможно без детального осмысления и обобщения материала, говорит в пользу этого метода, так как доказано, что эффективность усвоения и запоминания ма- териала в огромной степени зависит от глубины его осмысления.
24. Вечер на кануне экзамена рекомендуется завершить небольшой прогулкой, и как можно раньше лечь спать (впрочем это легче советовать, чем выполнять).
8.5. САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ
ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основой для формирования рассматриваемого качества является на- личие у студентов самостоятельности как черты личности. Важнейшим компонентом процессуальной стороны профессиональной самостоятель- ности являются навыки сознательной организации личностью своей дея- тельности. В вузе с самого начала учёбы студента складываются объек- тивные условия, способствующие приобретению таких навыков. Во-пер- вых, вместо урочной, школьной системы здесь применяются новые фор- мы обучения: лекции, семинары, коллоквиумы и т.п. Занятия характери- зуются обилием учебной информации. Заучивание или просто запомина- ние учебного материала невозможно, требуется осмыслить и обобщить знания, применять их на основе изучения общих закономерностей и взаимо- связей.
Особое значение при этом приобретает самообучение, самообразова- ние и прежде всего умение постепенно приобретать навыки самостоя- тельной учебной работы. Во-вторых, для вуза характерна периодичность
(вместо школьной непрерывности) контроля знаний студентов, причём решающее значение имеют зачёты и экзамены по всем дисциплинам учебного плана. Конечно, практикуются и приёмы промежуточной про- верки знаний, но оцениваются только экзамены и дифференцированные зачёты. Поэтому очень существенным оказывается умение студента по- стоянно накапливать знания, постепенно расширять и углублять их, отде- лять главное от второстепенного. Такие навыки могут быть приобретены только в результате систематической и целеустремленной самостоятель- ной работы студентов. Для этого студентам необходимо выполнять сле- дующие рекомендации: