Файл: Участие медицинских сестер бакалавров в терапевти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Российской Федерации
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИ-
ТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы
Кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) на тему:
УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР – БАКАЛАВРОВ В ТЕРАПЕВТИ-
ЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА
Направление подготовки 34.03.01 Сестринское дело
«Допущен к защите»
Исполнитель:
Протокол №_______ от____________
Разбирин Даниил Александрович
(гр. 06-08, заочная форма обучения)
___________________________
Заведующий кафедрой:
Научный руководитель:
Касимовская Н.А., к.м.н., доцент
Островская Ирина Владимировна, к.псих.н., доцент
________________________________
________________________________
«Прошел защиту»
Оценка __________________________
Москва – 2016

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4
Глава 1Теоретический анализ системы терапевтического обучения больных сахарным диабетом 2 типа в структуре диабетоло- гической помощи населению
8 1.1
История развития терапевтического обучения больных са- харным диабетом за рубежом
8 1.2
История развития терапевтического обучения больных са- харным диабетом в России
10 1.3
Подготовка специалистов в области обучения больных са- харным диабетом
12 1.4
Концепция и методологические основы терапевтического обучения больных сахарным диабетом
14 1.4.1
Форма обучения
16 1.4.2
Наглядные методические материалы и литература для боль- ных
17 1.5
Возможность участия медицинских сестер – бакалавров в процессе терапевтического обучения больных сахарным диабетом 2 типа
19 1.6
Выводы
23
Глава 2 Изучение возможности интеграции медицинских сестер – бакалавров в процесс организации и проведения терапевти- ческого обучения больных сахарным диабетом 2 типа
25 2.1
Исследование существующих потребностей больных сахар- ным диабетом 2 типа в необходимых знаниях, умениях и навыках, которые они хотели бы усвоить в процессе обуче- ния и их мнения о возможности участия медицинских се- стер – бакалавров в терапевтическом обучении
25


3 2.2
Исследование готовности медицинских сестер – бакалавров к самостоятельному осуществлению и организации обуче- ния и определение их возможных компетенций в сфере те- рапевтического обучения больных сахарным диабетом 2 ти- па
40 2.3
Разработка сестринской программы терапевтического обу- чения больных, страдающих сахарным диабетом 2 типа
51 2.4
Выводы
54
Заключение
57
Список использованной литературы
60
Приложение А. Анкета для пациентов, страдающих сахарным диабе- том 2 типа
62
Приложение Б. Анкета для студентов 4 курса ФВСО и ПСР
68
Приложение В. Сестринская программа обучения пациентов, страда- ющих сахарным диабетом 2 типа
72

4
ВВЕДЕНИЕ
Сахарный диабет (СД) – группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся гипергликемией, которая является результатом дефектов секреции инсулина, действия инсулина или обоими этими факторами.
Сахарный диабет относится к числу наиболее распространённых хрони- ческих заболеваний, т.к. количество человек с этим заболеванием катастрофи- чески растет с каждым годом [22]. По данным Российского статистического ежегодника заболеваемость населения сахарным диабетом в 2000 году состав- ляла 1,62 млн. человек, а уже в 2014 – 3,43 млн. человек. Наиболее пугающие данные в отношении заболеваемости диабетом в России исходят из Эндокри- нологического научного центра Министерства здравоохранения Российской
Федерации. Согласно этим данным, 8 миллионов человек в России болеют диа- бетом, что составляет примерно 6 процентов населения, а в некоторых разви- вающихся эта цифра может доходить до 10 процентов и более [3]. Это лишь грубый подсчет, эпидемиологические данные по диабету в России неполные.
Указанные тенденции обуславливают ежегодное увеличение численности дис- пансерной группы у эндокринологов. Это приводит к высокой нагрузке врача на приеме, не позволяющей уделить достаточного внимания элементам обуче- ния пациентов правилам самоконтроля заболевания [19].
Наиболее часто встречающимися формами диабета являются тип 1, кото- рый обычно начинается в детстве или в юности, и тип 2, который обычно пора- жает взрослых людей (от 40 лет и старше), и вероятность проявления заболева- ния значительно увеличивается с возрастом и появлением избыточного веса. В общей структуре СД 90-95% составляет СД 2 типа, при этом фактическая рас- пространённость превышает в 2-3 раза зарегистрированную. Именно данный тип диабета ассоциирован с «эпидемией диабета». Увеличение распространен- ности СД 2 типа обусловлено образом жизни человека (переедание, гиподина- мия), что наблюдается среди населения развитых стран [22].
Сахарный диабет является актуальной проблемой мирового общества вследствие растущей заболеваемости и распространенности, ранней инвалиди-


5 зацией пациентов, которая приводит к ухудшению качества жизни и большим экономическим затратам государства.
Традиционными компонентами лечения сахарного диабета многие годы было принято считать диету, таблетированные сахароснижающие препараты и инсулин. Однако борьба с сахарным диабетом 2 типа и его осложнениями зави- сит не только от согласованной работы всех звеньев медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не могут быть достигнуты целевые зна- чения компенсации углеводного обмена при сахарном диабете. Хорошо извест- но, что проблема успешно может быть решена только тогда, когда все известно о причинах, стадиях и механизмах ее появления и развития [6]. Именно поэто- му неотъемлемой частью специализированной лечебно-профилактической по- мощи является необходимость обучения пациентов правилам самоконтроля за- болевания. Можно сказать, что диабетология явилась пионером в новом направлении медицинской науки, делающим больного активным и полноправ- ным партнером медицинских работников в лечебном процессе. Терапевтиче- ское обучение предусматривает активное вовлечение больного в самостоятель- ное управление хроническим заболеванием с постепенным повышением уровня ответственности за свое состояние, что позволяет более эффективно использо- вать все прочие средства лечения [22].
Обучение при сахарном диабете 2 типа является многофакторным тера- певтическим воздействием, которое выходит за пределы простого информиро- вания больных об особенностях течения заболевания, формирования у них навыков по регулярному самоконтролю гликемии и постоянному приему пред- писанных медикаментозных средств. Без обучения практически невозможно достичь умения пациента эффективно управлять своим заболеванием. А без этого недостижима метаболическая компенсация, профилактика осложнений, а значит, – долгая и полноценная жизнь [9]. Можно сказать, что терапевтическое обучения больных с сахарным диабетом является базисным компонентом лече- ния сахарного диабета и профилактики его осложнений.

6
Направленность программы терапевтического обучения должна быть строго практической, отвечающей принципу «разумной достаточности». Не следует углубляться в детали биохимии, патогенеза СД, в медицинскую терми- нологию, а наоборот, формировать мотивы и новые психологические установки для изменения своего поведения в связи с заболеванием [21]. По мнению ряда авторов, обучение пациентов способам управления хроническим заболеванием не требует врачебной квалификации. Анализ немногочисленных работ, посвя- щенных проблемам привлечения сестринского персонала для реализации целей терапевтического обучения пациентов в нашей стране, показал, что это реаль- ный шаг к повышению качества и доступности медицинской помощи пациен- там с хронической патологией [8,11,12,14,15].
Исходя из этого в последнее время все шире обсуждается интеграция спе- циалистов сестринского дела с высшим образованием в структуру кадрового обеспечения Школ самоконтроля больных сахарным диабетом 2 типа, как сред- ства повышения доступности и качества медицинской помощи [4,7]. Однако, современный этап развития до и последипломного образования в нашей стране не предусматривает подготовки специалистов для терапевтического обучения пациентов, нет нормативных документов, регламентирующих такую деятель- ность, не разработано методическое обеспечение для медицинских сестер.
Имеющийся опыт проведения терапевтического обучения медицинскими сест- рами носит разрозненный характер и во многом зависит от отношения руковод- ства и инициативы персонала [12].
Знания, получение медицинскими сестрами знаний по блокам психолого- педагогических и профессиональных дисциплин делает потенциально возмож- ным их участие в терапевтическом обучении пациентов с сахарным диабетом, обуславливая актуальность нашего исследования.
Таким образом, все вышеизложенное, позволяет сформулировать цель и задачи настоящего исследования.


7
Цель исследования: выявить возможность интеграции медицинских се- стер – бакалавров в процесс организации и проведения терапевтического обу- чения больных сахарным диабетом 2 типа.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
1. описать основные понятия, историю развития и методологические основы терапевтического обучения больных сахарным диабетом 2 типа;
2. исследовать возможные компетенции медицинских сестер – бака- лавров в сфере обучения больных СД 2 типа;
3. определить готовность медицинских сестер, получающих высшее образование (бакалавриат), к организации и проведению терапевтического обу- чения больных СД 2 типа;
4. выявить предпочтения больных СД 2 типа в необходимых знаниях, умениях и навыках, которые они хотели бы усвоить в процессе обучения;
5. разработать сестринскую программу обучения больных СД 2 типа.
Объект исследования: процесс организации и проведения терапевтиче- ского обучения больных СД 2 типа.
Предмет исследования: интеграция медицинских сестер – бакалавров в процесс организации и проведения обучения больных СД 2 типа.
Практическая значимость: возможность использования полученных ре- зультатов в практической деятельности и подготовке бакалавров сестринского дела.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирова- ние, методы статистической обработки данных.
Место исследования: Первый Московский государственный медицин- ский университет имени И.М. Сеченова, факультет высшего сестринского об- разования и психолого-социальной работы.

8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТЕРАПЕВТИ-
ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА В
СТРУКТУРЕ ДИАБЕТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ЗА РУБЕЖОМ
В настоящее время в странах с высоким уровнем диабетологической по- мощи обучение больных диабетом играет роль базисного компонента в лечении больных сахарным диабетом. Система обучения построена в соответствии с определенными научно - обоснованными концепциями [2]. История терапевти- ческого обучения берет начало еще в 20 – 30-х гг. прошлого века, когда его впервые применили в своей работе некоторые выдающиеся клиницисты – Э.
Джослин в США, Р. Лоуренс в Великобритании, К. Штольте в Германии, Рома в Португалии [9], но все же потребовалось более 50 лет, чтобы терапевтическое обучение принял характер интегрирующей части терапии СД и получила по- всеместное распространение.
В 1977 году редактор New England Journal of Medicine Ингельфингер об- ратил внимание медицинской общественности на очевидное отсутствие про- гресса в клинической диабетологии, несмотря на целый ряд значительных научных достижений. Тем самым была выражена неудовлетворенность врачей, больных, страховых компаний и органов здравоохранения, вызванная очевид- ной неспособностью существующей системы диабетологической помощи оста- новить рост осложнений диабета и увеличение расходов на оказание помощи пациентам. Требовался принципиально новый подход, который позволил бы эффективно осуществлять управление этим хроническим заболеванием путем вовлечения самого больного в лечебный процесс. В то же время появились пер- вые публикации, доказывающие возможность снижения частоты острых осложнений СД с помощью обучения. В дальнейшем было показано, что обу- чение может также влиять на компенсацию СД и поздние осложнения этого за- болевания [22].


9
Рассмотрев и объединив историю развития терапевтического обучения больных СД, можно выделить 4 основных этапа в лечении данного заболева- ния:
1 этап. 1921 год – открытие инсулина, что позволило продлить и сохра- нить жизнь многим больным с СД.
2 этап. 1946 год – открытие антибиотиков. Оно сделало возможным изле- чение инфекционных болезней, вызывающих декомпенсацию СД. Создание первых препаратов сульфанилмочевины в 50 – х годах привело к улучшению гликемического контроля при СД 2 типа, а внедрение в клиническую практику гиполипидемических и гипотензивных препаратов уменьшило распространён- ность и степень выраженности макрососудистых осложнений.
3 этап. 1972 год – включение терапевтического обучения в арсенал диабе- тологической помощи. Начало этому положило исследование Л. Миллера среди американцев мексиканского происхождения в Лос – Анджелесе. По данным, полученным в ходе исследования, число дней госпитализации после обучения снизилось с 5,4 до 1,7 (в дальнейшем эти показатели достоверно не отлича- лись). Таким образом, впервые был продемонстрирован потенциал обучения больных с СД в достижении стойкого терапевтического эффекта. Следует от- метить, что в то время уже были доступны высокоочищенные препараты инсу- лина, средства самоконтроля обмена веществ, однако, все это не могло быть ре- ализовано без обучения больных.
Кажущийся сегодня бесспорным, в те годы этот тезис носил «революционный» характер [1]. Центры, взявшие в дальней- шем на вооружение такой подход, снизили частоту декомпенсации диабета, ке- тоацидотической и гипогликемической комы примерно на 80%. Ампутации в группе риска больных с заболеваниями периферических сосудов и потерей бо- левой чувствительности были снижены примерно на 75%. Таким образом, обу- чение пациентов выделилось в самостоятельный раздел медицины хронических заболеваний [10].
4 этап. Законченные в 90 – х годах прошлого века широкомасштабные многоцентровые исследования по изучению влияния компенсации углеводного

10 обмена на развитие поздних осложнений (DCCT, 1993; UKPDS, 1998) показали, что вместе с обучением больных основным условие достижения хорошего кон- троля заболевания была организация длительного наблюдения. В настоящее время это новая область здравоохранения требует особого внимания и интен- сивного развития [22].
Таким образом, хотя и предпосылки для внедрения терапевтического обучения появлялись уже в 20 – 30 – х годах прошлого века, понадобилось бо- лее 50 лет поиска научно – обоснованных подходов интеграции данного про- цесса в оказание диабетологической помощи населению. Впервые «революци- онные» возможности обучения были продемонстрированы в работе Л. Миллер в 1972 г., которая обеспечила необходимые эпидемиологические доказатель- ства того, что психосоциальный и обучающий подход может оказать помощь в лечении и снизить количество острых осложнений диабета [10]. Причиной столь долгих поисков являлись ошибки в методологии, которые допускались исследователями на любом этапе обучения, от набора больных (объединение больных с разными типами СД) до выбора наглядных пособий (злоупотребле- ние аудио-, видеоматериалами). Основной же проблемой, как правило, являлась подмена обучения простым информированием больного, без вовлечения его в этот процесс.
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В РОССИИ
Начало терапевтического обучения больных СД в России как полноправ- ного направления научной диабетологии можно отнести к 1989 году, когда в
Эндокринологическом научном центре МЗ РФ стартовало первое отечествен- ное исследование эффективности структурированной программы лечения и обучения больных СД 1 типа, разработанной в клинике университета Г. Гейне
(г. Дюссельдорф, Германия), и рекомендованной ВОЗ. По результатам 2- летнего наблюдения была доказана эффективность обучения в отношении кли- нико - метаболических (уровень гликированного гемоглобина, частота эпизодов